История Виталия Калоева в кино

Нина Ватрушкина 2
Новый художественный фильм «Непрощенный» представил зрителю историю Виталия Калоева.

Виталий Константинович Калоев, 1956 года рождения, обычный строитель, архитектор. В 2002-м году его семья (жена, дочь, сын) погибли в авиакатастрофе.

В том же самолете летели дети, победители различных олимпиад. Их отправили на экскурсию в Испанию в качестве награды. Было 52 школьника, поэтому эта трагедия особенно потрясла россиян.

Через 478 дней Россия и вместе с ней мир содрогнулся от новой беды. Виталий Калоев убил диспетчера, обвиняемого в авиакатастрофе.

Еще через 12 лет на экраны вышел американский фильм «Последствия», который рассказал о кровавом событии, не называя имен, стран, авиаперевозчиков. Однако догадаться, что в основу фильма положена истинная история Виталия Калоева, не составляет труда.

Вышедший в этом 2018-м году российский фильм под названием «Непрощенный», открыл все имена вплоть до владельцев швейцарской авиакомпании.

Какую цель преследовали создатели фильмов, вновь привлекая нас к этой страшной трагедии?

В американском варианте главный герой - Роман Мельник. Его роль исполнил Арнольд Шварценеггер. Не тот привычный убийца – робот, а пожилой человек с «легкой (или не совсем легкой) небритостью», потерявший жену и беременную дочь.

В российском варианте историю Виталия Калоева раскрывает Дмитрий Нагиев, за которым репутация недалеко ушла от славы Шварценеггера. Но он тоже другой, непривычный, отчаянно пытающийся показать страдание человека, потерявшего семью. Можно понять, что его герой попал в некий шок, психологическую зависимость от беды. Нужен хороший психолог, но его нет, и близкие не могут разговорить несчастного отца семейства.

А как переживает случившееся диспетчер, в действительности Петер Нильсен? Ведь это ему жить отныне с таким грузом. В русском варианте истории Виталия Калоева – никак, никто даже не пытается разработать его линию.

Американец Джейкоб (Джейк) в фильме «Последствия» терзает прежде всего себя сам. Жена уходит, чтоб не волновать сына, и он остается со своей бедой один на один.

Странный ход для российского зрителя. Русская жена подставит плечо (российская женщина любой национальности, за рубежом мы все русские). Американская «слиняла»: ты сможешь! Он не смог. Он поменял работу, место жительства и имя, но все равно боится, даже оружие купил. Спишем на предчувствие? Но жизнь его потеряна.

Роман Шварценеггер не один, есть коллега, но весьма пассивный. Герой переживает, но сживается со своей потерей. Возможно, если б Джейкоб был не настолько закомплексован, он нашел бы слова для человека, просящего лишь взглянуть на фотографию погибшей семьи. Конфликт можно было притушить.

Калоев – Нагиев тоже не планировал убивать обидчика. Но чувство обиды способно разрушать психику человека, он забывает о сокровенном «любите врагов ваших».

Когда настоящий Виталий Калоев возвратился из заключения, в аэропорту его встретили как героя. Это мне тоже непонятно. Кровная месть, о которой нередко говорят, сложилась слишком давно, еще в родоплеменном строе, когда самого понятие культурных отношений не было. Оба фильма, к их чести, выносят это звериное начало «кровь за кровь» за скобки.

Герои страдают, и зритель плачет вместе с ними. Но какого уровня должно быть страдание, что человек, не желая убивать, берет с собой складной нож и наносит 12 ударов?

Я думаю, ответ мы находим в словах Калоева - Нагиева: «Я поссорился с Богом». Он произносит их в конце фильма, возвращаясь после заключения с уже просветлённым лицом. Это разлад прежде всего с собой, со своим Божественным началом, которое, как говорят классики психологии, есть в каждом человеке. Только мы далеко не всегда слышим его голос и утопаем в собственной беде, все покрываем серыми и даже кровавыми тонами.