Девочка и Бычок

Ирина Козыренко -Вайнер
ДЕВОЧКА И БЫЧОК
Рассказ - сказка

Славная девчушка, лет шести, в широкополой панаме, в розовом сарафанчике в белый горошек внимательно рассматривала удивительный памятник... Её туго заплетённые косички каштанового цвета с розовыми бантами были забавно загнуты кверху и напоминали чьи-то большие уши. Ой, действительно, они были ужасно похожи на уши любимого всеми детьми, Чебурашки, из мультфильма «Крокодил Гена». В правой руке девочка держала ярко-голубую небольшую садовую лейку и покачивала ею. Из неё выплёскивались капли морской воды на белые камни проспекта. Малышка подошла поближе к памятнику и медленно, заикаясь, прочла:
- Бы-ч-ку к-ор-ми-ль-цу...
И уже без запинки, в недоумении повторила:
- Бычку кормильцу! Ой, а разве рыбка может быть кормильцем? У неё что, тоже есть молоко, как у мам? 
С сомнением задала она сама себе вопрос и, покачала головкой, не зная, что ответить...
Бычок так понравился ей, что она решила погладить его, но, громко ойкнув, резко отдёрнула руку.
Бронзовая скульптура дышала жаром. Летнее солнце нещадно палило её. Девчушке стало жаль бычка, и она обратилась к нему со словами:
- Бедная моя рыбка, скажи: – Тебе очень жарко лежать на солнышке, да?
В ответ бычок неожиданно вильнул хвостом.
Девочка в испуге вскрикнула:
- Ой, а ты разве живой?! Ты настоящий?!
Бычок моргнул глазами и, шевельнув ртом, выдохнул:
- Да, милая девочка, я живой и мне очень, очень жарко лежать здесь на солнце уже много, много лет...
И ей показалось, что из его глаз скатилась слеза.
- Не плачь! Я сейчас помогу тебе!
Привстав на цыпочки, она стала поливать его из лейки. Капли воды с лёгким шипением тут же испарялись, оставляя на теле бычка тонкие следы высохшей соли. Лейка быстро опустела:
- Потерпи немного,- попросила девочка, - Я сейчас...
И бегом бросилась к морю.
- Ксюша, доченька, куда ты? – Закричала мама ей вслед. – Подожди, я с тобой! – И поспешила следом за ней.
Но девочка, не слыша её, неслась к морю.
А море волновалось. Волны накатывались друг на друга и высоко поднимали свои пенные гребешки. В них с головой ныряли чайки и, схватив зазевавшуюся рыбёшку, взмывали ввысь.
Ксюша подобрала на берегу пустую пластиковую бутылку. 
Заполнила её и лейку водой и ринулась обратно. Она неслась по широкому «Азовскому проспекту» и, казалось, что ветер катит по нему розовый колокольчик. Панама у девочки была такого же цвета что и сарафанчик, розовая в белый горошек. На бегу, она вдруг столкнулась с мамой. Задев её плечиком, дочка не остановилась, а помчалась дальше. От лёгкого удара панама слетела с головки, и ветер радостно подхватив её, покатил к морю.
На маму смешно было смотреть. Она в растерянности крутила головой то в сторону дочки, то в сторону подпрыгивающей на ветру панамы и не могла решить, куда же ей бежать.
Но в одном ей повезло...
Загоревший парнишка, возвращающийся с пляжа, перехватил панаму у ветра:
- Поиграл и хватит! Ищи себе другую забаву! – Крикнул он ветру.
И, широко улыбаясь, подал панаму расстроенной женщине. Она, горячо поблагодарив мальчика, бросилась догонять дочку.
Подбежав к памятнику, увековечившему Азовского бычка-кормильца,  она оторопела.
Ксюша, забравшись на спину бычка, усердно поливала его водой. Ласково поглаживала ручкой, и о чём-то увлечённо разговаривала с ним:
- Милая моя рыбка, так ты расскажешь мне, почему тебя назвали кормильцем?
И, бычок, вздохнув, ответил:
- Ну, конечно же, ясноглазая моя, расскажу...
В этот момент к памятнику подошёл босоногий, бронзовый от загара мальчишка в коротких шортах. Он был чуть постарше Ксюши. Вихрастый чуб, брови и ресницы выгорели на солнце и стали почти белыми. В руках он держал две большие бутылки из-под Кока-Колы, заполненные водой.
- Девочка, - обратился он к Ксюше, - возьми ещё и эти бутылки, а то тебе не хватит воды охладить перегретого бычка.
Ксюша радостно засмеялась и взяла из рук мальчика бутылки:
- Ой, спасибо! Какой ты молодец! А как тебя зовут?
- Петро, - коротко, по-мужски, ответил он.
- А меня Ксюша. А где ты живёшь? В каком городе?
- Я местный, бердянчанин. Ну, бывай, Ксюша! 
И махнув на прощанье рукой, направился в сторону моря.
Ксюша, изумлённая добротой мальчика, стала обильно обливать памятник водой. И сама она, и её сарафанчик, и белые босоножки всё было насквозь мокрым.
- Дружочек, - обратилась она к бычку, - как тебе поступок Петра, а? Его доброта и внимание к тебе?
- Да, я просто поражён! Нет слов, чтобы выразить свою благодарность. Глубоко тронут его добротой. Но и ты, очень милая и славная девочка! Ах, если бы ты знала, как мне сейчас хорошо! Как мне дышится легко! Я как будто вновь со своими братьями побывал в море. Спасибо тебе и мальчику за подаренные минуты счастья и блаженства. Ну, а теперь слушай...
- Давным-давно, когда тебя ещё не было на свете, и даже твоих родных, мамы и папы, между людьми шла жестокая война... – И он тут же задал ей вопрос: - А ты знаешь, что такое война?
- Да, знаю. – утвердительно кивнув головой, ответила Ксюша. – Мой дедушка рассказывал о большой страшной войне с немцами и показывал мне фотографии, где он такой молодой в военной форме, и у него на погонах нарисованы две звёздочки.
- Это очень хорошо и достойно, что дедушка рассказывает тебе о войне. Дети и внуки должны знать и не забывать о тех страданиях и невзгодах, которые перенесли их деды и отцы. Но была ещё и другая война, малышка, рождённая революцией, когда люди одной страны воевали друг против друга. Такая война называлась гражданской, братоубийственной и потому она была намного страшнее... 
- Ой, - прервала Ксюша бычка, - у дедушки есть такой снимок, где он и бабушка несут флаги, а другие люди несут на палках белую материю, где написано: - «Да здравствует Великая Октябрьская Революция»! А моя мама рассказывала мне, когда она была маленькой, то в школе, в честь праздника читала стихотворение:

День седьмого ноября,
Красный день календаря.
Посмотри скорей в окно,
Всё на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Музыка играет...

- Ой, а дальше я забыла...
- Вот-вот, славная моя, я и говорю о том жутком времени, когда только-только свершилась эта революция. Люди тогда страшно голодали. Им нечего было есть, и очень многие из них умирали от голода. Человек не может жить без еды, ты ведь это знаешь?
- Конечно, знаю! Когда мы долго гуляем с мамой в парке, то  мне всегда хочется кушать. И мы идём в кафе, где продают вкусные булочки и сосиски.
- Какая же ты умница! Откуда ты всё это знаешь?
- А я уже большая девочка. В сентябре иду в школу первый раз в первый класс...
Бычок улыбнулся и одобрительно покачал головой.
- Теперь послушай, что было дальше... Вот тогда, в тяжёлое для народа время, и призвал нас к себе морской царь «Нептун». Он приказал нам, бычкам, косяками плыть к берегу Азовского моря, чтобы люди могли руками ловить нас и употреблять в пищу в любом виде: - варить, жарить, солить и сушить. Мы должны были помочь им выжить в то жуткое страшное время. Вот поэтому, в благодарность за спасение, Николай Мироненко создал такую замечательную скульптуру и поставил её здесь на всеобщее обозрение, на главном проспекте приморского города. Я своим видом напоминаю им о той давней трагедии. И не дай Бог, повториться ей ещё раз. - И бычок замолчал.
- Моя милая рыбка, скажи, пожалуйста, а где живёт царь «Нептун» и можно ли на него посмотреть?
- Нет, самого царя, малышка, ты не увидишь. Он восседает на троне в глубинах морей, но можешь услышать силу его дыхания, которое волнует море и увидеть разметавшиеся седые кольца его волос и бороды в пене морской. А ты слышишь звуки его голоса?
- Нет! А он что, может говорить?
- А ты прислушайся к шуму волн, он так и разговаривает с людьми.
- Ой, как интересно! И о чём же он говорит?
- А он уже не говорит, Ксюша, он кричит:
- Люди, берегите моря, озёра, леса, ковыльные степи, всё то богатство, которым одарила вас природа, родимая матушка ЗЕМЛЯ!
- Подожди! Я, кажется, знаю, где живёт царь «Нептун»! Он живёт там же, где и «Дядька Черномор» из сказки о царе «Салтане», да? Мама часто читает мне эту любимую сказку перед сном, и я знаю её почти наизусть. Ой, потерпи минуточку, я сейчас вспомню, вспомню...
И не дожидаясь согласия бычка, она начала читать отрывок из сказки, да так громко с выражением:
А какое ж это диво?
Где-то вздуется бурливо,
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними Дядька Черномор»...

- А ты знаешь, что её написал Александр Сергеевич Пушкин? Ты слышал о нём? – спросила Ксюша бычка.
- Как же, как же, мой славный колокольчик, конечно же, слышал. Он ведь любимец народа. И в своей сказке он писал о нашем, Азовском море, в котором ты и купалась всё это время. Скажи, Не правда ли, какое оно ласковое, тёплое, доброе? Ах, какая ж ты умная девочка! Я просто восхищён тобой! Да, а «Дядька Черномор» со своими красавцами удалыми и по сей день, зорко несут свой дозор в морских владениях царя «Нептуна»...
Ксюша, в душевном порыве, крепко обхватила шею бычка и чмокнула его в нос.
И вдруг с волнением спросила:
- Скажи бычок, если я буду голодать, ты тоже накормишь меня, да?
- Конечно же, накормлю, мой розовый бутончик, с большим удовольствием. Но, я желаю тебе, милая Ксюша, чтобы в твоём доме всегда была бы пища, достаток, и мирное небо над головой.
Мама, стоя невдалеке, наблюдала за этой странной идиллией. Наконец, её терпению пришёл конец, и она крикнула:
- Ксюша, доченька, ну, ты слезешь наконец-то с бычка? Нам пора уходить.
- Не сердись, мамочка, я сейчас... Только прошу тебя, мамуля, сфотографируй меня с этой чудесной рыбкой на память.
И, нагнувшись к уху бычка, прошептала:
- Ты знаешь, завтра мы уезжаем в свой родной город Новосибирск. Это очень далеко отсюда. У нас рано наступают холода. Зимой выпадает много снега. А ты видел когда-нибудь снег?
- Да, конечно, видел. И у нас бывает снежная зима, но приходит она к нам позже. Зимой мне намного легче, чем жарким летом.
Ксюша, тяжело вздохнув, проговорила, как будто жалуясь:
- А у нас вообще нет моря, представляешь? Здесь мы только отдыхали и купались. Я обещаю, что никогда не забуду тебя! И если мы ещё раз приедем сюда на чудное Азовское море, я обязательно приду к тебе, хорошо?
И бычок радостно закивал головой:
- Прощай, моя добрая, маленькая фея. И я буду долго помнить о тебе, и ждать встречи с тобой...
В это время мама несколько раз щёлкнула фотоаппаратом и Ксюша, спустившись со скульптуры, подбежала к ней.
- Доченька о чём ты так долго шепталась с бычком? Он ведь не живой, это только лишь бронзовая скульптура.
- Нет, мамочка, неправда! Он живой! Он настоящий! Я тебе сейчас всё расскажу...
И, взяв маму за руку, они не торопясь, пошли по проспекту в сторону города. Ксюша захлёбываясь от восторга, ни на секунду не умолкая, и с азартом  рассказывала маме, о том, о чём же ей поведал «Бычок-кормилец».