379 Немецкий F-4 Фантом 1 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

379. Немецкий F-4 «Фантом». 1 августа 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Среда 1 августа 1973 года, Дневная температура: мин.: 15.0°C, средняя: плюс 17.0°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:12, заход солнца – 20:35 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 759 мм. рт. ст. Скорость ветра - 9 м/с.

Следом за низколетящими с ужасным рёвом и грохотом немецкими истребителями-бомбардировщиками F-104А «Старфайтер» в среду 1 августа 1973 над нами регулярно начали летать на большой высоте натовские «фантомы». Мы для них были бесплатной мишенью для тренировок и обучения, для учебно-боевых атак, а они для нас также были мишенями для тренировки личного состава "рогачей" БЧ-2 (командир капитан-лейтенант А.П. Котов) и зенитных ракетных батарей корабельных ПВК ЗРК "Оса-М" - зенитной ракетной батареи ЗРБ-1 (командир батареи лейтенант А.А. Турчак) и зенитной ракетной батареи ЗРБ-2 (командир лейтенант В.А. Михайлов). Артиллерийская батарея АК-726 № 3 (командир ЗБ-3 лейтенант В.Г. Бочковский) не смогла бы сбить высоколетящие скоростные воздушные цели, но на встречных курсах, то есть в упор, могла... Был такой случай с одним советским эсминцем в Средиземном море, когда одним выстрелом из орудия главного калибра был сбит низколетящий американский "фантом"...

Тот самолёт, который сейчас после обеда летал над БПК "Свирепый" был точно "фантом", потому что имел характерный силуэт на фоне бе6лёсого неба, очертания крыльев, хвоста и фюзеляжа. Сектерный справочник-каталог самолётов и кораблей США и НАТО дал такую информацию по этим натовским «фантомам»:

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) – истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения. F-4 «Фантом» - это «первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия. Заказчиком самолёта F-4 «Фантом» является командование ВМФ США, потому что нужен был самолёт, который мог перехватить в воздухе советские стратегические бомбардировщики. Американцы традиционно рассчитывали на мощь своих стратегических бомбардировщиков и пугались таких же советских бомбовозов…

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» мог летать со скоростью большей, чем F-104 «Старфайтер» и обладал несравнимо большими боевыми возможностями, чем эта «ракета с человеком внутри». F-4 «Фантом» имел новейшую импульсно-допплеровскую РЛС, новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), использовал новейший материал - титановые сплавы. F-4 «Фантом» первым среди американских самолётов мог сам, без помощи наземных станций наблюдения и наведения, а также без визуального контакта найти, опознать и атаковать любую наземную, надводную и воздушную цель. F-4 «Фантом» уже был серьёзным и трудным «вероятным противником»…

Возможности F-4 «Фантом» были такими, что эти самолёты использовались одновременно воздушными, морскими и сухопутными вооружёнными силами США и НАТО. F-4 «Фантом» одинаково успешно действовал как «самолёта воздушного превосходства», как истребитель-перехватчик, как самолёт наземной поддержки, как самолёт ПВО, как ударный штурмовой самолёт дальнего радиуса действия и как самолёт для обороны флота, а также как самолёт-разведчик. F-4 «Фантом» установил несколько мировых рекордов: рекорд высоты полёта в 30 040 метров (6 декабря 1959 г.), рекорд скорости - 2585,425 км/час (22 ноября 1961 г.) и рекорд скорости на малой высоте - 1452 км/час. Дело в том, что двигатели F-4 «Фантом» позволяли ему легко достигать скорость в два раза превышающую скорость звука. При этом F-4 «Фантом» оставался очень сложным самолётом в обслуживании и для управления в полёте. Особенно чувствителен был F-4 «Фантом» к штопору…

В 1967 году в США «поднимали на крыло» 72 самолёта F-4 «Фантом» в месяц. Американские вооружённые силы и НАТО в 1973 году имели более 4000 самолётов F-4 «Фантом» разных модификаций. F-4 «Фантом» были в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Западной Германии F-4 «Фантом» на боевом дежурстве в Балтийском находился до 2015 года… В небе над Вьетнамом американские F-4D «Фантом» сбили в воздушных боях 106 самолётов (66 МиГ-21, 34 МиГ-17 и 8 МиГ-19). Вьетнамские МиГ 21 сбили 103 самолёта F-4 «Фантом», МиГ-17 – 14 F-4 «Фантом», МиГ-19 – 5 американских F-4 «Фантом». При этом американцы утверждают, что во Вьетнаме они потеряли всего (всех, любых своих самолётов) только 67 штук "фантомов"…

Самым малоэффективным оружием F-4 «Фантом» были ракеты «воздух-воздух», поэтому на самолёт вернули авиационные пушки. Самым эффективным оружием против F-4 «Фантом» во Вьетнаме оказались советские зенитные ракеты ПВО Р-3С. 2 декабря 1966 года («чёрная пятница» Вьетнамской войны для США) этими ракетами были сбиты 8 американских самолётов, в том числе пять F-4 «Фантом». Теперь натовские F-4 «Фантом» должны были сбивать наши ракеты 9М33 ЗРК «Оса-М»…

Во время первой войны арабов с израильтянами 11 сентября 1969 года израильский F-4 «Фантом» сбил первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, впервые был сбит израильский F-4Е «Фантом». 9 декабря 1969 года в воздушном бою египетский МиГ-21 сбил израильский F-4 «Фантом». 12 февраля 1970 года израильские F-4 «Фантом» «разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала, при этом 70 рабочих погибло и более 100 ранено». 8 апреля 1970 года «F-4 «Фантом» израильских ВВС разбомбили начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, ещё более 50 получили ранения различной степени тяжести». 13 апреля 1970 советские лётчики на МиГ-21 перехватили два израильских F-4 «Фантом» и... то ли сбили, то ли не дали им отбомбиться..., но 8 июня 1970 года два израильских F-4 «Фантом» точно были сбиты египетскими МиГ-21.

Я, затаив дыхание, слушал тихий говор командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова и замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина на ходовом мостике и их воспоминания, когда они наблюдали за полётами натовских F-4 «Фантом» и слушали доклады ракетчиков БЧ-2 на ГКП (главном командном пункте). Это была настоящая боевая работа "рогачей" (БЧ-2) и наши командиры внимательно следили за действиями личного состава и офицеров БЧ-2 на боевых постах. Ракетно-артиллерийская боевая часть под руководством командира БЧ-2 капитан-лейтенанта Александра Прокофьевича Котова тренировалось так, что с моряков пот «струился ручьём» и им некогда было смахнуть его, отвлечься от экранов локаторов и от планшетов БИП (боевого информационного поста). Всё время шли доклады о новых и новых целях, цифры, данные скорости, курса и высоты полёта натовских самолётов. Командир БЧ-2 капитан-лейтенант А.П. Котов сначала с волнением и напряжением, а потом уже быстро, ловко и точно руководил подчинёнными, отдавал команды, принимал доклады. Вскоре напряжённая боевая работа ракетчиков БЧ-2 вошла в нормальную и привычную «колею».

Теперь и я, неотрывно смотрящий в окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М, тем самым маскирующий своё присутствие на ходовом мостике рядом с креслом командира корабля, мог затаив дыхание, слушать тихие признания Евгений Петровича Назарова и Дмитрия Васильевича Бородавкина…

- Тогда в июле 70-го СССР поставил в Египет ракеты ПВО, - сказал Дмитрий Васильевич Бородавкин, - и до конца июля были сбиты 5 израильских «Фантомов». Шесть пилотов из этих «Фантомов» были взяты египтянами в плен.
- А после 3 августа 1970 года, - сказал Евгений Петрович Назаров, - как раз перед подписанием перемирия, наши сбили ракетами С-125 ещё два «фантома» F-4. Один самолёт упал, второй еле-еле дотянул до своей базы.
- Только израильтяне нам тоже дали жару, - подхватил Дмитрий Васильевич Бородавкин. – Помните, как 30 июля 1970 года, почти ровно три года тому назад, израильские лётчики на американских «Фантомах» и французских «Миражах» сбили пятерых наших лётчиков на «МиГ-21»?
- Сейчас на Ближнем Востоке перемирие, - сказал задумчиво командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров. – С 8 августа 1970 года они не воюют…
- 21 февраля этого года (1973), - сказал Е.П. Назаров, почему-то отвернувшись к переднему иллюминатору ходового мостика, за которым вширь и вдаль сверкало белыми барашками изумрудное море пролива Каттегат, - два вот таких же F-4 «Фантом» перехватили над территорией Египта ливийский пассажирский самолёт Боинг 727.
- Они приняли его, - продолжал командир корабля, - за египетский грузовой самолёт. Вот эти самые F-4 «Фантом» расстреляли ливийский Боинг 727 из пушек. «Боинг» упал в египетской пустыне. Из 113 человек на борту выжило только пятеро…

Командир и замполит БПК "Свирепый" замолчали так, что было слышно, как скрипят подошвы ботинок у вахтенного офицера. Я уже «другими глазами» смотрел на далёкие силуэты летящих высоко в небе натовских «фантомов» и они мне все меньше и меньше нравились. Мне уже не хотелось читать дальше справку по тактико-техническим характеристикам самолёта F-4 «Фантом». Мне хотелось их сбивать…

Справка: ТТХ Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II):
- Экипаж: 2 чел.
- Макс. скорость: 2585 км/ч.
- Боевой радиус: 1120 км.
- Дальность полёта: 2380 км.
- Практический потолок: 18898 м.
Размеры:
- Длина: 17,78 м.
- Высота: 4,95 м.
- Размах крыла: 11,7 м.
- Площадь крыла: 49,23 кв.м.
- Макс. взлётная масса: 20230 кг.
Силовая установка:
- Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8.
- Тяга двигателя (форсаж), кН: 2 х 79,4.
Вооружение:
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61 Vulcan.
- Боезапас: 725.
- Кол-во точек подвески: 10.
- Масса подвесных элементов: 7275 кг.
Подвесные вооружения:
- AIM-7, AIM-9, AGM-12,
- свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы,
- до пяти 1401 литровых ПТБ.

Изначально самолёты F-4 "Фантом" для ВМС США имели обозначение F4H, а для ВВС -  F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений самолётов ВС США все «Фантомы» получили обозначение - F-4.

Модификации F-4 "Фантом":
- F4H-1F (F-4A) - первая модификация для ВМС и морской пехоты США (45 ед.).
- F4H-1 (F-4B) - истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или ?8B) (649 ед.).
- RF-4В (F4Н-1Р) - фоторазведчик на базе F-4В (первый полёт 12.03.1965).
- F-4G (но не F-4G «Wild Weasel») - модификация самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963) (12 ед.).
- F-4J - палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).
- F-4N - усовершенствованный палубный истребитель (первый полёт 04.06.1972).
- F-4S - глубоко модернизированных из F-4J палубный истребитель с новым оборудованием и двигателем.
- F-4С - первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963 F-110A).
- RF-4С (RF-110А) - фоторазведчик на базе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
- F-4D - улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.1965).
- F-4Е - усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967) с БРЭО на микроэлектронных схемах и с телевизионной системой слежения за воздушными целями «Тисео» (система опознавания самолётов противника на большом удалении).
- F-4G Wild Weasel V (не F-4G для ВМС) - противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).
- F-4EJ - F-4E, самолёты производившиеся по лицензии в Японии корпорацией "Мицубиси дзюкогё".
- F-4F - модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ. В отличие от F-4E, не имели топливного бака N7, что позволило уменьшить массу машины до 13 300 кг. В июне 1971 года было заказано 175 F-4F, в мае 1973 года первый немецкий истребитель F-4F поднялся в воздух. Вероятнее всего, именно этот самолёт F-4F ВВС ФРГ тренировался в налётах на БПК "Свирепый" в начале августа 1973 года в районе мыса Скаген (Дания).

В 1976 году по программе "Peace Rain" была начата модернизация самолётов F-4F ВВС ФРГ, в 1983 году - началась вторая программа модернизации (ICE) F-4F "Фантом" (до 1990 года). В 2012 году на вооружении ВВС ФРГ оставалось 21 единиц F-4F "Фантом", последний был снят с вооружения 30 июня 2013 года.

Фотоиллюстрация: 01 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Все удачные фотографии немецких самолётов F-4 "Фантом", сделанные мной в начале августа 1973 года, пошли в отчёт визуального разведчика и в альбомы командира корабля и замполита. Мне остался только этот невзрачный снимок... Я добавил к своему фотоснимку только рисунок знаменитого самолёта американского производства McDonnell Douglas F-4 Phantom II под обозначением "F-4F" для ВВС ФРГ, который, вероятнее всего, пикировал и тренировался в ракетно-бомбовых атаках на наш корабль в этот день - в среду 1 августа 1973 года. Как же нам, экипажу БПК "Свирепый", хотелось его сбить!