Эсфигменский монастырь

Арсений Загаевский
В связи с нынешним конфликтом внутри православия, может быть, вы думаете (если вы вообще об этом думаете), что раньше вселенского (константинопольского) патриарха никто никогда поминать не прекращал. А вот и нет. Это ещё в 60-е годы сделала братия афонского монастыря Эсфигмен. Те, кто в теме, историю знают, а для остальных после небольшой паузы сообщим:

После того, как тогдашний вселенский патриарх пошёл на контакты с римским папой, вышеуказанная братия назвала его экуменистом, отступником от идеалов православия и прекратила поминать на службах. Конфликт постепенно разгорался, и в 1974 г. эсфигменских монахов патриархат сам объявил схизматиками, то есть, находящимися вне церковного закона, и приказал «очистить помещение».

Дальше было много интересного. Братия, естественно, отказалась. Монастырю отрезали электричество и телефон - с тех пор так и живут. Потом были назначены альтернативные монахи Эсфигмена, но их в монастырь не пустили. Между двумя братиями произошла большая драка в центре Кареи - административного центра Афона. У Эсфигмена отняли собственность в той же Карее, фактически лишив основной части средств существования. Он не сдавался.

Тогда греческие власти решили штурмовать монастырь силами самого настоящего спецназа. Ведь Афон - фактически автономная республика с особым статусом, поэтому неповиновение его церковным властям считается неповиновением государству. Было предпринято несколько попыток, но ни одна из них не увенчалась успехом. Почему - на этот счёт я слышал несколько версий. Да, монастырь представляет собой настоящий средневековый замок и взять его совсем непросто. Но говорили и о том, что спецназ не очень старался (что похоже на правду).  И даже что сама Богородица дала им команду по рации прекратить штурм (гм...). А также что некоторые из  штурмовавших потом приняли постриг и пришли в Эсфигмен, повесив свои боевые награды перед чудотворной иконой Божьей Матери (навешано там, как водится, действительно много чего; есть ли ордена и медали - не разглядел...).

После этих событий состоялись суды и несколько монахов получили заочные тюремные сроки за неповиновение властям и изготовление и применение боеприпасов (в частности, коктейля Молотова). Наибольший срок - 20 лет - получил настоятель монастыря отец Мефодий со смешной фамилией Папаламбракопуло. Но привести приговоры в исполнение не удалось, а в последнее время от Эсфигмена, кажется, отстали. У монахов соседнего Ватопеда, например, это название не вызывало никакой аллергии; мне подробно там объяснили, как пройти (около 12 км).

Что интересно, сам Эсфигмен считает себя находящимся в юрисдикции вселенской патриархии и готов к восстановлению участия в органах администрации Афона и прочем. Вероотступниками здесь полагают только конкретных патриархов. Всех за последние полвека.

Живут монахи Эсфигмена по-прежнему без электричества, если не считать маленького дизельного генератора для неотложных нужд. Пользуются масляными лампами, фонариками на лоб с солнечной батарейкой, но в основном - световым днём. Кстати, в отличие от других монастырей, здесь не понимают нашего времени вообще. Дело в том, что (тоже для тех, кто не в курсе) по всему Афону используют византийское время, когда полночь наступает с заходом солнца. Но в общении с мирянами называют наше, общепринятое. В Эсфигмене же, когда спрашиваешь, там, во сколько у вас служба или трапеза, тебя в ответ спрашивают, сколько сейчас на твоих часах, и начинают производить вычисления.

Имеется несколько автомобилей - все без номеров. А на случай, если не будет горючего - настоящая карета: для мулов и лошадок-то топливо есть всегда. Опять же в отличие от других монастырей, прямо внутри крепостных стен - немаленький виноградник и плодовые деревья, не говоря о нескольких колодцах, всё на случай осады...

Радушны. Узнав, что русский, пустили без слов. Кельи для паломников - прямо над морем, волны чуть ли не бьются в стену - потрясающее ощущение. Аскетично, но чистое бельё, тёплые одеяла, печурка. И кормежка с графинчиком собственного вина. Это при том, что почти у всех монахов рясы и подрясники в заплатках. Впрочем, некоторые из паломников-завсегдатаев, с кем разговаривал, считают, что это немножко шоу, поскольку греки вообще очень любят обездоленных и пожертвования Эсфигмену не иссякают.

Я не знаю, кто во всём этом противостоянии прав, а кто виноват: не моего это ума дело (или, как почему-то говорят в кругах, где мне приходится вращаться, “above my pay grade” - как будто способность иметь мнение зависит от того, сколько тебе плотют). Но я вот чего подумал. С годами для меня из человеческих качеств всё больше выходит на первый план способность иметь убеждения (не так важно, какие) и не просто иметь, а жить в соответствии с ними. Как опять же у наших партнеров говорят “walk the talk”. И когда на стене Эсфигмена (как раз кельи, где я ночевал), написано «Православие или смерть», я понимаю, что они это абсолютно серьёзно. В отличие от нынешних танцев вокруг украинской церкви, где по мне так (что с одной, что с другой стороны) - в основном политика и экономика.

Когда я часов в шесть утра после службы покидал Эсфигмен со своим бэкпэком на спине (надо было идти в следующий монастырь), на приступочке храма сидел тот самый настоятель отец Варфоломей - пожилой, коренастый, с круглой окладистой бородой - и с совершенно блаженным видом неторопливо скручивал косички из красных ниток - таковые используют во всяких церковных поделках. Я подошёл и попросил благословить на дорожку. Благословил.

Вы меня можете спросить (если, опять же,  всё это вообще вам интересно) - а чего ты поперся на Афон, запретили же? Отвечу: я, конечно, не особо искушён в вопросах православия, но не считаю, что т.Гундяев может такие вещи запрещать (кстати, говорят, по храмам Стамбула, а они все в ведении вселенского патриарха, ходят посланцы московского и сулят проклятия всем посещающим их россиянам). Писание я всё-ж таки читал, и, как выразился классик: «Покажите, где у Карла Маркса сказано, что подъезд второго дома по Пречистенке надо забить досками и всем ходить через чёрный ход»?

Русских на Афоне пруд пруди, и всё больше воцерковленные, мне не чета.