1. ИЯФ

Михаил Самуилович Качан
ИНСТИТУТ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ

№ 1

Протокол совместного заседания партийного бюро научных подразделений

и ученого совета, 1 апреля 1968 г.


Присутствуют 28 человек (5 членов партийного бюро, 18 членов ученого совета – из них 5 членов парткома и 5 приглашенных сотрудников института).

Председатель заседания академик Г. И. Будкер информирует собравшихся о решении ученого совета института, осудившего поступок сотрудников института Андреева, Захарова, Заславского, Фридмана и др., подписавших в числе ряда лиц письмо, адресованное Генеральному прокурору СССР. Текст письма появился в западной прессе и неоднократно передавался враждебными нам радиостанциями. Эти лица проявили политическую близорукость, не разобрались в существе дела и не сумели предвидеть политических результатов своих поступков. Группа сотрудников нашего института не посоветовалась ни с кем из членов коллектива и совершила действие, порочащее в глазах советских людей не только коллектив института, но и всего Сибирского отделения.

По просьбе ряда участников Г. И. Димов 1 кратко пересказывает содержание письма, переданного западными радиостанциями. Принимается решение не обсуждать письмо.

Г. И. Будкер предлагает собравшимся высказать свое отношение к этому поступку. По его мнению, общее собрание института решительно осудило бы товарищей, подписавших такое письмо.

Шехтман И. А. Соглашается с этим мнением. Лиц, подписавших письмо, следует осудить не столько за  просьбу дать больше информации, сколько за неправильный метод политических действий. Можно было  обратиться с запросами через партийные каналы, не рискуя тем, что касающиеся нашей внутренней жизни материалы будут использоваться политическими противниками.

Хабахпашев А. Г. Поддерживает мысль о том, что политическая близорукость ряда лиц привела к тому, что коллективное письмо было использовано нашими идеологическими противниками. Он предлагает проект решения.

Нежевенко А. А. Также обращает внимание на то, что коллективное письмо, выражающее определенное недоверие – это уже политический акт и антисоветские силы немедленно ухватились за это. С допустивших ошибки товарищей надо спросить за их действия и они  должны понять свои ошибки. Они должны также понять, что впредь такие действия недопустимы.

Абрамян Е. А. Считает, что возникшая ситуация является очень серьезной, и следует принять самые решительные меры.

Будкер Г. И. Еще раз подчеркивает, что подписавшие письмо лица позволили себе не считаться с мнением своих товарищей, хотя своим поступком нанесли им моральный ущерб. Он предлагает высказаться Захарову.

Захаров В. Е. Говорит, что, предпринимая обсуждаемую акцию, он считал, что поступал разумно. Он не подозревал о последствиях и сожалеет о случившемся.

Заславский Г. М. Также очень сожалеет о случившемся. Он не ожидал таких последствий.

Остальные приглашенные, подписавшие письмо, соглашаются с выступлениями Захарова и Заславского.

Г. И. Будкер предлагает всем руководителям  лабораторий обсудить этот факт на собраниях научных сотрудников своих подразделений.

Г. И. Димов считает, что на этих собраниях должны  присутствовать и все коммунисты подразделений.

Совместное заседание партийного бюро научных подразделений и ученого совета Института ядерной физики СО АН СССР постановляет:

1. Осудить неправильные действия Андреева, Захарова, Заславского, Фридмана и др., которые приняли участие в политической акции, минуя партийную и общественные организации, дирекцию и ученый совет института. Политическая близорукость участников этой акции привела к тому, что подписанное ими коллективное письмо использовано нашими идеологическими противниками для антисоветской пропаганды.

2. Предложить всем руководителям лабораторий на собраниях научных сотрудников и коммунистов подразделений обсудить этот факт.

Принято единогласно.

Председатель (директор института)                Г. И. Будкер 2

Секретарь (зам. секретаря партбюро                А. П. Панов

по оргработе)

ГАНО. Ф. П-5420. Оп. 1. Д. 21. Л. 36–37