Рейс длиною в жизнь стр. 72

Наталья Якубович
 
    ЗАБАЙКАЛЬСК
Направление, кото-
рое я выбрала себе сама,
представляло собой не-
ординарный маршрут
до Забайкальска, от-
дельным, прицепным
вагоном. В Забайкальск
устремлялись многочис-
ленные, так называемые, «туристы». Но не сам, богом забытый го-
родок, интересовал «туристов», где истощённые коровы жителей
окраины паслись вдоль железнодорожного полотна, пережёвывая
картонные коробки и огромные целлофановые мешки, безнака-
занно выбрасываемые «туристами» из окон вагонов, прибываю-
щих на станцию из мегаполисов. Забайкальск внезапно стал по-
пулярен тем, что там расположен таможенно-пограничный пункт
пропуска поездов и автотранспорта, в ставшую в одночасье дру-
жественную страну Китай. Цель у «туристов» была житейская,
поскольку этот самый «туристический тур» в китайский город,
расположенный в двух шагах от границы, помогал выживать об-
нищавшей в перестроечные годы интеллигенции.
В огромной массе своей – учителя, врачи, инженеры, артисты
сменили некогда престижные профессии на профессию торгаша
на рынке. И, становились челночниками, на время поездки за то-
варом низкого качества, но, позволяющего согласно своей копееч-
ной цене, хоть как-то удовлетворить спрос малообеспеченного
населения.
В напарниках у меня был, уйдя из бригады, мой верный друг
и брат, Ковригин Александр.
После прибытия в Забайкальск и высадки «туристов», наш
вагон осаживали на запасные пути станции, где он простаивал в
течение 5-7 дней, в ожидании возвращения пассажиров.
Обратный путь до Омска напоминал цыганский табор, когда
многочисленные баулы, вперемежку с коробками быстро завари-
вающейся лапши, загружались в вагон, заполняя все мыслимые и
немыслимые пространства. Постелью туристам-челнокам служи-
ли набитые вещами баулы, устилающие пол в купе и в коридоре.
Они же являлись и дорожкой для прохода по вагону.
Когда автобус, набитый вещами, после прохождения тамо-
женно-пограничного поста, подъезжал к вагону, непременно,
следом за ним, следовал легковой автомобиль японской сборки.
Вальяжный таможенник, выйдя из автомобиля, с чёрным пла-
стиковым пакетом в руках обходил строй челночников, которые
в этот самый пакет бросали оговорённую заранее сумму денег.
С набитым до верха пластиковым пакетом, таможенник подпи-
сывал сопроводительные документы на груз. Растаможка товара
состоялась без вскрытия баулов и коробок, даже без визуального
осмотра и взвешивания.
В конце второго месяца нашей туристической эпопеи, когда
вагон отстаивал на путях в Забайкальске, ожидая очередную пар-
тию челночников, от начальника станции мне передали записку.
В ней сообщалось о том, что необходимо срочно связаться с на-
чальником нашего депо. Мы с Сашей поспешили на почту, где по
межгороду меня соединили с Владимиром Михайловичем Лари-
ным. После того, как мы поздоровались, начальник депо твёрдым
голосом, не терпящем возражения, сказал мне, чтобы по возвра-
щении в Омск я принимала состав воинского эшелона. И, что
приказ о моем назначении вновь начальником поезда, уже подпи-
сан. Так, двухмесячное моё «свободное плавание» закончилось,
не успев начаться.               
 
продолжение следует