В отличие от других предметов острого дефицита, туалетная бумага в нашей стране таковым стала не сразу. Вначале своего "пути" ее, советский народ, признавать не хотел: "Как это так, тратить деньги на такое пустячное дело? Ведь наши предки как-то обходились без нее, обойдемся и мы", - трезво и практично рассуждали граждане.
Помпезно отметив 50-и летие советской власти, руководство страны всерьез взялось за привитие народу основ цивилизованных гигиенических норм и привычек. Почему-то начали с туалетной бумаги. 3 ноября 1969 года в СССР была запущена производственная линия по выпуску туалетной бумаги на Сясьском целлюлозно- бумажном комбинате в Ленинградской области. В эти же годы выпуском туалетной бумаги занялся и Обуховский картонно-бумажный комбинат в Киевской области. Беря во внимание нежелание народа тратить деньги на ее покупку, на уровне государства предпринимаются меры для ее популяризации.
Для этой цели использовали рекламу туалетной бумаги в "прессе", в кинотеатрах перед началом фильмов крутили "журналы", посвященные ей. Для широкого внедрения такого необычного для советского человека товара, директоров крупных учреждений и производств в добровольно-принудительном порядке обязали приобретать для своих сотрудников и рабочих тысячи рулончиков незнакомого доселе предмета. Постепенно, шаг за шагом дело стронулось с места: люди с удивлением стали замечать, что это и приятно, и удобно. Но тяга к старым стереотипам еще давлела над нашим народом.
Газеты долго не покидали сортиры Великой Страны. Заходя в уборную( слово туалет появилось в обиходе значительно позже) и располагаясь в ней надолго, житель самой читающей страны в мире брал в руки подвешенную на гвоздики газету и поневоле вычитывал из нее несколько идеологически правильных фраз о преимуществах социалистического строя над капиталистическим... Расслабившись в отхожем месте, он искренне сочувствовал
"угнетенным"неграм, близко к сердцу принимал проблемы рабочих капиталистических стран в борьбе за свои права...
И происходило это не на партийных собраниях и конференциях - а в момент особого душевного состояния... И вместе со свинцом от типографской краски в деликатное место советского человека втиралась вся газетная мудрость марксизма-ленинизма и руководящей силы советского общества-КПСС.
В 70- 90 годах нашего человека, на свою беду, все же приучили к туалетной бумаге, спрос на нее заметно возрос, а вот предложение... В те "добрые" времена пытаясь отблагодарить врача, педагога... вместе с банкой кофе, пачкой индийского чая и рулончик туалетной бумаги шел на "ура". Он принимался с должным к себе уважением и без всякого стеснения.
Вспоминаю вывод нашей танковой дивизии, грозных "восьмидесяток", на территорию бывшего Союза из Германии в начале 90-х годов. За туалетной бумагой прямо охотились. Военторги не могли на сто процентов обеспечить ею всех желающих. Спрос превышал возможности немецкой бумажной промышленности и грозил оставить немцев без туалетной бумаги. Немцы отреагировали мгновенно: при появлении наших в магазинах, бумагу прятали.
Прошли годы... Теперь заходя в супермаркеты, магазины, на базар, мы уже не удивляемся давящему на нас изобилию продуктов питания, предметов повседневного спроса, в том числе и разнообразию туалетной бумаги. Дождались наконец! Почему-то именно туалетная бумага больше чем какой-либо другой товар напоминает моему поколению, родившемуся сразу после войны, о тотальном дефиците советского времени. О всемогущем блате и его "королях": заведующих и директорах продуктовых и промтоварных баз, "Березок", комиссионных магазинов...
Вот мы и вспомнили с вами о таком незаменимом и привычном сегодня предмете как туалетная бумага. Современная молодежь не верит, что каких-то 50 лет назад к ней вначале надо было людей приучать, а уж потом, когда она стала популярной-бороться с ее дефицитом.
Фото из интернета: универсальное применение газеты в СССР.