Песни восхождения для ступеней восхождения

Вячеслав Абрамов
В без преувеличения глобальном духовном послании, псалме 118, был использован особый стиль поэтической композиции, называемый акростихом. Он состоит из 22 строф по числу букв иврита и в алфавитном порядке, каждая строфа состоит из восьми стихов, начинающихся той же буквой.

Если рассматривать буквы в их духовном значении, то это не что иное, как свойства, которые необходимы для постижения духовного мира, Творца и Его управления. Каждая из 22 букв представляет собою то или иное свойство.
За этими свойствами «стоят» определённые духовные силы, однако описание духовных сил очень сложно и недоступно без значительных предварительных знаний, без глубокого изучения.
Но вот к примеру мне для понимания достаточно образного объяснения. Имеется 22 особых свойства, необходимых для духовного постижения мира и есть 22 знака их описания – буквы. Как в языке достаточно сочетаний из 22 букв для описания всех знаний, так и 22 свойств достаточно, чтобы с помощью их сочетаний, соединений выполнять все духовные действия, и привести свойства человека к исправлению.

А человеку попеременно кажется подходящим для постижения духовного то одно свойство, то какое иное. И так он перебирает все свойства, пока не доходит в своих поисках до истины: только с помощью буквы бэт, потому что ею начинается слово «браха» – благословение, связь с Творцом, – только с помощью этой силы можно прийти к цели.

По возникающему ощущению при чтении, этот псалом – словно маятник, который переходит от сомнения к вере, от сокрушения к упованию, от страдания к радости. Он не останавливается на точке равновесия – истине, но раз за разом возвращается к ней и показывает её – как связь с Господом, как благословение по милости Его, как действие Его любви, КАК СПАСЕНИЕ.

А если пытаться ощущать душою псалом как музыку, то 118 псалом подобен камертону, который настраивает силу и красоту мелодии, и помогает звучанию «струн души», потому что душе прежде спасения нужно настроиться на восхождение и испытать его.

И следующие пятнадцать псалмов со 119 по 133 озаглавлены как Песни восхождения. Эти песни левиты исполняли на ступенях Храма, поднимаясь по пятнадцати ступеням лестницы, ведущей вверх из внешнего двора храма во внутренний, и на каждой ступени исполняли одну песнь.
Поэтому они ещё называются – «Песни ступеней восхождения».

Первая песнь – псалом 119.
"Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого" – молитва Давида коротка, проста и конкретна. Итак, первая ступень восхождения – осознание зла лжи. 

Вторая песнь – псалом 120.
"Возвожу очи мои к горам… Помощь моя от Господа, …сохранит душу твою Господь " – это безоговорочное, абсолютное упование на Господа, Творца неба и земли. Вторая ступень восхождения – упование на Творца. 

Третья песнь – псалом 121.
" Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень»... Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно" – только лишь в движении в дом Господень содержится единение. Итак, третья ступень восхождения – единение. 

Четвёртая песнь – псалом 122.
"… очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас... Помилуй нас, Господи" – это поглощающее стремление к очищению и спасению. Очи обращены к небесам и ищут Божьей милости. А Божья милость, по сути, есть близость к Нему – в мыслях, намерениях, в ощущении Его присутствия в твоей жизни.
Вот только милость приходит только или ко всем, или ни к кому. Спасение в одиночку – это прелесть, идущая от лукавого.
Четвёртая ступень восхождения – устремить глаза к Господу, войти в ощущение Его как Творца и Отца. 

Пятая песнь – псалом 123.
"Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша — в имени Господа" – обращением, устремлением к Нему обретается избавление из сети греха. Таким образом получается, что имя Господа – это мера духовного подъёма получающего.
Итак, пятая ступень восхождения – предать себя и путь свой Господу, и Он совершит. И освободит, расторгнув сети пагубных эгоистических свойств, которые становятся всё более гибельными.

 Шестая песнь – псалом 124.
"Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих" – несомненно тем, кто спасён верой и повинуется Господу. Доброта не основание для спасения, а плод веры и повиновения.
Шестая ступень восхождения – достижение праведности.

Седьмая песнь – псалом 125.
"Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои."
«Сеявшие со слезами» – это шедшие к Господу путём страданий. Даже этот горький посев они будут пожинать с радостью, потому что семена духа прорастают радостью.  Эта радость реализуется в любви, в отдаче себя.
Для того, чтобы спасать душу, надо сначала пройти через отчаяние и через отказ от себя, от своей неуёмной самости.
Тот, кто жертвует многим, видит свою душу и другие спасённые души, и становится ОСОЗНАННЫМ, ощущающим действие Творца в мире.
Пройти через испытание скорбью и сеять со слезами... Через скорбь приходит понимание, какие семена нужно сеять, а какие – отвергать. Слёзы не мешают сеянию, они орошают почву, готовят её к посеву. Польза скорбей в том, что они располагают к покаянию и смирению, и через это – к молитве.
Седьмая ступень восхождения – духовное освобождение, сбор урожая семян духа.

Восьмая песнь - псалом 126.
"Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; …Вот наследие от Господа: дети; награда от Него"
Дом для человека – его индивидуальный мир, в котором он относительно защищён. А «дом» в духовном определении – это исправленное желание. Исправленное с намерения получать только для себя на намерение отдавать, заботиться, любить. Духовный дом можно наполнить только светом, который идёт от Творца. Действие этого света мы отражаем в молитве, которая рождается в процессе исправления желания, читай – в ходе строительства дома. Когда зодчим этого дома избран Господь, дом и получится светлым.
«Малое становится великим, если в нём – Бог» или «Многое становится ничем, если в нём нет Бога». Если твои действия не соответствуют Его воле, это будет, в лучшем случае, напрасная трата времени и сил. Если в своей работе ты не полагаешься на Бога, ты ничего не добьёшься. Речь прежде всего о духовной работе, но духовная работа неотрывна от работы души и даже от работы ума и тела.
Дети – это наше развитие, забота и труд. Недаром Господь считает детей и Своим потомством. Если дети твои ощутили Всевышнего как Отца – в том твоя честь.
Сыновья в духовном смысле – это следующий уровень человека, молодые сыновья – это самые высокие внутренние свойства, которые выше имеющихся ныне свойств.
Сыновья, читай – следующая, более высокая ступень, защищают родителей – поднимают имеющиеся сейчас свойства на следующий духовный уровень.
Восьмая ступень восхождения – следование воле Божией и упование на Него.

Девятая песнь – псалом 127:
"…Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
Благословит тебя Господь … и увидишь увидишь сыновей у сыновей твоих" –особые обетования для благочестивых, увидеть сыновей у сыновей твоих это не только показатель продолжения рода. Иметь радость видеть это в духовном смысле означает радоваться плодам исправления своих эгоистических свойств на свойства отдачи, а внуки есть «венец стариков» – тем более, если становятся исправленным, то есть лучшим наследием.
А последние слова псалма «Мир на Израиля!» звучат, если вспомним духовное предназначение Израиля – «идущие прямо к Творцу», как обетование: верные и праведные, стойко державшиеся правильного пути, в конце его обретут мир.
Исправление своего эгоистического наследия в движении прямо к Господу – это девятая ступень восхождения.

Десятая песнь – псалом 128:
"благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
устремившийся к исправлению возвышает этим добрые силы мира и благословение Господне, это ведущее к духовности свойство отдачи, которое сначала должно выстроиться, а затем стать «связующим веществом» для построения единой системы, соединяющей народ.
Десятая ступень восхождения – стяжание благословения.

Одиннадцатая песнь – псалом 129:
"Из глубины взываю ... на слово Его уповаю ... ибо у Господа милость и многое у Него избавление" – избавление не за заслуги, но по милосердию Всевышнего.
Лучшая молитва рождается в момент сильнейшей внутренней нужды, а упование рождает и держит Божие слово и Его великая милость. Такое прощение – родительское, мы получаем его, исповедуясь и каясь в беззакониях и грехах. Оно ведет к восстановлению общения с Богом.
В твёрдом намерении довериться Господу и уповать на Него – покаяние, упование на Него и надежда пришедшего избавления – это одиннадцатая ступень восхождения.

Двенадцатая песнь – псалом 130:
"не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое"

Веря Богу, оставить Ему право вершить то, чего человек не в состоянии понять. Вместо пустоты лучше пусть будет вера! То есть пустоту заполнить возвышением, идя верой выше знания.
Двенадцатая ступень восхождения – безграничное доверие и смирение разума как условие оставления и исправления гордыни.

Тринадцатая песнь - псалом 131:
"не войду в шатёр дома моего, не взойду на ложе моё;
не дам сна очам моим и веждам моим дремания,
доколе не найду места Господу...
Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего"
Говорится о глубоких переживаниях, через которые пришлось пройти Давиду, чтобы найти место Господу. Он понимал, что не будет покоя ни ему, ни Израилю, пока он не построит жилище для пребывания Бога. Что означает «найти место» в духовном мире? Место в духовном – это величина желания, которая определяет, каким «содержимым» наполнить желание. Самое высокое качество желания – насладить Творца.
Ковчег могущества, ковчег завета – это также духовное «место», в котором «находится» главное желание всего народа, в котором люди собираются между собой в одно единое желание. Народ состоит из множества людей, из огромного количества различных желаний, но все они объединяются над собой, и только их единение порождает возможность быть связанным с Творцом.
Другими словами, это есть символ самой главной духовной силы народа – общей единой души.
Тринадцатая ступень восхождения – только единение свяжет с Творцом и даст наследие с благословением Божиим

Четырнадцатая песнь – псалом 132:
"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
…ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки" – это наставления о единстве как пути духовного восхождения.
Единство согласуется с волей Всевышнего, оно есть путь к благочестию, и по воле Его нам доступно постичь и выразить всю благость и приятность единства – оно притягивает сердца. Единство приносит обильные благословения, оживляющие и радующие сердце, очищая и делая его кротким и благодатным для доброго семени любви. Да и служение неугодно Всевышнему без святой любви; без неё мы – ничто.
Бог тут же присоединяется к каждой единой общности, в которой царит любовь. Любящие – благословенный народ, ибо его благословляет Господь, который и есть любовь.
Невозможно переоценить влияние единения – это «благословение и жизнь навеки».
Благословение Господа для живущих в любви – это «жизнь на веки», благословение благословений. Живущие в любви живут в Господе, совершенство любви – это «блаженство небес». Живущие в любви наслаждаются присутствием Бога сейчас и вскоре будут с Ним навеки в мире бесконечной любви.
Непременно, непреложно – в состоянии единства принимается Свет!
Через единство раскрытие Творца и восхождение в высшее измерение, где раскроется новая реальность – Новое небо и Новая земля (см. Откр 21:1).
Четырнадцатая ступень восхождения – благословение единению.

Пятнадцатая песнь – псалом 133:
"Благословите ныне Господа все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи.
Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа.
Благословит тебя Господь"
Благословите во время ночи и воздвигните руки – и благословит тебя Господь!
Почему ночью? Это намёк на духовное состояние человека, получающего свет более высокого состояния. Кроме того, «…потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Мф 26:41).
Последняя глава Торы называется «И это благословение», и этим же завершается последняя Песнь восхождения Давида. Почему?
Благословение свыше – это высший свет. Причем не просто свет, а свет, который исправляет человека и человечество, создаёт из него одну единую форму подобия с Творцом.
Нам остается только лишь научиться получать благословение, «вызывать» его на себя, чтобы оно форматировало, формировало, лепило нас.
Пятнадцатая ступень восхождения – благословение благословляющего – высшая ступень, это самое высшее состояние, которого может достичь человек, который сейчас уже есть сосуд, который принимает в себя высший Свет.
«Сотворивший небо и землю» – в благословении, которым человек благословляет Господа, он пробуждает благословение свыше, наполняющее небо и землю.
Творец называется «Благословенный», если я обращаюсь к Нему из своей низости с просьбой о том, чтобы Его свойства проникли в меня и стали моей частью. Согласно этим свойствам, полученным мной от Творца, я могу назвать Его Благословенным. Иначе у меня нет тех же свойств, за которые я могу ценить и благодарить Его.
Когда я включаю их в себя – это значит, что я постигаю Творца.

И потому слова в молитве «благословен Ты» означают, что я уже прошёл исправления, позволяющие мне работать ради отдачи, получил Его благословение, и сам теперь нахожусь в отдаче и любви – и благословляю Господа за эту возможность.

НО ВОТ ЕЩЁ ГЛАВНОЕ, ЧТО ТНУЖНО ПОНЯТЬ:
Все это, представляемое в псалмах, на духовном уровне есть внутренние свойства человека, высшие силы, которые нам нужно раскрыть. Тогда нам откроется духовный Иерусалим, нам дадут «право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22:14) – соединяясь друг с другом, мы выполняем условие, по которому при всех различиях в верах, взглядах и человеческих качествах достигаем объединения, поднимаясь над всеми различиями, и между нами раскрывается Сам Господь.

Псалмы – они как музыка, которая может действовать напрямую на душу, а не на ум, который не помощник в слышании духовного… Эта мелодия вклинивается между мирским и Божественным, между прахом мира и сиянием Света, одухотворяет, настраивает струны души на Божественное и вечное.

Но и не только звучащая музыка, но и … НАСТРОЙКА на музыку – и не только на её слышание, но и на исполнение!
Это явно «нечеловеческая» настройка. Это совершеннейшая, тончайшая настройка, потому что эта настройка ведётся только непревзойдённым настройщиком – Духом!
Настройка индивидуальная, и ни в чьём заботливом участии, кроме самой души человека, не нуждается. «Дух гуляет, где хочет» – попробуй Его привлечь! На доводы или просьбы третьих лиц Дух точно не реагирует.

Роль Давида – как бы сочинять музыку любви, дать то, что настраивается и под что настраивать душу.
Дело Духа – с этой музыкой проникать, без Духа нет проникновения…  проникновения в человека, такого по себе совсем не утончённого, имеющего лишь пару пор, для духа открывающихся… причём эти поры не совсем чистые, чаще – забитые грязью…

Тонкая настройка – это уже после очистки, на определённом этапе исправления, после осознания собственной гордыни и самости, и грязи греха… Тут уже предполагается работа самого человека: нужно признать свою грязь и вымыться: покаяться… А каясь, смириться со своей духовной глухотой и беспомощностью. И сразу же просить исправления и настройки: молиться быть удостоенным посещения Духа.
Для воспроизведения, то есть для действия на душу, в музыке нужен музыкант и слушающий музыку. А в этом музыкально-окрашенном образе всё будет не так.
А как? Композитор – Господь Бог, между душой человека и Богом – Его музыка, научающая любви. Она проникает и становится слышна душе и доступна ощущениям благодаря Духу. Божественная музыка, научающая любви – это ощущение благодати, наслаждение и наполнение.

Но ведь благодать – не какое-то излучение, она рождается в душе. Душа – это как будто музыкальный инструмент Бога, который может рождать звуки. Я могу просить Его о том, чтобы он настроил этот инструмент. Но звуки-то должен услышать я сам! Твоя душа – это и музыкант, и слушающий музыку!