Человек, запускающий в небо солнце

Айрат Мустафин
Человек, запускающий в небо солнце

Он сидел передо мной и вяло жаловался на свою жизнь.
-Доктор, я устал каждый раз вставать ни свет ни заря. Я хочу, наконец, высыпаться как все нормальные люди.
В медицинской карточке я прочитал запись, которую оставил другой психотерапевт. Суть сводилась к тому, что пациент жалуется на нарушение сна, но при этом ни в какую не соглашается пользоваться снотворными.
- А что вам мешает, уважаемый Сергей Петрович?
- Не могу я, доктор.
- Отчего же?
- Не могу и всё.
На лице у пациента проявилась гримаса муки. Видно было, что ему физически тяжело нести эту ношу невысыпания, которую пришлось по какой-то причине взвалить на себя.
-Ладно, Сергей Петрович, днём то вам удаётся поспать?
-Да, спасибо. Но это ведь только здесь, а выпишите меня и где я найду эту возможность.
- Хорошо. Я подумаю, чем вам ещё помочь. Идите к себе в палату.

В голове оставался неразгаданным ребус с этим Сидельниковым. Что-то по-настоящему серьёзное не даёт покоя этому человеку высыпаться. Работает в «Рембыттехнике» часовым мастером. На хорошем счету. Только вот вымотался определенно. Осунулся. Глаза впалые. Кожа серая будто осеннее небо перед грозой. Да и вообще какой-то он весь тусклый и вялый.
Правда простой астенией здесь всё не объяснишь. Лечили его терапевты, капельницы, витамины, уколы, прогревания. А он как хвощ перед зимой – высохший и унылый.
Надо показать его Виктору Степановичу.

- Виктор Степанович, вы на месте? - произнес я в трубку, когда на том конце провода лениво ответили.
-Да. Что-то случилось? Не стесняйтесь, дорогой, говорите.
-Виктор Степанович, случай у нас интересный есть. Никак не могу разобраться. Не хватает чего-то. Не понимаю я этого больного.
- Ведите его ко мне. Поглядим вместе. Давайте сразу же после обеда, хорошо?
- Ждите. Спасибо огромное, Виктор Степанович.

Виктор Степанович, кажется, всю жизнь был главным врачом диспансера. Ещё когда будучи студентами мы заслушивались его лекциями по психиатрии про заболевания и нарушения в психике у известных писателей и поэтов, про необычные синдромы и экзотические психические заболевания – Жиля де ля Туретта, пинежской икотки, пляски святого Витта.
Тогда он был лощёным поджарым психиатром. Костюм с иголочки, бабочка вместо привычного галстука, идеальные туфли из натуральной кожи, каких не увидишь больше ни на ком.
Он вообще был уникальным, вдумчивым и одновременно лёгким. Он, казалось, не обдумывал сложные диагнозы, а чувствовал их как чувствует запах шашлычного мяса у далекого костра собака за многие сотни метров. У него в буквальном смысле слова было чутьё на психические болезни.

Сейчас уже прошло более 20 лет с нашей первой встречи. Лоск сохранился, но не везде. Он всё чаще облачался в белый халат. Теперь уже можно было увидеть и пятно на брюках и крошки в усах после обеда. Но хватка и нюх на болезни остался.
-Здравствуйте, голубчик. На что жалуетесь? Вот тут ваш доктор рассказал, что выспаться не можете позволить себе. Отчего же, расскажите же мне?
Больной как-то замешкался от необычности ведения разговора. Казалось, что даже послышалось прокручивание старых несмазанных подшипников в его  мозгах.
- Не могу и всё.
- Кто-то не разрешает, что не можете? Или сами по себе?
- Как же тут сами. Скажете тоже.
-Тогда кто же?
-Не могу я по утрам спать.
-А то, что же?
- Солнце не встанет.
- Вы что ли его поднимаете?
-Верно.
- Ответственный что ли, голубчик?
- Ох уж мне эта ответственность. Дома, на работе – это куда ни шло. А вот с ним, окаянным, уже не могу.
- И что же делать теперь?
-Уж и не знаю, но ведь его не отменишь. Не скажешь, что поспите подольше, я тут выспаться хочу, поэтому вы в темноте посидите. Нехорошо это.
- А другому кому поручить?
- Где ж такого ответственного найдёшь?
- Вы же нашлись.
- Я другое дело.
- А мне поручи.
-Вам? – пациент внимательно осмотрел Виктора Степановича, выдержал паузу и огласил вердикт- Нет. Вам не получится. Вы старый. Не дай бог что случится. Так рисковать нельзя.
- А вот хоть доктору вашему поручите. Он моложе меня. Еще потрудится. Главное ведь утром солнце в небо запустить, верно?
-И не проспать. Этого никак делать нельзя. Я вон и в часовщики пошёл, чтобы, наверняка, проснуться ко времени. А он, - и Сергей Петрович как-то пренебрежительно мотнул головой в мою сторону, - будет ли вставать. Он не часовщик. Нет. Пока сам буду. Помучаюсь.
-Ладно, голубчик. Высыпайтесь днем, пока есть возможность, набирайтесь сил. Идите в палату, отдыхайте.

Всё встало на свои места. Я поблагодарил своего учителя за блестяще проведенный диалог.

Вернувшись с работы, я включил телевизор для фона. Пока готовил себе что-то на перекус, мозг зацепил интересный репортаж из Папуа Новой Гвинеи. Журналист бодро представлял улыбающегося темнокожего папуаса, который официально выполнял в племени самую важную функцию. Он каждое утро запускал в небо солнце.
Мне показалось, что он был очень похож на моего Сергея Петровича. Такой же ответственный и надёжный.

Айрат Мустафин