Канфар из Северского кургана

Алина Алексеева-Маркезин
      Канфар. Золото, стекло, сердолик, гранаты. II в. - первая половина I в. до н. э. Российская империя, Кубанская область, Северский курган. Государственный исторический музей, Москва

     Среди множества найденных в Северском кургане предметов особо выделяется стеклянный кубок для вина — канфар из литого стекла в золотой оправе. Сейчас этот уникальный сосуд стал одной из самых прекрасных и редких жемчужин древнего искусства, хранящихся в Историческом музее Москвы.

    Канфар – античный сосуд для питья в форме двурушного кубка, стал главным атрибутом самого бога вина и виноделия Диониса. Появились канфары в Древней Греции в VI веке до н.э., чаще всего кубок имел высокую ножку, хотя встречаются канфары на короткой ножке, но всегда с двумя большими вертикальными ручками.

    В 1881 году на Кубани, в 13 км к северо-западу от станицы Северской, в большом кургане, высотой около 15 м, местные жители обнаружили гробницу. Проведенное исследование показало, что Северский курган состоял из двух насыпей: нижней, насыпанной над погребением эпохи бронзы, и верхней, досыпанной намного позднее, центральное погребение которой состояло из каменного ящика, сложенного из известняковых плит. В этом погребением было захоронение лошади с уздечным набором. В гробнице находились кости человека и погребальный инвентарь.

    В большом кургане станицы Северской найдены две абсолютно целые замечательные стеклянные чаши в золотой оправе в верхней и нижней части сосудов, и фрагменты от третьей стеклянной чаши. Все стеклянные чаши двуручные, по форме напоминающие древнегреческий канфар, выполнены из литого обточенного стекла.

      У первой чаши бортик, ручки и поддон оправлены тонкими листами золота. Оправа бортика состоит из ленты шириной 2,5 см с треугольными прорезями, обрамленными проволочками в виде восьмерок. Между прорезями расположены попеременно одиннадцать полусферических зерневых репьев и десять овальных гранатов.

     Нижний край пластины вырезан в виде зубчиков, выше которых идёт гладкая золотая проволочка с петельками, к которым подвешены плетеные цепочки с надетыми на нижний конец сердоликовыми бусами и золотыми полыми шариками. Всего на чаше 36 цепочек. Золотая оправа ручек чаши вверху украшена полусферическими репьями и узором из скани. Золотые шнурки из скани охватывают ручки чаши у их основания сверху и снизу. Оправа поддона снизу имеет рельефный узор в виде восьми лепестковой розетки.

    Вне гробницы, в курганной насыпи, были найдены золотой фалар, две золотые бляшки с изображением грифона, железное кольцо, обложенное листовым золотом, каменный цилиндр с линейным орнаментом, золотая монета — статер боспорского правителя Перисада. Инвентарь погребения, по-видимому, был собран не весь, в частности, не обнаружено предметов вооружения. Отсутствует план погребения, поэтому нельзя установить расположение найденных вещей.

КАК ПРОХОДИЛИ РАСКОПКИ.

    Из статьи Нины Петровны Решетовой, директора Северского историко-краеведческого музея (Краснодарский край):

" В восьми километрах от станицы Северской, по направлению к станице Елизаветинской, недалеко от дороги, в старину находился огромный курган, получивший в народе название «Горбенкова могила».

     Началось все вот с чего. 10 апреля 1881 года три северских казака, будучи наслышаны о несметных сокровищах, закопанных в окружающие станицу курганы, отважились на их поиск. Поводом к таким не свойственным для казаков действиям послужил рассказ отставного солдата о том, что во время войны с горцами (1817-1864 гг.) там была зарыта медная посуда. Начав раскопки, казаки натолкнулись на каменную кладку богатой могилы, где нашли немало драгоценных вещей, в том числе изделия из золота весом более 2-х фунтов….

      Как ни пытались казаки сохранить тайну, весть о сокровищах из кургана быстро распространилась по станице. Реакция местной власти была быстрой — участковым полицейским приставом вскоре раскопки были приостановлены, но затем продолжены под непосредственным наблюдением станичного атамана урядника Иллариона Павловича Самойленко.

    Об удивительном древнем захоронении станичный атаман сообщил в войсковой штаб, подробно описав ход раскопок и состояние кургана. Для детального осмотра и исследования в ст. Северскую прибыл известный историк Е. Д. Фелицын, занимавший значительную должность секретаря Кубанского областного статистического комитета. Изучив археологические артефакты, им был составлен подробный отчет, по итогам которого стало ясно, что раскопанный курган представляет могилу представителя сандской или меотской знати периода Боспорского царства II в. до новой эры. Благодаря вмешательству местных властей, обнаруженные казаками предметы были приобретены графом А.С. Уваровым и переданы в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей). С этого момента знаменитый и загадочный Северский курган стал известным всему отечественному научному сообществу.