О Христе и христианстве

Михаил Галакт
   
                ЖИВОЙ ХРИСТОС. ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ   

           Прекрасный Облик Христа стал ведущим для двух тысячелетий истории человечества. Его Имя не оставляло равно­душным ни одно устремленное создание. Его Учение дало миру сотни святых — известных и оставшихся незамеченными офици­альной историей, которые освещали и освящали собою окружаю­щую жизнь.
   

 
       С веками христианство изменялось и внешне, и, как это ни печально, внутренне.               
      И ныне состояние дел показывает со всей очевидностью, что это вовсе не плод воспаленной фантазии, а, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Поразительное невежество в вопросах духа и духовности, та же удивительная приверженность разного рода суевериям, то же обрядоверие и «брожение умов» — секты, магия, спиритизм... Так и видится маячащая на горизонте «святая инквизиция», готовая во Имя Учителя Любви устроить грандиозную прочистку мозгов заблудшим чадам.
      Только инк­визиция усовершенствовала свои методы и, как полагается в эпо­ху прогресса, действует больше не на тела, а на души, вернее, на мысли и умонастроение огромного числа «новообращенных», еще вчера, быть может, не раскрывавших Евангелия. Но инквизиция средневековой Европы хотя бы четко разграничивала сектантов-«еретиков» — претендовавших на церковное устройство и христианское звание, и «неверных» — никакого отношения ни к церк­ви, ни к христианству не имевших и не скрывавших этого. Нынешние же ревнители истинной веры вообще не видят разницы между сектантством и самостоятельным учением, и предпочита­ют всех инакомыслящих без разбора зачислять в сектанты. И, ес­тественно, бороться с ними (жаль, аутодафе нынче под запретом!). Совсем свежий пример такой борьбы:
   Архиерейский Собор РПЦ в последнем квартале 1994 года объявил, что последователи уче­ний Блаватской и Рерихов могут считать себя вне Церкви, так как сами себя от нее отлучили, увлекшись «лжерелигиями». Вот так, не вдумываясь и, вероятно, не изучив ни одной книги вышеупомянутых «еретиков», церковь совершила весьма опрометчивый поступок.

    Итак, Рерихи были уличены в «антихристианстве», то есть, по сути, объявлены противниками христианского учения, не име­ющими ничего общего с Христом. Объявлены, несмотря на мно­гочисленные их высказывания — ив книгах, и в письмах, — вы­ражающие глубокое почитание Христа и указывающие на искрен­нюю, живую веру, основанную на знании (интересно отметить, что первые христиане называли себя «гностиками», указывая на обладание знанием). Именно к такой вере призывал Христос, го­воря: «будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Что, как не эта одухотворенная, сердечная мудрость заставила Е.И.Рерих на­писать в 1934 году в одном из писем: «...если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий,... то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духов­ным зрением...». Именно изучение и углубление в Учение Христа, а не слепая вера в церковные догмы, дало возможность Рерихам вместить Его Облик, принять Его в свою жизнь и истинно следо­вать Его заветам.

Вмещение Образа — непростая задача, но необходимая при приближении к сути Учения. Этому вмещению невозможно на­учить, оно всегда индивидуально, как и жизненный опыт каждо­го человека. Оно приходит, когда становится невозможным жить без Учителя, когда каждое действие, слово и мысль поверяются Его заветами, когда это происходит по естественному движению сердца, без малейшего насилия воли, — просто потому, что иначе дух уже не может жить. История знает примеры такого полного слияния, обожения человека, иначе называемого святостью. Дос­таточно вспомнить Св. Франциска, который до такой степени соединился с Христом духовно, нося Его Образ в сердце каждый миг своей жизни, что видел Его во всем, и всякое творение напоминало ему о Христе, и даже телесно он уподобился Учителю, впервые в истории христианской святости получив стигматы — знаки священного страдания Христа на кресте. Конечно, совре­менному человеку непросто достичь такого сосредоточения на избранном Облике в силу многих причин, но — не невозможно. И при всяких попытках это сделать видение Облика будет индиви­дуальным, соответствующим сознанию конкретного человека. Но в Учении Христа все же на первом месте стоит не индивидуальное блаженство, и даже не созерцательность (хотя и это важно), но максимальное служение окружающим; деятельная помощь, насы­щенная духовно — «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13.34.) — в соединении с целесообразностью действий — «не вливают вина молодого в мехи ветхие» {Мф.9,17;   Мк.2,22; Лк.5,37.) — вот то христианство повседневности, которым совер­шается восхождение к новой жизни. Не обособление в «святости для себя», не возношение и самолюбование, но суровый труд на благо мира по примеру Самого Христа. Не об этом ли следует помнить, читая строки письма Е.И.Рерих от 17.01.36 г.: «...Уче­ние Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимаю­щий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвест­ника... Христос и Общее благо синонимы». Уже упоминавшийся великий святой — Франциск из Ассизи — был не только созерца­телем, но и деятелем-практиком. Призывая не отрываться от зем­ли, возносясь духом в миры иные, он говорил: «послужим земно­му, устремляясь к небесному». И в этом вполне следовал Учению Христа. Также и Великий Сергий, причащаясь из Огненной чаши, строил на земле, — прочно, на века.

Весть Христа актуальна сегодня так же, как 2000 лет назад. Все так же мало любви в нас, все такая же сухость сердца и каменные стены до небес между, казалось бы, ближними. Не отсюда ли исхо­дит стремление искать врагов? Последователи близких Учений не всегда готовы к полноценному диалогу друг с другом. Но истина не принадлежит никому, потому что она едина и вездесуща: «Дух дышит, где хочет» {Ин.3,8). И бесполезно пытаться приватизиро­вать кусочек неба над головой, если оно каждый миг — новое.

                О ХРИСТЕ И ХРИСТИАНСТВЕ
    
     В средние века изменения зашли так далеко, что можно было говорить о христианстве без Христа, так как придавалось больше значения церковным обрядам, чем живому слову Учителя. И тогда прошли перед изумленным челове­чеством Посланцы Мира Высшего, названные позднее Учителями Церкви — реформаторы ее: Св. Сергий Радонежский, Св. Тереза Авильская, Св. Франциск Ассизский, Св. Клара, Св. Екатерина Сиенская, Св. Елизавета Венгерская...

     Всех их объединяет одно — в каждом отразился величественный Лик Учителя, каждый нёс весть Христа в который раз забывшему о Нем человечеству.

    Облик Христа объединяет и все другие лю­бимые мною Облики. Единая Мощь ведет человечество по пути совершенствования...

     Один проезжавший наши края странник, проживавший и в Палестине, передал нам любопытное пояснение притчи о засох­шей Смоковнице, полученное им от местного араба, торговца смоквами. Оказывается, в Палестине имеется особый вид смоков­ницы, который дает плоды два раза в год, причем первые плоды небольшие и не так мясисты, но очень сочные и сладкие. Явление этих первых плодов бывает тоже в определенное время и доказывает, что будут вторые, настоящие смоквы, но отсутствие их уявляет старость дерева и оно неизменно засыхает. Иисус знал эту особенность и потому, не найдя на смоковнице первых плодов, указал, что и впредь смоковница не будет приносить настоящих смокв, и та засохла. Также и притча о трудности для богатого вой­ти в Царствие Божие получает новое освещение, не столь катего­ричное. Притча имела в виду Игольное Ухо, называние узких и низких ворот в стене, окружавшей Иерусалим, через которые не могло пройти навьюченное животное, тем более верблюд. Итак, богатство мирское приравнивается к грузу вьючного животного. Немало утерянных Апокрифов, относящихся до жизни Христа, может быть найдено, когда сроки подойдут, и люди захотят боль­ше узнать об этой чудесной, самоотверженной, трогательной Жизни, все отдавшей и все принявшей30.

4.8.45. Люди живут так, как будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию. Церковь во многом виновата в таком неве­жественном отношении к смерти. Повинны в этом, прежде всего, те Отцы церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (из­бранном наугад "из нескольких сот, более или менее апокрифичес­ких Евангелий, бывших тогда в ходу) — изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине, после Его воскрешения и в течении многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял ее в тайнах Тонкого Мира на протяжении одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений яви­лось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежествен­ными церковными служителями.

...На Западе существует целая библиотека ценных самостоятель­ных и удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике, работ ученых о вне-евангельских изречениях Христа Спа­сителя. Тем позорнее наше современное невежественное равноду­шие к такому насущному для нас собирательству великого Учения, уявляющего смысл нашего бытия. Жизнь Христа стерлась, Его ча­рующий трогательно жизненный Облик оказался застекленным, заг­ражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой лю­бовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Сло­во Его останется не понятым и не принятым. Думается мне, что имен­но такое непонимание. Его подвига среди ближайших, заставило Его пойти сознательно на величайшие муки пыток и позорного распя­тия, лишь бы запечатлеть Свой Подвиг в сознании современников, как самоотверженное принесение себя в жертву невежеству, оявленную Им ради любви к человечеству. — Я так люблю Христа! По­мню, как, смотря на Его Изображение в терновом венце (в Новоде­вичьем Монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось в сердце. Было мне несколько видений Христа, было и видение Его прободенных Рук, и Лика в терновом венце, с крупными кровавыми каплями на прекрасном челе. Часто горюю, что не умею запечатлеть Его нео­быкновенный Лик, Его необыкновенную оригинальность31.

 

21.08.47.Е. Рерих: Вспоминается, как в начале опыта, услышав фразу — «Папа, дай я баветочку тебе сделаю»... я искренно возмутилась подобному вторжению в идущие серьезные сообщения, а на ве­черней Беседе получила урок — привожу его Вам почти целиком: «Вы должны были обратить внимание на некоторые фразы, зву­чащие обиходно или даже по-детски — это очень характерная под­робность. Так же как за вами, мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему Миру... Потому не удивляйтесь, если Великий Учитель повторяет простые фразы. Фиксируя эти мысли, Мы иногда даем укрепить­ся отличному цветку духа. Потому рядом с великими космически­ми открытиями и мировыми событиями, Мы также бережно рас­тим цветы духа. Иногда Сам Христос повторяет простые слова, ведь следствие их может быть велико. Так разнообразна работа Нашего Братства. (Да, меня очень удивила фраза: «Папа, дай ба­веточку тебе сделаю» — и не хотела ее записать). Между тем, имен­но эту фразу сказал Учитель Христос. Эти слова сказаны малень­кой девочкой своему больному отцу. Но это желание было лучше иных взрослых, и Христос утвердил волю в пространство... Луч, разбивающий города, так же красочен, как и несущий помощь маленькому сердцу 32.

                18.11.48. Теперь о Великом Облике Христа.
     Нет лжи в стро­ках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Хрис­та.
    Есть лишь недомыслие последователей и читающих, или вве­дение в заблуждение паствы корыстными и невежественными кня­зьями церкви.

     Совершенно дико представить себе, что Христос думал дока­зать существование загробной жизни тем, что, подвергнув себя мучительнейшей смерти, снова ожил бы в том же теле! Нет, не бессмысленное Воскресение в физическом теле было целью Хрис­та! Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке соответствующей тому Миру. После своего распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнем психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле.

Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничто­жил или разложил на атомы только свое физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте.

Так и вознесение, конечно, совершилось в огненном апофеозе Тонкого Тела. Ученики, глаза которых открывались, когда среди них неожиданно появлялся материализованный Христос, также могли уявиться на чуде открытия, так называемого призматичес­кого зрения, и увидеть сияющую оболочку Владыки, исчезающую в свете Лучей Его. Конечно, тело тончайшее или «тело славы», как называет его Ап[остол] Павел, не распыляется, но остается облаченным в сублимированную ткань Материи Люциды и пре­бывает на соответствующем плане Бытия.

После распятия Христос в своем тонком теле неоднократно появлялся ученикам и в течении одиннадцати лет поучал Марию Магдалину тайнам надземным. Записи Марии Магд[алины] пос­ле ее смерти хранились ап[остолом] Иоанном. В гностической ли­тературе можно найти упоминание о «Больших и Малых Вопро­сах М[арии] Магд[алины] и ответах Хр[иста]» на них. Но «Боль­шие Вопросы» были утеряны, а сейчас остались лишь обрывки «Малых Вопросов...», которые гностики включили отчасти в свое Учение, а также издали их отдельной книжкой, кажется с поздней­шими комментариями.

Также интересен упоминаемый гностиками факт воплощения в Иисуса, перед выходом Его на проповедь, Величайшего Духа, который дал все Учение и принял позорную смерть. Это — ИС­ТИНА.
                ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ
Читая письма Елены Ивановны, можно заметить характер­ную четкую грань, которую она проводит между церковным хри­стианством и Учением Самого Христа. Она пишет: «Учение Хри­ста... искажено до неузнаваемости и пришло время очищения его. Наступил черед христианскому миру сделать выбор своей Кар­мы». Искажения эти явились следствием того, что «сознание его современников не было готово к принятию Их (великих Истин, возвещенных Христом — авт.). Достаточно вспомнить о папских индульгенциях, или о массовых сожжениях староверов, чтобы ужаснуться тому, куда может завести приверженность мертвой букве догмы.

Главное для последователей Великих Учений, какими явля­ются Христианство и Живая Этика — жить в согласии с духом своего Учителя, с Его живым словом, не ограничивая свободу духа жесткими рамками писаний. Даже и писание начинает животво­рить, если читается глазами сердца. Именно так читала Еванге­лие Елена Ивановна. И как бы отвечая современным нападкам некоторых деятелей Церкви, она говорит: «...бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик истинного Христа — Учите­ля живет в душе нашей... Но мы видим Христа, истинно, Богоче­ловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихри­ста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его, Христова, Учения... Следовало бы отцам церкви припомнить завет Христа и Его любимого ученика... — «любите друг друга!». И все стало бы на место». Воистину, это ответ глу­боко верующего человека, познавшего основной завет Учителя и воплотившего в жизнь заповедь любви.

Последователям Учения Живой Этики нет надобности объяс­нять значение этой великой заповеди Христа. Та же заповедь со­держится в Учении Огня. Иначе и не может быть, потому что «Бог есть Любовь», и в то же время «Бог есть Огнь поядающий». Если древнейшие Писания указывают на родство этих понятий, то нет смысла утверждать их несовместимость. Когда новое здание стро­ится на фундаменте старого, это говорит только о крепости фун­дамента. И вникая в Учение Живой Этики, надо помнить, что оно пришло не упразднить, но углубить и расширить понимание ве­ликой Жертвы Христа. Изучение евангельских основ необходимо для понимания Учения Новой Эпохи. И потому, вслед за Мате­рью Агни Йоги, «окружим великого Учителя огнем любви, охра­ним почитание Его, найдем самое бережное, самое высокое пони­мание Учения и Указов и священно, молитвенно, в сердечном тре­пете будем предстоять перед красотою и величием Его! Помните, кто выше поймет, тот выше поднимется и сам».
                Окончание статьи Е.Буровой "Е. И. РЕРИХ О ХРИСТЕ И ХРИСТИАНСТВЕ"
         
                А теперь что же писала о Христе сама Е.И. Рерих?

                ФРАГМЕНТЫ ПИСЕМ
26.5.34. В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Еван­гелию. Вспомним изгнание им торгашей из Храма и все его суро­вые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать его в противоречии Самому Себе? Если прочесть, опять-таки без пре­дубеждения, слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение суровое в милосердии своем...

Словесное признание и исповедание Христа одно, но приня­тие сердцем и истинное следование Христу совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Все­мирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последо­ватель вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. На­ступил черед и христианскому миру сделать выбор своей Кармы1.

 

2.6.34. Не будучи пророком, можно заранее сказать, что про­свещенный пастырь не нашел бы в себе того духа истинной бла­гости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не ис­каженного церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сер­дца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии...

...Всегда хорошо, когда люди выявляют свои истинные лики. Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик ис­тинного Христа — Учителя живет в душе нашей, и мы всецело примыкаем к словам Вивекананды о Нем. Но мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим про­звищем Антихриста всех, кто не может признать церковных огра­ничений и злотолкований Его, Христова, Учения. У нас доста­точно единомышленников есть и было даже среди духовных слу­жителей различных церквей. Время остановить нельзя, и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослу­жителей, утвердителен христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иглы или имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения!...

Следовало бы отцам церкви припомнить завет Христа и Его любимого ученика, завет, общий всем великим духовным Учите­лям — «любите друг друга!» И все стало бы на место...

В виду переживаемого всем миром страшного духовного кри­зиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей дог­матики так же, как и падение нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем гово­рить против какой-либо религии как таковой или же против хра­мов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма. Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они дол­жны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средне­вековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не мино­вать было бы, если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же слу­чае, пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста2.

    Из Харбина Николай Константинович писал вести довольно скорбные о царящем страшном самопожирательстве и узкой догматичной церковнос­ти среди наших соотечественников. Также о падении культурно­го уровня среди молодежи и отсутствии горения духа. Исключения крайне редки. Но давно было сказано, что «спасут Россию Иваны стотысячные». Истинно, черед пришел Ивану стотысяч­ному показать мощь свою. Между прочим, мне очень хотелось бы знать имя того русского священника, который зачитывается книгами Н.К. Это белая ворона в стае каркающих хищников. В Харбине Н.К. встретил Архиепископа Нестора, оказавшегося че­ловеком широких взглядов, но зато он имеет массу врагов и кличку масона. Ведь наши «просвещенные» сородичи из этого слова (употреблявшегося в самой глубокой древности и даже в Апос­тольских посланиях для определения людей, приобщенных к выс­шему знанию) сделали определенное ругательство. А если спросить их, что есть масонство, то ни один из них не сумеет ответить. Вооб­ще должна сказать, что за последние годы я сильно изменила свой взгляд на пресловутую интеллигентность наших сородичей. В получаемых мною письмах у меня собрался ценный материал. Очень тяжко самоедство наших сородичей, которое, прежде всего, свидетельствует о низком уровне сознания. Малое сознание во всем усмотрит и противоречие, и обиду, и грозную опасность для своего благополучия во всем, что не отвечает его куриному горизонту. Не эти сознания будут строить Новую Россию, но Иван стотысяч­ный. И требования, которые предъявит такой Иван, не будут от­вечать чаяниям многих и многих, мнящих себя солью и пупом зем­ли. Страдания — лучший Учитель, кроме того, нужно считаться, что там выросло новое поколение, совершенно оторванное от все­го старого уклада. Строительство в Новой России пойдет новыми путями, и если оно далеко будет отстоять от современного раз­бойничьего уклада, то все же жизнь пойдет по новому руслу. Ведь переустройство Мира очевидно, и всюду в массах просыпается со­знание человеческого достоинства, хотя часто еще в безобразных и диких формах. Конечно, социализм или, вернее, так называемый коммунизм есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть. Жизнь именно в разнообразии, однообразие есть смерть — небытие. Но новые основы человечности, честности и правиль­ной оценки труда должны быть положены в основании Государств. Так, люди, обладающие большим запасом психической энергии, истинно, будут считаться сокровищем Государства.
                Е. Рерих - Муромцевой

14.6.34. ...чтобы проникнуться истинным духом учения Хрис­та, нужно быть или восточником по рождению, или хорошо изу­чить основы тех учений, на которых построено учение Христа.

Конечно, христианство, в его современной форме, и учение самого Христа — две совершенно разные вещи...3

 

8.8.34. На приведенное Вами замечание одного из хулите­лей, что «в кн[игах] »Живой Этики» слишком много грозных пре­достережений и что Христос этого не делал» — можно было бы ответить, что он, видимо, не знает и не понимает Учения Хрис­та, Учения сурового в бичевании лицемерия и в устремлении к подвигу самоотверженного служения человечеству. Также мож­но было бы привести немало грозных предостережений в словах Христа. Конечно, малодушные сердца предпочитают покрывать свои самые отвратительные пороки всепрощающей улыбкой кощунственно измышленного ими Облика Христа, несправедливого и жестокого в своей безразличной, вседозволяющей и все­прощающей любви! Давно сказано, что «все воды Урдара и Урувеллы не смоют пятен от кощунственных прикосновений на Одеж­дах Христа!» Истинно, наступает время огненного очищения Ве­ликих Обликов и Заветов Их!4

 

23.8.34. Христос, говоря о кончине Мира, не мог иметь в виду конечное завершение эволюции нашей планеты. Ибо если эволю­ция следует естественному законному порядку развития и плане­та входит в свой седьмой круг, а ее человечество в седьмую Расу со всеми подрасами, то при завершении этой эволюции не может быть такого Страшного Суда. Ибо к этому времени человечество и планета достигнут состояния Высших Миров, где уже нет сознательно противодействующей добру силы зла.

Христос, конечно, знал о создавшейся тяжкой Карме челове­чества и планеты, знал о грозящей гибели большинства и потому Он имел в виду именно приближающееся смещение Расы, всегда сопровождающееся величайшими космическими катаклизмами, и перед которыми заблаговременно совершается великий отбор пе­ред окончательным Судом. Будучи Посвященным, Он не мог не знать, что эта катастрофа может явиться Днем Последним, в силу ужасающего падения духовности в Человечестве.3

 

8.9.34. Мертвая догматика убила светлое Учение Христа, по­тому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране...

Потому на смену этому упадку должна прийти возрожденная церковь первых дней христианства, в свете очищенного Учения Христа. Именно, должно прийти очищение заветов Христа5.

 

12.9.34. ...Ах, если бы люди дали себе труд в зрелые годы дей­ствительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворялись школьными учебниками, то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением. Именно тот Облик, которому слу­жил Преподобный Сергий, и служил подвигом всей своей жизни, потому и было у него столько врагов среди церковных служителей.

...сколько ясных указаний о законе перевоплощениям законе кармы имеется в Евангелии, именно, в словах Самого Христа! Но духовные отцы тщательно умалчивают об этом. Ведь не могут же они не знать, что закон перевоплощения был отменен лишь в ше­стом веке на Константинопольском Соборе! Неужепи сознание их с тех пор не продвинулось!..6 Как сказано в Учении: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берет перед ви­дением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по еще горячим угольям старого мира. Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, он воз­мущался падением знания среди служителей...»7.

 

9.7.35. ...Истинный смысл слов — «прощаются тебе грехи твои» тот, что такой великий Посвященный, каким был Христос, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура бо­лящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его цели­тельных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать — Прощаются тебе грехи твои.

...Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы уже знаете, что у первых христиан, так же как и во всем древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершается душою, проводни­ком или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде зем­ных жизней нашего индивидуального Ego. «Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точ­ки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Дру­гими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца че­ловека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осоз­нать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви».

Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращенных к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, кото­рый трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергия­ми, которые преображаются в качества мыслей и поступков8.

 

22.7.35. Я не боюсь никакой анафемы, и вряд ли кто из истин­но преданных Учению и эволюции духа может бояться ее. Так никогда не буду отрицать моих взглядов, что я верю в Неизречен­ное Божественное начало, равно пребывающее в каждом челове­ческом существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более что каждый образованный чело­век знает значение термина Крестос или Кристос (Христос) и что он был заимствован из языческого словаря... Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, канди­дат на Иерофанта. И после того как ученик прошел все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения и становился на языке мистерий Христом, т.е. «очи­щенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Ego...

В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христи­анства. И особенно люблю Великого Оригена и Св. Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чис­тым истокам первых веков христианства9.

 

24.9.35. Вашим вопрошателям можно было бы ответить воп­росом же — много ли прибавит их духовному развитию знание степени духовной высоты Христа и Будды? Можно привести им § 8 ...из второй части «Л.СМ.»: Еще спросят — «Кто больше, Хри­стос или Будда?» — Отвечайте — «Невозможно измерить даль­ние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием.»... Истинно, Христос и Будда являются такими дальними звездами Духа по сравнению с нами — землянами. Не забудем, что Они и Вл. Майтрейя пришли с Венеры на заре зарождения физического человека, и потому Они являются нашими Божественными Прародителями и Наставниками10.

11.10.35. Конечно, окружающие условия во времена Христа (так же как и теперь) чрезвычайно редко отвечали возможности чуда. Потому и Христос не всегда мог исцелять приходивших к нему. В Еванг[елии] от Матв. 13-58 сказано: «и не совершил там много чудес по неверию их». Так желаемое дается тому, кто может воспринять его. Во всем нужна кооперация или сотрудничество.11

 

28.12.35. Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную Жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя челове­чества. И трудно сказать, чья жертва была больше — жертва ли Шри Кришны, духовного Учителя и царственного строителя жиз­ни, жертва ли Готамы Будды, в течение свыше шестидесяти лет несшего тяжкий подвиг Учительства для утверждения великого Закона, или же прохождение через крестные страдания, но зато краткий путь Иисуса Христа? Помните, как на вопрос — кто боль­ше, Будда или Христос? Отвечено — «Невозможно измерить даль­ние миры, можно лишь восхищаться сиянием их».

Конечно, в «Криптограммах» правильно сказано, что восста­ние Люцифера дало миру Христа, но это восстание дало и других Великих Учителей, приходивших до Христа и после Него. Дли­нен список самоотверженных жизней этих Высочайших Духов, боровшихся с темною силою. Не забудем, что восстание Люцифе­ра началось уже в конце Третьей Расы. Великая битва в четвертой Расе между Сынами Света и сынами тьмы, упоминаемая во всех древних традициях, ярко отметила эту великую драму нашей пла­неты. Драму в том, что Люцифер по космическому праву является истинным Хозяином нашей Земли. Зерно духа его в потенциале своем заключает все энергии, заложенные в ядре нашей планеты, потому можно легко представить себе, как знает Хозяин Земли недра ее и как подчинены ему все энергии ее. Тогда как другие Великие Сыны Света, прибывшие на нашу планету, принадлежат к более высоким Мирам. Наивысший среди Них принял ответ­ственность за планету. Он стоит на несменном Дозоре. Согласно всем Писаниям Ему надлежит стереть главу змия.

Конечно, Жертвой Христа никто не спасен от козней и сетей темной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так Учение Христа лишь еще раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасе­нию. Но козни темных сил и опасность их не только не исчезли, но возросли перед решающей Битвой. Потому сейчас как никогда важ­но единение всех светлых сил для отпора полчищам тьмы...»

 

18.1.36. Молитва Христа, которую никто не услышал, была молитвою сердца о благе всего человечества. Каждый Великий Дух руководит эволюцией, строго согласуясь с законами Космическо­го Магнита или с законом эволюции. И воля такого Духа потому так мощна, что отождествлена с Волею Космоса13.

 

2.4.36. Вы спрашиваете — можно ли понять указание о явле­нии (видении) Христа в умаленных обликах и реально? Конечно — да. Ибо средневековье сделало из Христа Недосягаемого Идо­ла и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Боже­ственности; так все Учения Востока гласят — «нет Бога (или Бо­гов), который не был бы когда-то человеком». Такая насильствен­наяотчужденность Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Выс­шим Миром. Можно проследить, как в средневековье появлялись большие святые, которые старались восстановить это почти ут­раченное общение, причем все они настаивали именно на человеческом естестве Христа. Особенно яркие утверждения этому мож­но найти на страницах автобиографии Св. Терезы, испанской свя­той шестнадцатого века и еще раньше в видениях и писаниях Св. Екатерины Сиенской и Св. Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, получаемых через такое Общение, всегда отве­чают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам  времени. Как сказано — «именно по характерам видений мож­но писать лучшую историю интеллекта».

...Церковь наша, установив догму о Едином и Единородном Сыне Божьем Иисусе Христе, тем самым опрокинула и смысл мо­литвы, завещанной самим же Иисусом Христом — «Отче наш иже еси на Небеси...», а также и слов Писаний — «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Бытие гл.5, стих 1).

Так, установив исключительность Сыновства и естества Бо­жьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его на­всегда с человечеством. Так произошли тяжкие по следствиям яв­ления. Изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтоже­ние Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от «первородного» греха (?!) и всех последующих. Так — «Тенью ходит Он по миру, а тело Его в Церкви заковано в ризы икон. Тело надо найти в миру и Закованного в Церкви расковать» («Иисус Неизвестный», Ме­режковского)14.

 

8.6.36. Теперь о жертве Христа. Конечно, совершенно невоз­можно понимать значение жертвы или распятия Христа, как это понимается некоторыми сознаниями. Смысл ее в том, что Хрис­тос], желая показать силу духа над физической материей, принял чашу подвига и запечатлел своею кровью Завет, принесенный Им, — «нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». В «Агни Й[оге]» в § 8 сказано: «Можно указать, почему Учителя Знания страдали, уходя с Земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета».

Так если великий пример и подвиг Его зажег пламя в сердцах наших, и мы исполняем Завет Его, то можно сказать, что Он не напрасно пострадал, и принятая Им Чаша, именно, запечатлела Завет. Но если мы будем воображать, что, что бы мы ни делали, какие бы преступления не совершали, но пролитая кровь Христа навсегда спасла нас от власти дьявола, то, истинно, мы будем эти­ми самыми дьяволами! Никто не может спасти другого. Лишь соб­ственными усилиями подымается дух в сужденные прекрасные миры. «Вера без дел мертва есть».

Таинство Великой Жертвы имеет начало в древнейших мис­териях. При последнем посвящении неофиту вручалась чаша, на­полненная гранатовым соком (символизировавшим кровь); приняв ее, он выливал содержимое на все четыре стороны, в знак своей готовности принести душу и тело на служение миру, т.е. пострадать за Истину. Так и Христос хотел утвердить этот сим­вол среди своих учеников для закрепления памяти о подвиге и завете в грядущих поколениях. Но никакое механическое при­чащение не может спасти души наши, ибо — «вера без дел мер­тва есть».

Помню мою беседу о Жертве Христа с одной миссионеркой, которая при этом била себя в грудь и истерически выкрикивала, что она знает, что Христос пострадал за нее и тем спас ее от веч­ных мучений. На что я ответила ей: «Вы ошибаетесь, Христос пострадал не за вас, но из-за вас». Конечно, мы больше с нею не встречались и были оглашены как язычники, шпионы и награж­дены прочими соответствующими титулами15.

 

19.2.37. «не для жизни тела должны мы принимать Тело и Кровь Христову, но для жизни духа, потому и принятие Тела и Крови Христовой надо понимать духовно». Ни в одной церкви нельзя сейчас найти ответа на основные вопросы Бытия. В исклю­чительности и неподвижности своей они зашли в тупик. Как да­леки многие духовные наставники от вмещения простых слов Христа — «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»16.

 

28.5.37. ..Слова Афанасия В[еликого], прежде всего, исполне­ны красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так его утверж­дение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккуль­тной истине, ибо Дух Иис[уса] Хр[иста] в своей очищенной огнен­ной Божественной Сущности, конечно, для нас есть олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к божествен­ному естеству, в нем заключенному, Он, истинно, обожил его.

   — поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно из­мерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими». Тайны духа так прекрасны, что можно лишь сказать — нельзя говорить о Несказуемом.

Лишь сердце может трепетать от восторга, прикаса­ясь духом к Красоте Высшей17.


2.9.37. Конечно, Христос при преображении своем не демате­риализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно также и Воскрешенье было, именно, в тонком теле. Вспом­ните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к Высокому Духу, появляющемуся в тонком теле, может быть смертельным из-за разницы в вибрациях18.

 
27.11.37. Мы знаем, какое значение придавалось последовате­лями Христа возможности Его Воскресения на третий день, и они были правы, ибо одним из заданий Христа было доказать своим ученикам переживание человека душевного и бессмертие духа...

Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но, именно, свое появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появле­ние физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешении Его и укрепи­ло в учениках веру в Его Учение.

Обосновывать Воскресение Христа лишь на исчезновении Его тела из гробницы, конечно, было бы более чем нелепо.

Также всеми силами духа восстаю против предположения, что «Христос мог дать тайно приказ убрать Его тело и объявить о жизни Его или воскресении»... Такое действие было бы недостой­ным Высочайшего Духа. Мы должны понять, что Великие Учите­ля человечества никогда и никого не вводят в заблуждение, и каж­дый поступок Их строго согласуется со сделанными Ими утверж­дениями. Христос, по свидетельству учеников, неоднократно говорил, что Он будет предан в руки человеческие и на третий день воскреснет — имеющий уши, да слышит!19

 

3.12.37. Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физичес­ком теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями, — «тленное не может стать нетленным» или «не умрем, но изменимся» и т.д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос, после сво­ей крестной смерти или своего Воскресения, обычно, при появле­нии своем, становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материали­зации тонкого тела. В гностической литературе можно найти ука­зания, что, именно, во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира...20

 

8.2.38. ...Пошлем Вам, как только получим копии журнала «Кайзер-и-Хинд», в котором сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Хр[истос] на Земле и Индусские Рекорды о Жизни Хри­ста»... Вам будет особенно интересно прочесть эти статьи, ибо я уже выслала Вам страницы из жизни Великого Путника или И[ису-са] Хр[иста]. С особым волнением прочла я в приведенной статье описание наружности Хр[иста], сделанное Его современником римлянином Лентулом в его докладе Римскому Сенату. По суще­ствующим предположениям этот Лентул мог быть Пилатом. Опи­сание его так близко к тому, которое я ношу в сердце. Перечтите в «Криптограммах] В[остока]» «Приход Хр[иста]», начиная с три­надцатой строки.

Я не сомневаюсь, вернее знаю, что Хр[истос] был в Индии, но ученые востоковеды, поддержанные представителями21 церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые рас­следования22.

11.2.38. Все Вел.Учителя очень трудились, и физический труд им был не чужд. Вспомните Преподобного Сергия. И Христос очень трудился. Плотничеством и гончарством Он зарабатывал пропитание свое. Эта сторона жизни Великого Учителя почти не отмечена в избранных Писаниях, но она сохранилась в апокри­фах и, конечно, в эзотерических рекордах. Найдутся еще апокри­фы, близкие к Его времени23.

 
8.3.38. Великий Путник учил о расширении сознания. Он по­вторял: «откройте глаза и уши». Не только к своим поучениям Он предлагал открыть уши, конечно, Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть веревку в игольное ушко. Большое послание не вмещается в ма­лое ухо. Можно представить себе, какое множество Его поучений не вошло в уши слушателей! Многие запомнились отрывочно. Связь утратилась, и тем утерялся первоначальный смысл. Не ска­жу, чтобы смысл сделался превратным, но стиралась красота сло­ва... Великий Учитель часто обращал взор учеников к светилам: «Много домов и везде жизнь». Он хотел, чтобы ученики полюби­ли Беспредельность»24.

 
5.4.38. ...Из всех описаний посмертных явлений Христа ясно, что они происходили в тонком теле. Обратите внимание, как все­гда подчеркивается внезапность появления, иногда при запертых дверях горницы, и такое же исчезновение. Также почему-то уче­ники не узнавали Его сразу при таких появлениях, а когда глаза их раскрывались, и они признавали Его, Он становился невиди­мым для них (от Матвея). Все это определенно указывает на воскрешение Христа именно в тонком теле. Все те, кто были свидете­лями подобных явлений из тонкого мира и в наше время, могут подтвердить эту обычную внезапность как появлений, так и ис­чезновений. Только слепые или полные невежды могут допустить телесное воскрешение Великого Учителя25.

 
24.05.38. ...Хронология жизни Христа очень неточна. Вели­кие] Уч[ителя] относят рождение Иисуса на более ранний период, нежели указанный в Евангелиях...26

 
5.7.38. Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под маской Иуды. Иуда был давниш­ним предателем и уже не раз он предал Христа. Но давно уже ска­зано, что именно джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.

Конечно, никто не может утверждать о всеведении Христа во время его земного прохождения. Но что Он знал главные эта­пы своего Пути и знал сущность подходивших к Нему людей — это несомненно... Потому не будем думать, что Христос, этот Ве­ликий Дух, не знал Ему сужденного. Каждому носителю подвига предлагается полная чаша, и он сам избирает, хочет ли он при­нять ее всю или только часть ее. По закону антитез — самое худшее приносит самое лучшее. Кто же из мужественных подвижни­ков не примет полную чашу?»

 

12.7.38. Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и дол­жны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить: Христу ли евангельскому или же Хри­сту позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, одно и то же Ego неоднократно воплощалось в некоторых из Них!28

 

26.1.39. К сожалению, принято рассматривать Учение Хрис­та, как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру... Также нужно знать, что каждый духов­ный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на Его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, на­правленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача

Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству мож­но пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за же­лание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справед­ливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наем­ные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наемные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пи­лат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величай­шему злу, там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок29.


Христос был Величайшим. Любя Его, мы любим всех Вели­ких Учителей Человечества. Он истинный Мессия всех народов и Великий Аватар Вишну в нашей Манвантаре33".
   
    Как видим - достойный отпор всем ложным толкователем!!!