Аффтар жжот, или маленькая головная боль филолога

Йончен Марина
    Вместо предисловия: "Пишете, и пишите! Маленькая головная боль филолога": http://www.proza.ru/2018/11/08/1529

..........................................

...«Аффтар жжот», а филолог плачет, придя на proza.ru/stihi.ru. И каждая ошибка в текстах этих двух - казалось бы! - литературных (!) сайтов, каждая ошибка, каждая оговорка - это ещё одна маленькая головная боль филолога. Ещё одна муха, которая летает, кружит над текстом, мешая читать, и вот сидит бедолага филолог, отгоняя мух, вместо того, чтобы отдаться сюжету, отдаться  полностью, без остатка. Страдая не из-за ошибок, а страдая за героев, удивляясь им, радуясь за них.

    Но это начало, первые шаги на сайте. Начало всегда прекрасно тем, что в нём как-то больше жизни. Там, где всё ново, ты ещё на эмоциях, ты ещё весь во власти неизведанных ощущений. Гоняешь этих мух, сражаешься с пикантностями письма то одного, то другого «аффтара», и почти каждый твой разговор с ним как маленький ликбез. И ты ещё так похож на того безработного филолога, над которым иронизируют в интернете. И сам вот-вот превратишься в назойливую муху, от услуг которой по исправлению ошибок - бумерангом! - только отмахиваются.

    Я, к счастью, такой надоедливостью «аффтарам» не страдала даже в самом начале пребывания на этих двух сайтах. Но иногда... да, было, было. Мне казалось, что это нужно. И что какой я филолог, если начну хвалить текст, закрывая глаза на все ошибки в нём. Что ни доверия, ни уважения ко мне ни как к лингвисту, ни как к литератору не будет после этого.

    Втайне ностальгирую по тем временам. Как доживший до «возраста мудрости» с его философски отстранённым от суеты спокойствием, граничащим с равнодушием. У которого нет-нет да и защемит. И заплачет, улыбаясь себе далёкому, уже шагнувшему из отрочества в ту пору жизни, где ищет правды и во всём прав, где чувства ещё бесконтрольны, ощущения остры, обиды ранят, и от самых до смешного маленьких побед сносит крышу...

    «Аффтары» вежливо благодарили меня за подсказки, но между нами как будто пробегал холодок. И даже те, что до этого охотно и часто заглядывали ко мне, вдруг исчезали из списков моих читателей.

    А потом случился здесь разговор с одним человеком, намекнувшим на то, что сайты эти, stihi/proza.ru, особенные. Что здесь люди, размещая тексты, ждут не оценки, не указаний для работы над ошибками. Что идут сюда за общением, за пониманием, за сочувствием. Такова специфика сайта, и с этим ничего не поделаешь. Всё это я, конечно, поняла не сразу, достаточно долго оставаясь при своём твёрдом убеждении, что литературный сайт должен быть литературным, и никаким иным. Что тексты читабельны только когда они грамотны. Страницы тех, кто пишет с ошибками, старалась обходить стороной.

    Шло время, я стала замечать, что прямой зависимости между талантом автора и его грамотностью на самом деле нет. Среди тех, кто не дружит с правописанием, есть безгранично талантливые. И читая их тексты, которые стоят того благодаря содержанию, приходится мириться с ошибками. А давать советы по исправлению каждой - на это и жизни не хватит.

    Но есть причина, по которой мне до сих пор не всё равно, что много здесь у нас безграмотных текстов. Мне жаль наших детей. Когда я училась в школе, нам говорили: читайте больше книг. Чем больше будете читать, тем грамотнее будете писать. Тогда ошибки в книгах были нонсенсом, и по ним можно было учиться. Сейчас наши дети читают тексты  в интернете, которые никем не контролируются, не корректируются, да и на бумаге процветает самиздат, где сохранением чистоты письменной речи тоже сильно не озабочены. Какой уровень грамотности в этой ситуации можно будет ожидать от наших детей уже завтра, боюсь представить...

    Заметьте, при всём этом, и будучи филологом, я даже о себе не могу говорить как о человеке с идеальной грамотностью. Парадоксально, но ею не смог бы похвастать никто, как никто и никогда не сможет владеть ни одним языком в совершенстве, даже родным. Есть вопросы в языке, в том числе, например, в его орфографии или пунктуации, о которых десятилетиями спорят лингвисты, учёные со степенями. Есть случаи, когда допускаются разные варианты написания одного и того же слова или постановки/отсутствия знака препинания.

    Но я всё-таки за грамотность. Хотя бы за стремление к ней. Сейчас масса возможностей редактировать тексты на всевозможных сайтах, созданных специально для этого. Правда, и они несовершенны, к сожалению. Но хоть что-то.