Рейс длиною в жизнь стр. 74

Наталья Якубович
   
ГЛАВА VI.         ВОЗВРАЩЕНИЕ

                ПЕРВАЯ ЧЕЧЕНСКАЯ. ВОИНСКИЙ ЭШЕЛОН. КАЗАНЬ

     Работа на воинском эшелоне совпала с годом первой чечен-
ской войны. 11-го декабря 1994-го года началось выдвижение
Российских войск в направлении чеченской столицы – города
Грозного.
После долгого перерыва назрела необходимость формирова-
ния воинских эшелонов для перевозки призывников, курсантов
учебок (учебка в российской армии представляет собой вой-
сковую часть, в которой новобранцы проходят обучение, по ка-
кой-либо специальности), контрактников. Один из таких соста-
вов достался мне. Проводники из бывшей моей бригады стали
возвращаться под моё крыло.
Проехав по европейской части России, в декабре 1994-ого
года мы прибыли в Санкт-Петербург. После того, как наш поезд
отстоял два дня в северной столице, его перенаправили в Казань.
Тёплая погода в Санкт-Петербурге ласково прогрела ребристые
бока вагонов, которые, при приближении к Казани промерзали
вновь, покрывая пол в топочных отделениях толстым слоем льда,
образовавшихся от воды подтекающих насосов.
Состав поезда, приветливо дав гудок, проехал мимо главного
вокзала и остановился в Арске. В том самом Арске, где в 1997-м
году потерпел крушение поезд № 196. Моё любопытство рассмо-
треть то место, где упал поезд, впоследствии вылилось в простуд-
ное заболевание.
Я вышла на перрон, глотнула холодный воздух, и задохнулась
от спазма в груди, когда ледяные струи воздуха попали в лёгкие.
Через некоторое время наш эшелон вернули в Казань и оса-
дили на последние пути платформы вокзала, на туристическую
площадку.
Я поспешила в железнодорожную комендатуру, находившуюся
неподалёку от вокзала. Познакомившись и пообщавшись с офице-
рами комендатуры, я рассказала о своём желании погреться в бане
с веничком. На что комендант предложил договориться с руковод-
ством локомотивного депо о сауне, находящейся на их территории.
После моего возвращения в состав, мы с проводниками штабного
вагона собрали сменное бельё, и пошли обратно в комендатуру. Но,
сауна в локомотивном депо была занята, и нам предложили прое-
хать несколько остановок до общественной бани.
Выйдя из комендатуры, я увидела кислые лица своих прово-
дников. Ехать в какую-то баню в незнакомом городе им не хоте-
лось. Тогда Ольга Львовна Чередниченко предложила устроить
баню с паром в вагоне, не хуже, чем в сауне.
По дороге в состав поезда, на
путях мы нашли рельсовые под-
кладки (железобетонные шпалы и
рельсы скрепляются с применением
подкладки, защищающей стыки от
попадания влаги, а также обеспечи-
вающей электроизоляцию). Раско-
чегарив уголь в топке, Ольга закинула туда эти подкладки. На-
грев до красного состояния, положила подкладки в ведро. Затем,
поставив его на пол в туалете, плеснула туда водой. Пар от них
стоял такой, что мыться пришлось наощупь. Пропарилась я тог-
да хорошо, но горячим паром ещё больше усугубила начавшееся
заболевание. Через час я уже не могла дышать, кашель разрывал
грудь на части. Пришлось вызывать врачей из медпункта вокзала.
Вечером меня пришли проведать офицеры комендатуры, со
своими питомцами, собаками разных пород. Память на имена и
на лица у меня всегда была отменная. А, если учесть, что Казань
является столицей Татарстана, то имена офицеров: Ринат, Равиль,
Рашид для Ольги Чередниченко были за гранью запоминания.
Как только ребята разошлись, Ольга спросила меня – как я так
быстро запоминаю всех по имени? Да ещё и всех собак – питом-
цев офицеров, по кличкам помню.
Через несколько дней, после того, как наши вагоны запол-
нились призывниками, уезжающими служить на Тихоокеанский
флот, воинский эшелон взял курс на Владивосток.
Пассажирами штабного вагона являлись офицеры штаба эше-
лона. Возле купе начальника эшелона нёс службу дневальный из
числа старослужащих, приехавший с офицерами за призывника-
ми.
Как-то раз, рано утром, когда Ольга Львовна протирала пол в
косом коридоре возле служебного купе, раздался громкий возглас
дневального: «Ольга Львовна! А там гальюн работает?» При во-
просе дневальный махнул рукой в сторону последних трёх купе и
туалета. Ольга, распрямившись, откинула пышную чёлку, спада-
ющую на глаза, и ответила дневальному: «А кто его знает, сынок,
может и работает. Я же вас всех по фамилии не помню!»
Позднее, я познакомилась с замечательным поэтом-прозаи-
ком Владимиром Белявским. После того, как я рассказала исто-
рию с гальюном, Владимир тут же отреагировал, написав коро-
тенький, но такой ёмкий анекдот, уложившийся в четыре строчки.
Так, брошенная фраза Ольгой, моей проводницей штабного ваго-
на и напарницы Саши Ковригина, получила статус быть увеко-
веченной в анекдоте, ставший крылатым, благодаря Владимиру
Белявскому.

Гальюн. Анекдот
- Гальюн*) работает? – спросил матрос,
Взглянув на сторожа райкома.
- Я не могу ответить на вопрос,
Мне эта личность не знакома.

         * Гальюн – туалет на судне.

продолжение следует