Гл. 16. Сыновьям нужно доверять

Валерий Ростин
            
    
            На служебной лестнице стойте справа.
                Не мешайте идущим вниз…

 Глеб явился к нему вечером, сразу после Насти, заявившей, что она, для того чтобы её муж скорее выздоровел, теперь будет навещать его каждый день.
   Счастливо улыбаясь, она достала из своей сумки два паспорта, открыла их, и показала Олегу, штампы об их регистрации.
   - Ну, теперь Настенька, ты моя настоящая жена, даже по документам и я очень горжусь этим.
   Она в ответ рассмеялась, и тихо сказала:
- После нашей с тобой встречи, там, в школе, мне было уже всё равно. Главное, что ты был рядом, и я от этого была очень счастлива.
  - Я тоже стал счастливым, когда тебя встретил.
   Потом Настя рассказала ему про то, как идут дела у неё в школе, и про двух своих любимчиков Костю и Олю.
   - Представляешь, им обоим всего по одиннадцать лет, а они уже по-настоящему дружат, помогают друг другу. Костя мальчишка весёлый, шустрый, жизнерадостный, всё на лету схватывает.  Оля же, наоборот, тихая, спокойная, немного тугодумка, но рядом с ним, а они сидят вместе с первого класса, тоже прилично успевает.
    У меня их тридцать человек в классе, восемнадцать девочек и двенадцать мальчиков, но только эти двое уже дружат, и главное, никто над ними не подтрунивает, когда они вместе идут домой, или в школу, и Костя несёт на себе и Олин рюкзак. Никто, представляешь?
 - Что Алла пишет, как у неё дела, - поинтересовался Олег, внимательно слушая Настю.
  - Алла вчера звонила мне, я ей всё рассказала, и про твою болезнь, и про нашу регистрацию в палате. Она очень порадовалась за меня, предавала тебе привет, и пожелание поскорее выздороветь. Сказала, что у неё всё хорошо, уже осень наступает, как и у нас, в общем, не жалуется.
   - Не сказала, когда у неё отпуск?
   - Сказала. В марте следующего года, не раньше, а что?
  - Вот приедет твоя Алла к нам сюда в отпуск, тогда и свадьбу сыграем, человек на триста, в самом дорогом ресторане города. Как, ты не против этого? – и Олег, улыбнувшись, посмотрел на неё.
- А почему только триста? Может больше народа придёт? – лукаво глядя ему в глаза, ответила Настя. – Лично я не против. Гулять, так гулять!
   - Меня не забудьте пригласить, -  невольно слушая их разговор, сказал Геннадий.
  - А как же? Вы же были свидетелем у нас при регистрации, Ваше место Геннадий,  будет рядом с женихом и невестой, - весело ответила ему Настя, и все в палате дружно рассмеялись.
   - Ну, теперь главное дожить до марта, а там уж погуляем, водочки попьём, - в ответ  пошутил Геннадий, и настроение у всех заметно улучшилось.
  - Да уж! – оторвавшись от книги, проговорил Фёдор. – Главное, дожить до весны, а потом до следующей и так далее…
   После ухода Насти, настроение у трёх мужчин заметно ухудшилось, но они разом пошли в столовую, поужинали диетическим «бигусом» с компотом и вернулись в палату.
  Когда пришёл Глеб, Олег вышел с ним в коридор, они прошли к лифту, сели там, на  кушетку, и он сразу задал ему вопрос:
 - Скажи Глеб, ты как считаешь, твоему Юрию, можно доверить самостоятельное дело? Ну,  почти самостоятельное,  но под нашим с тобой наблюдением? Как считаешь, он всё-таки твой сын, и ты его лучше знаешь?
  Глеб с недоумением посмотрел на своего директора, а потом быстро ответил:
  - Я думаю можно. Парень ответственный, не избалованный, диплом с отличием получил, в цехе его ценят и уважают, несмотря на молодость.
  - Сколько ему стукнуло?
  - Двадцать восемь.
  - Не женат?
  - Пока нет, но девушка есть, Инной зовут, у нас в конструкторском бюро работает, нам с Ириной она очень нравится.
   - Это же прекрасно, раз так.
   - А в чём дело шеф? Вы что-то задумали?
   - Да Глеб, задумал. Хочу купить у авиационного предприятия несколько помещений, создать там экспериментальное  конструкторское бюро, которое будет заниматься разработкой специальной техники  для Арктики. А сына твоего, хочу поставить руководить этим бюро. Сыновьям нужно доверять, согласен со мной?
   -  Конечно, согласен. Но для Арктики? На этом направлении ведь уже огромное количество предприятий работает, и у нас в городе, и на Урале, и даже в Подмосковье?
   - Ну, и что? Наш президент поставил задачу освоения Арктики, значит, там всем дело найдётся. Ты помнишь, когда-то в старом кино, оно, кажется, называлось «Семеро смелых», аэросани показывали? Вот с них мы и начнём.
   Мне сказали, что там,  в этом бюро, или мини заводике, пять человек работать остались, и никуда уходить не хотят. Они раньше разработкой  самолётов и вертолётов для малой авиации занимались, и видимо хотят продолжить это дело.
   Они ждут теперь, кто купит их бюро, и видимо очень любят это дело.
   Короче, я уже этим вопросом занимаюсь, тебе просто нужно сегодня со своим Юрой поговорить и решить, согласен он на эту работу или нет.
   Штат этого бюро, вместе со специалистами, будет небольшой, человек сорок или пятьдесят, не больше. Мы организуем общество с ограниченной ответственностью, внесём определённый капитал, зарегистрируем его, как положено, чтобы всё было по закону, и на первых порах, я думаю, год или полтора, будем его поддерживать финансами за счёт холдинга, а дальше будет видно.
   Но это всё потом, когда я выйду их кардиоцентра. А пока, завтра ты отправляешься вместе с Юрием, если он, конечно, согласится, сначала на авиационный завод, к его генеральному директору Сергею Петровичу Урасову, скажешь что от меня, и попросишь, чтобы тебе показали это бюро.
   Внимательно всё  там осмотрите, полазайте  по всем углам, поговорите с людьми. Я уже там был, мне лично всё понравилось.
   Потом позвонишь мне, или пришлёшь сюда Юрия, я сам с ним поговорю, и дам команду нашему юридическому отделу и Борису Ильичу, он сейчас временно меня замещает, проверить всю документацию, связанную с этим бюро и землёй под ним, и потом организовать покупку.
   Всё дружище, иди, думай, а мне нужно лечь, что-то я устал немного, - и, Олег распрощался с Глебом.
Когда он вернулся в палату, между Геннадием и Фёдором возник спор о том, что сейчас наша молодёжь стала легко управляемой. Что её можно повести куда угодно, вот митинги во главе с Навальным в центре Москвы тому яркий пример.
 - Олег, вот ты бывший военный, воевал в Афганистане, причём война там была не за нашу страну, не за нашу землю,  потом долго служил в армии, скажи, как  тебе удавалось сделать так, чтобы твои подчинённые выполняли твои распоряжения? Как ты добивался от них желаемого? – задал ему вопрос Фёдор, и замолчал, ожидая ответа.
   - Как мы этого добивались, прекрасно зная, что это война несправедливая, и направлена она против афганского народа, а не за него, это вопрос не простой. Но нас этому учили в военном училище, и я навсегда запомнил эти принципы и правила, которыми пользуюсь до сих пор.
 Первый принцип - принцип взаимности, или правило взаимности.
 Оно утверждает: те, кто обеспечил нам некие блага, имеют право на ответные блага с нашей стороны.
   Это правило настолько ценно для здорового общества, что все культуры учат ему с малолетства и присваивают социально неодобрительные прозвища - халявщик, тунеядец, потребитель, паразит - тем, кто не отдает, а только принимает.
Поэтому, нужно никогда не стесняться дать что-то другим людям: совет, услугу, подарок, простой комплимент. Важно сделать это до того, как о чём-то попросишь в ответ.
    Да, это предварительная трата твоих собственных ресурсов может оказаться напрасной: услугу могут не принять, потому что будут чувствовать себя обязанными. Или примут, но не оценят и не почувствуют себя в должниках.
По мнению психологов и моему личному, этот дар другому человеку должен иметь три характеристики: значимость, неожиданность, индивидуальность.
   Если ты сможешь вовремя кому-то оказать бесценную услугу - знай, этот человек с радостью позже откликнется на твою просьбу.
 Второй принцип - принцип благорасположения.
Люди охотнее говорят «да» тому, кто вызывает у них симпатию. Можно расточать улыбки и презентовать себя с самых лучших сторон, чтобы понравиться окружающим. Но я, например, пользуюсь в жизни более простыми и эффективными методами.
 Я ищу сходство. Нам всегда нравятся те, кто похож на нас. Общее найти не так сложно, как кажется: национальность, место жительства или рождения, любимый косметический бренд, актёр, профессия, взгляды и убеждения.
   И вот человек уже принимает тебя за «своего», испытывает симпатию и гораздо больше лояльности, чем к любому другому новому знакомому.
   Нужно делать человеку комплименты.  Хвалить его. Ещё Марк Твен писал, что «На хорошем комплименте, я могу прожить два месяца».
  Разумеется, лучше, если комплимент подчеркнёт то, что важно для человека: в его внешности, достижениях, навыках.
 Третий принцип - принцип социального доказательства
Иными словами, люди охотнее чувствуют и делают то, что чувствуют и делают другие люди, особенно похожие на них.
На этом законе базируются многие правила мерчендайзинга и маркетинга. Вспомните, вы охотнее выберете продукт с надписью «самый популярный на этой неделе» или «любимый товар такой-то персоны» и так далее.
  «Проверено временем и дорогами» - такие слоганы помогают понять: да, я могу быть уверен в этом продукте.
Если хочешь кого-то в чём-то убедить, приведи пример множества других людей, которые уже приняли подобные решения и очень довольны результатом.
 Четвёртый принцип - принцип авторитета.
Ты ведь охотнее обратишься за советом по поводу сломанного ноутбука к другу программисту, а не к приятелю кондитеру? Экспертность в каком-то вопросе сделает тебя незаменимой.
   Люди будут обращаться за советом,  именно к тебе, и будут благодарны за помощь.  И при случае будут рады отплатить услугой.
 Пятый принцип-принцип дефицита.
Если ты являешься экспертом в чем-либо и люди рады получить твой совет, создай дефицит.
«Дефицит предмета не просто усиливает возможность потери - он также повышает воспринимаемую ценность этого предмета».
   Этот закон ловко используют в рекламе: «Только две микроволновки в одни руки», «Предложение действует только до конца дня» и так далее.
Давай понять людям, что ты можешь оказать им услугу, только если не будешь занят, будешь отдохнувшим, и если тебе это будет выгодно.
   Поверь, если ты в чём-то хороший специалист, твою услугу будут очень ценить.
 И шестой принцип - принцип последовательности. Он один из самых важных.
Основывается этот принцип на честности: люди ожидают, что поведение других будет последовательным: если они оказали услугу, то будут ждать ответной. Если они просили тебя о помощи, то наверняка будут готовы предложить свою.
В этом-то, по моему мнению, и опыту, и есть главная сила так называемого, пре-убеждения.
  Чтобы кого-то на что-то уговорить, нужно сначала заручиться его доверием и симпатией. А о том, как это сделать, я Вам рассказал.