БРЕД

Александр Душко
               
                Одноактная пьеса

           К вадцати шести годам в моей карьере и жизни  наступил кризис. За шесть лет я сделал бешенный  служебный рост от матроса 2 класса до 4 помощника капитана, причем только в каботаже.
           Семья голодала, хотя ребенка и кормили в детсаду, а жена получала какие-то талоны на питание на работе. Я же обычно ел на судне, но на берегу, когда стоял вахту «Сутки через двое», в свободные дни мне приходилось ехать через весь город  из-за тарелки супа. А в выходные и праздники семье грустно сидела за пустым столом. Иногда наши взгляды скрещивались на любимой собачке Симбе. Несмотря на возраст, пес был довольно упитан и аппетитен.
          Жена умоляла меня сходить в загранрейс, но я категорически отказывался. Не мог же я, советский моряк, покупать всякие там шмотки на их грязную буржуйскую валюту! И потом продавать на базаре или сдавать в комиссионный магазин! Нет, не для того я учился! Жить на нетрудовые доходы я не мог, я же комсомолец!
С одеждой ситуация была еще хуже. Я продолжал носить курсантскую форму, разве что пришил «комсоставовский» краб на фуражку и шевроны  третьего штурмана. Курсовки я, естественно спорол.                Жена Клара  ходила в своем школьном, еще вполне приличном, пальто. Дочке же помогали с одеждой родственники, иногда супруга что-то шила ей вручную. Временами она говорила –«Пойду, построчу…совсем ребенок без одежды…» Я до сих пор не понимаю смысл ее тогдашних слов - как можно строчить без машинки? А может у нее где-то она и есть?
Просидев в очередной раз полгода без работы, я случайно зашел в отдел кадров. Со мною долго и туманно говорили о необходимости карьерного роста, повышении уровня образования и так далее. Я молчал. Инспектор рассердился и послал меня, но для начала в отдел мореплавания. Я пришел туда весьма не вовремя. Огромный кабинет был полон людей – собрался совет капитанов, по случаю персонального дела капитана Полянского.                Я представился.
-Ну, что там у Вас? – Начальник отдела, весьма уважаемый капитан Мукеев был раздражен. Я, как обычно, начал из далека.
-А, Ушков! Ни работать, ни учится Вы не хотите! И почему Вы так одеты…в курсантской форме…?                Я промямлил, что, мол ребенку на сапоги деньги копим.                -А не хотите ли Вы поехать, допустим, ускоренно поучиться в высшую мореходку? И потом сразу – 3м штурманом! Сюда! К нам!- Александр Иванович перебирал какие-то бумаги. Я понял, что задерживаю всех. Спорить было бесполезно.
-Согласен, но нет денег на дорогу.- Это было правда. У собаки был хронический гайморит, и жена, взяв отпуск за свой счет, сидела дома с Симбой. Мукеев схватил трубку красного телефона. Весь плавсостав боялся прямой линии с военкоматом –любого неугодного или строптивого можно было отправить на переподготовку на полтора ,а то и три месяца.                -Товарищ майор, можно моего человека к Вам пристроить? Да, прямо сейчас! Да, он готов и согласен! Спасибо!- Мукеев вытер пот со лба.
-Немедленно в военкомат, там и билет, и сухпаек на дорогу. А с деканом я договорюсь!–Я вышел из кабинета, оставив дверь чуть приоткрытой. Началось разбирательство «персоналки» Пред светлые очи Мукеева и совета капитанов предстал Валера Полянский, интеллигентнейший человек и известный бабник. Под руку его держала молодая беременная девушка.                -Так что, Валерий Иванович, Вы  опять за свое? Ведь два года назад Вы здесь публично извинялись за свои ошибки! Бес мол, попутал! А ведь Вы коммунист!                Моральный кодекс  строителя коммунизма топчете! Не тяжелы ли Вам, сударь , капитанские погоны? –Мукеев  грозно смотрел на капитана.                -Уставом КПСС любовь не запрещена! –Валерий вздернул рыжую бороденку. Буфетчица была на грани обморока.                -Какие будут предложения? –Александр Иванович обвел присутствующих взглядом.
-В каботаж на год!- Раздалось из задних рядов.                -Бессрочно в ремонт, в завод!- Публика загудела, совсем бессердечно, мол.
-Вам последнее слово!- Мукеев приготовился к оглашению приговора.                -Я женюсь!- Полянский прижал руку к сердцу. Раздались аплодисменты.                -Невиновен!- Мукеев ударил дыроколом по столешнице. Девушка упала в обморок, Полянский встал на колени и принялся расстегивать ей кофточку.
-Валерий Иванович, ну не здесь же……и потом , Вы женаты!
-Я разведусь, разведусь!- Дайте воды! Валерий разволновался.
-Шампанского! Врача!- Крикнул я из-за двери и помчался в военкомат
Заведение на улице Корчагина наводило ужас на всех офицеров запаса. Соберешься, бывало, в рейс после отпуска, а тут тебе на -  извольте на переподготовку. В большинстве случаев это был банальный шантаж, от которого можно было откупиться.                У меня была однажды противоположная ситуация – я завалил химию в институте. и пошел проситься послужить где-нибудь поблизости.                -А нету мест! –Майор вопросительно посмотрел на мой «дипломат». Коньяк во все времена был лучшим медиатором….                И вот я снова в военкомате.                -Так. Служить будешь на тральщике, то есть на прорывателе минных заграждений…на шнуроукладчике, короче…В прошлом году, кстати, Николай Н., старпом, проходил переподготовку. Ты его знал. Хороший был человек! –Я побледнел.                -Как это? Войны ведь нет!                -Нет то нет, а мины остались. Твой катер выйдет на минное поле, вытравливая толстый кабель со взрывчаткой внутри, а потом шнуровой заряд будет подорван с берега…Учил ведь, небось?
-Учил, но я ведь гражданский человек….-Мне перехотелось и служить, и учится.                -Малодушие - страшная вещь! Многие ведь выживают, например Саша Гук!                Я улыбнулся. Безумный штурман, подорвавшийся на мине, ходил по городу с подрывной машинкой и, повернув рычаг, кричал «Бух». Все деланно пугались. Саша, широко улыбаясь, был счастлив…                -И потом, - Продолжил майор, -¬¬В случае чего –вдове или ковер ,или холодильник. На выбор.                -На чей… выбор?- Я насупился.                -Ну не на твой же….-Майор дурацки захохотал. Мне выдали литерный авиабилет до Кронштадта и мешок с сухпайком.                -И что там у тебя было на прошлых сборах, в бригаде торпедных катеров? –Майор все знал.                -На бербазе служила бывшая любовь… встречались….-Это наше дело.                -И потом она ушла в декрет.                -И вышла замуж за адмирала Годлевского. Он вскоре умер…-Я взвалил мешок на плечо и поплелся домой.                Дома пайку особенно обрадовалась маленькая Жанна. Она прижала к груди никогда ранее не виданную банку со сгущенкой и не хотела отдавать. Собака же опытным взором окинула тушенку -  по- любому ей дадут вылизать внутренность банки. Я объяснил жене предстоящую службу и учебу. Она сделала грустное лицо, и предложила оставить ценные вещи дома. Я снял серебряную цепочку и медное, с позолотой обручальное кольцо.
Самолет вылетал в полночь с военного аэродрома в Казачьей бухте, что было совсем рядом.Я прилег, и сквозь сон услышал:                -Мама, лучше ковер возьмем! Он дороже! –Я повернулся и уснул.
На аэродром я чуть не опоздал. Вместо аэровокзала стоял фургончик. Диспетчер,  билетер и уборщик туалета были в одном лице. Пассажиры гуськом пошли к стоявшему поодаль АН-2 -»кукурузнику». Впереди виднелись фигуры пилотов, между ними в инвалидном кресле ехала женщина.
У трапа меня попросили задержаться. Вместе с диспетчером мы взялись за хвост самолета и развернули его носом в сторону взлета. Я вскочил в салон и закрыл за собой дверь. В полумраке я увидел свободное кресло. Моей соседкой оказалась приятная жгучая брюнетка с ярко накрашенными губами.               
«Еврейка»- подумал я.
«Козел»» -я или услышал, или додумал. Стюардесса – ею оказалась женщина в инвалидном кресле-каталке, проехала вдоль салона и провела предполетный инструктаж. Ее лицо показалось мне знакомым.                -Нина?- Я точно ее знал!
-Пассажир, пристегнитесь! –Стюардесса кивнула.
В пилотской кабине, отделенной лишь шторкой от пассажирского салона, началась суета. На языке пилотов – предполетная подготовка.
-Александр Юрьич, у нас «механика» или «автомат»?-Я понял, что это второй пилот спрашивал у командира.
-Однако, автомат. Ставь на »Д», сними с »ручника», отпускай тормоз и газуй!
 Одновременно с этим два автомобиля начали разгонять на буксире наш перегруженный самолет. Мы взлетели у конца взлетной полосы, почти у береговой кромки.
Соседка попросила меня помочь с ремнем. Я повернулся к ней и, застегивая пояс, невзначай коснулся ее бедра. Женщина прижала мою руку к своей ноге и задрожала.
-Как Вас зовут?- Я провел рукой вверх по бедру соседки. Нижнего белья на ней не было.
-Ираида. Можно Ира.- Соседка залезла рукой к карман моих брюк. Мне стало жарко. Я вытянулся в кресле.                –Я так и знал!
-Ты сам придумал мне это имя! Это же твой рассказ!
Командир самолета объявил, что наш АН-2 ТД, что значит »тяжелый дальний» набрал высоту и следует в Кронштадт. Рейс выполняет бюджетные авиалинии, поэтому обед, туалет и гигиенические пакеты предоставляются за отдельную плату.
Стюардесса продолжила:
-В «Дьюти Фри» имеются напитки, парфюмерия и парашюты.- Раздались одобряющие возгласы.
-А нет ли надувной стюардессы?- За своей спиной я услышал знакомый голос.
-Есть. Пятьдесят евро, без насоса. Живая –сорок.
В хвосте самолета послышались булькающие звуки и глухой стук пластиковых стаканов. Пока все шло нормально.
Впереди нас сидел высокий толстый мужчина неприятной внешности. Его лицо было темным то ли от плохого освещения, то ли от хронического алкоголизма. Полуседые волосы и борода были всклокочены; он спал ,сжимая в руке бумажный пакет с дешевым вином…
Соседка громко объявила, что ей плохо, и попросила меня проводить ее в туалет. Это был обычный пластмассовый биотуалет между пассажирским салоном и пилотской кабиной.
Мы с Ираидой ввалились в туалет. Прелюдия была пройденным этапом, и мы вцепились друг в друга, как безумные. Ираида набросилась на меня, как голодный курсант на бутерброд с колбасой. Тут нужно заметить, что авиационная камасутра требует некоторых ухищрений.
Во-первых, один из влюбленных должен прочно держаться за поручни/переборки и т.д, при этом желательно расклиниться ногами в пространстве гнездышка любви. Во-вторых, время свидания весьма ограниченно; в нашем случае через минут пять начались громкие стуки в дверь.
«Завидуют!»-подумали мы одновременно с Ирой. Вместе с тем, моя пассия начала покрикивать и постукивать коленями о стенки туалета. В носовую переборку туалета постучали и неприятный голос сказал: »Прекратите стучать!».
Одновременно с этим пилот стал раскачивать самолет, махая крыльями и вызвав бортовую качку. Но препятствия в любви только усиливают ее, и мы наслаждались новыми ощущениями. Внезапно самолет рухнул в воздушную яму. Сила гравитации, вернее, ее отсутствие , разъединило нас в момент самого пика соития. Одновременно с этим Ираиду стошнило, а я невольно оросил все замкнутое пространство белковой жидкостью… В емкости туалета –параше – штормило содержимое…
Мы обтирались чем придется, и громко смеялись. Стуки в дверь усиливались. Наконец, раздался звон ведра. Я догадался, что стюардесса предложила нетерпеливым пассажирам альтернативный вариант  - переносной писсуар.
Как джентльмен, я помогал девушке приводить одежду в порядок, и залез за остатками винегрета в декольте. Моему взору предстала острая девичья  грудь.
-Козьи сиськи!- Вырвалось у меня. Ира слегка обиделась.
-У тебя тоже не двадцать пять!
-Двадцать шесть! Двадцать шесть…мне лет- парировал я, хотя мы оба понимали, о чем шла речь…
Пора было выходить из кабины туалета. Я хотел пропустить Иру вперед, но понял, что в данной ситуации лучше оградить ее, хотя бы в первый момент, от взглядов пассажиров…Только сейчас я заметил, что левая нога Иры заключена в огромный ортопедический ботинок.
«Бедняжка!» -подумал я и решил исключить ботинок из окончательной версии рассказа. Теперь я понял, что вульгарное вихляние бедрами было следствием врожденного дефекта…
Мы стали пробираться к своим местам. Внезапно толстяк, сидевший впереди меня, вскочил со своего места и двумя руками начал трясти мою правую руку.
-Вы благородный человек! Помогли моей жене! У нее морская болезнь и аэрофобия! Каждый раз, во время полета кто-то помогает ей! Мир не без добрых людей- Толстяк рухнул в кресло.
-Да, это мой муж!- Ираида вскинула подбородок.
-Известнейший, кстати человек! Во всем районе! И он тебя знает!- Ираида впилась в меня взглядом.
Самолет, очевидно, поднялся выше грозового фронта и в салоне похолодало. Я невольно прижался в соседке, пытаясь согреться. Скорее всего, я был неправильно понят, но было приятно.  Ираида сжала мне ногу.
-Продлевать будете? –сказала она с деланным смешком.
-Читать надо! О-д-н-о-актная пьеса! Для кого писал?- Мне стало смешно.
-А как насчет эпилога, послесловия? –надув губки, капризно спросила Ира.
-Или давай, как в «Эммануэль», накроемся пледом..
-Между прочим, я не сплю! –толстяк пошевелился в кресле.
-Выпить охота…..- мечтательно протянул я, желая сменить тему.
¬–Есть «Свежесть»! Не «Хеннесси», но все же….-Мы с Ирой приложились к маленьким флакончикам лосьона после бритья. В моем кармане нашлись леденцы «Дюшес», и пиршество  началось.
–Так что там  насчет твоего мужа?- Я говорил шепотом, на ухо  Иры. Стюардесса внимательно слушала наш разговор, сидя к каталке рядом с нами.
-Он- это ты через тридцать лет! – Я не понял, и, тем не менее, пытался перевести разговор в шутку.
-И мы во временном континууме?  Герберт Уэллс! Машина времени! Так не бывает!
-Мне все равно. Ведь это твой рассказ.- Ира отвернулась к иллюминатору.
-Получается, ты плод моего воображения и тебя не существует?- Я запутался.
-Нет. Я буду спасать тебя через десять лет, и выкуплю из сексуального рабства у богатой пожилой женщины.
-Я не желаю это слышать и не буду писать об этом.- Мне стало смешно.
-А это ты уже сам с собой решай –Ира кивнула на толстяка.
-Что ты думаешь о солипсизме  и иллюзии реальности мира?- Мне захотелось поумничать.
-Сейчас ты скажешь, что я твоя Галатея…-Ира была раздражена.
-Ладно. Сдаюсь. Мне уже один из пассажиров сказал, что я всех смешиваю с кормом для птиц.
Подкатилась стюардесса Нина.
-А ты знаешь, Саша, что второй пилот- мой сын! Саша Григорьев!- Она гордо вскинула голову.
-В честь Саши Григорьева? Каверин, »Два капитана»?
-Нет. Помнишь Сашу-Гришу? Сашу Григорьева, он учился на два курса старше тебя?- Нина строго посмотрела на меня. Перебивать я не решился.
-Так вот, когда он шел на Голгофу после разговора с Матвеем….И не перебивай меня!  Так вот, он встретил меня… и все рассказал ….мы выпили…у него с собой была бутылка водки и веревка…остановить его я не могла.. сказала, что каждый приговоренный к смерти имеет право на последнее желание … И вот мы провели ночь вместе, в вскоре у меня родился Саша…
Нина вздохнула, и подняв глаза вверх, произнесла :
-Он был исчервлен за грехи наши и мучим за беззакония наши.. Наказание мира нашего  было на нем, и распяв его, мы исцелились….
-Стоп, стоп! Это не твое амплуа!-  Я вскочил из кресла. Ираида тихонько плакала, в хвосте самолета кто-то молился…
У меня запершило в горле.
-Ты..ты извини меня за «Ассоль», я не хотел..- Нина перебила меня.
-Убил меня! Посмотри !- Она отвернула горжетку. Тонкую шею опоясывал  безобразный белый шрам.
Нина схватила меня за руку. Кожа была холодной и липкой от пота. Признак болезни -У тебя ..Сердце?
-Послушай, как оно бьется! Не чувствуешь? Никак? Так у меня кардиостимулятор!
-Вроде вшитого фаллоимитатора?- Я попытался перевести разговор в шутку.
Нина сверкнула глазами и поехала по проходу, собирая полные гигиенические  пакеты.
Чей-то дурной голос затянул старую шутку –Сначала пассажиры травили байки, потом стали просто травить….
Вскоре Нина вновь остановилась у моего места.                -Ты знаешь, я ведь хотел написать о тебе, как о Эсмеральде…Гюго помнишь?- Я не шутил.                -Ну да, а ты вроде Пьер Гренгуар… Или лучший поэт второго плана…. Или ты Боб Синклер из фильма «Великолепный»? То герой, то неудачник?
Объявили посадку, все засуетились. Зажегся свет в салоне и я смог разглядеть пассажиров. Как известно, в «кукурузник» вмещалось 10 человек… Во многих из окружающих я узнал зрителей первого ряда из предыдущего рассказа…Всклокоченный волосы, отечные лица, выбитые зубы.. Нет, они были не такими! Стройные и подтянутые, с улыбками на лицах….Лишь усталость в их глазах говорила о перенесенном  длительном полете…
Как известно, аэропорта в Кронштадте нет, и садиться нам предстояло на футбольном поле. Командир сажал самолет «по-афгански» - без глиссады, почти пикируя.
-Выпустить закрылки на двадцать!- Раздался скрежет и маты в кабине пилотов. Второй пилот по ошибке сбросил контейнеры, закрепленные под крыльями самолета. Я увидел, как они, медленно вращаясь, падали вниз… Сквозь зарешеченные иллюминаторы были видны выпученные глаза на белых от ужаса лицах  пассажиров .
-Да и ладно, они все равно уже были списаны!- Так Нина объявила испуганной публике.                -Это зеки ,которых мы везли на рудники….
После приземления я с трудом встал. Болела коленка и у толстяка. У трапа я помог Ираиде спуститься. Она прыгнула мне в объятия и прошептала на ухо : «Как Ассоль и капитан Грэй».                -Ассоль в инвалидной коляске. А о тебе я напишу маленький, но гадкий рассказик.
- Ну и дурак.- Похоже, она не расстроилась.
-Ведь это я сегодня  просто твоя спутница, а позже –спутница жизни!
Рядом ехала стюардесса Нина. Я чувствовал, что ей не терпелось что-то сказать.
-Саша, ты помнишь Херсон, мореходку? –Я хмыкнул.
-Мой Саша каждый день вспоминает….И к крестному, дяде Саше Матвееву заходит… на могилку…
-Как!!! Ведь он Сашу-Гришу до петли довел!
-Да, но если бы не это, Сашенька бы на свет не появился! –Нина не шутила.
-А ты знаешь, в какие игры он детстве играл в садике! «Курсанты и патруль» -это вроде пряток, «свалить со строевых занятий», а самая любимая – «без строя после самоподготовки».                -Это в крови….Ну а как тебе здесь работается? Валюта идет? Ну хоть кормят?
-По секрету….Самолет списанный, взяли со свалки….У кэпа нет сертификата…Какой-то левый крюинг его прислал…Билеты тоже левые …За гроши работаем…
-Но я понимаю, что кризис не вокруг нас, а в душе…-Нина вздохнула.
-Ты знаешь, это не твоя тема и не твой жанр, Нина…
На выходе со стадиона, то бишь аэродрома, меня остановил таможенник.
-Ваша декларация?!-Его лицо стало расплываться.                -Декларация!-Он тряс меня за плечо….-Декларация!!!!
-Кэптин, час до якорной стоянки. Вахтенный помощник тряс меня за плечо. Я осмотрелся. -Дай часовой нотис в машину, Зови порт контроль.
Ну и приснится же такое…..