Штурман Ира

Александр Душко
               
               
            Эта произошло в восьмидесятые годы. Я работал вторым штурманом (грузовым) на танкере «М». Мы пришли из Констанцы с грузом мазута, и 8 марта  ошвартовались  к одному из калининградских рефрижераторов вторым бортом, для бункеровки. На « базе» бункеровку постоянно останавливали, несмотря на минимальную скорость погрузки. Мне «светила» бессонная ночь, и я вызвал штурмана с «Пролива» для выяснения отношений. К трапу подошла невысокая девушка в форме третьего штурмана. Заготовленная мною фраза «что вы уменьшаете скорость бункеровки, время тянете!» застряла у меня в горле, Мы познакомились, я поздравил девушку с праздником, и поинтересовался, а почему именно 8 марта на вахте?
Мы проговорили с Ирой (так звали девушку-штурмана) часа два. Ко мне на судно она идти не соглашалась, к себе не приглашала. Так мы и стояли на палубе «Пролива», в видимости моего и ее вахтенных матросов. Оказалась, что она закончила «Вышку» в Калининграде, работает уже  2 года, личная жизнь не складывается, хотя навязчивость мужчин на судне иногда напрягает. Я начал ее понимать, и не стал подъезжать с дешевыми предложениями. Абсолютно откровенно и искренне я заявил, что, несмотря на брак, я одинок и в море, и на берегу. Возможно, у нас родственные души, это я невзначай произнес вполголоса. Ира понравилась мне своим спокойствием и уравновешенностью. Скорее всего, она  была флегматиком.
После бункеровки я напечатал коносамент и понес на подпись к соседке. В отсутствие капитана она черканула документ и шлепнула печать. Я достал из кармана бутылку с остатками шампанского, и предложил отметить 8 марта. Мы выпили и, как мне показалось, расстались навсегда. Однако утром, когда я сдал вахту и засобирался домой, дверь каюты открылась и я увидел Иру. Она осталась у меня до вечера, и, полагаю, мы очень понравились друг другу. Внешность у Иры была самая обыкновенная, но она отличалась от наших южных дам прямотой и искренностью.
Мы много говорили, рассказывая о себе, о работе, об училище и практиках..    –Мне все легко давалось,-рассказывала Ира – И в учебе, и на работе. Мой отец -проректор по научной работе в нашем училище, Но я всегда хорошо училась, его помощь не требовалась. Почти. А скоро я поступлю в заочную аспирантуру.               
 –Под папино крылышко?- Я улыбнулся.                -Папа меня любит без ума, но не является нянькой. Хотя, пожалуй, его положение и авторитет помогает мне. А еще у меня есть сестра –Юля. И кот Федор. Юле уже 30 лет, но она до сих пор одна. Почему-то ей не везет с мужчинами…                -А им….с ней?- Мы засмеялись.                -Как тебя дразнили? – В детстве – Ириска, а потом Айрон Ирэн, иногда Айрон Айрин.                -Ты была неприступной девушкой?- Ира рассмеялась.                –Нет, я сама все решаю…и выбираю.
Вечером мы пошли в местный ресторан. Столик в глубине зала был свободен.
Ира заявила
-Пить не буду. Я на судне, как под микроскопом. Небось, и так уже сплетни ходят..                Через час мы засобирались.                -Тебе ведь не хочется идти домой... Я вижу- Ира тронула меня за руку.
-Если бы я не женился, то сей час бы пьянствовал до утра ...к примеру здесь... с тобой- я невесело засмеялся.
-Саша, хватит пить. Я тебя провожу. Ты далеко живёшь?
--Рядом. Не нужно. Район маленький, увидят...
-Ты боишься?
-Языков-да. Поэтому я тебя, до проходной....
-Саша,  я слышала, вас завтра утром перешвартуют, я поменяюсь вахтами и приеду к тебе на судно. Вас же в ремонт ставят?
-Да, к рем. базе  на той стороне бухты. Катер отходит от 141 причала …
Мы стали прощаться. Я попытался пошутить - "а секс между коллегами- это профессиональный или производственный?"
Ира подхватила шутку.
-Навигационный!!! Иди домой, тебя, небось, уж обыскались!
Мы подошли к проходной Стояла необычная тишина, и только вдали были слышны крики пьяных у ресторана. Ни я, ни Ира не желали уходить.
-Я почему- то боюсь, что больше тебя не увижу. Вспомнила, как ты впервые посмотрел на меня. Как на пустое место- Мне стало неудобно.
          Да…. Каково это, встречаться с коллегой….Вдобавок Ира была из морской семьи, и мы понимали друг друга с полуслова.
Ира всю следующую неделю ездила ко мне на судно на катере. Мы дни и ночи напролет разговаривали, становясь друг другу ближе и ближе. Я, конечно же, понимал, что женился рано, но проблема была еще и в том, что, как и многие молодые, малоопытные мужчины, ошибся в выборе спутнице. Мы с женой были очень разными людьми, и наш брак сохранялся только благодаря ребенку. Об этом, и о многом  другом мы говорили с Ирой. А она тоже пережила какое –то увлечение, которое закончилось ничем.
  Мы с Ириной попытались построить краткосрочные планы…В июне  как «заочнику», мне предстояло сдавать сессию в Новороссийской «вышке». Ира сделала еще один короткий рейс, и прилетела ко мне в Новороссийск из Калининграда. Наверное, это было похоже на медовый месяц – у нас была масса времени, да и в средствах я не был стеснен. На лекции я не ходил, считая их пустой тратой времени. Это было мое второе высшее образование, и часть дисциплин была перезачтена….
Иногда мы вместе бродили по длинным коридорам «вышки», заходили в кабинеты, сидели в курсантском кафе…
Вода в море была еще холодной, и мы иногда просто валялись на пляже, загорая и распивая дефицитные в то время спиртные напитки….
Вскоре сессия подошла к концу, и мы полетели в Симферополь. Ире предстояла пересадка на Калининград, а я  должен был вернуться в Севастополь. Ехать со мной Ира не могла – «спалиться» в небольшом городе проще простого. 
И вот у  Иры родился дьявольский план –поехать вместе в турпоездку.  Я сразу же отказался, но она в деталях все объяснила. Возможно, она давно все продумала. Ее сестра Юля, работающая в турагентстве, достает билеты для путешествия по северным озерам. «Чисто случайно», в местном турбюро мне достаются две путевки. Согласно ее плана, мы с супругой прилетаем в Ленинград, и там, уже на пассажирском теплоходе, сестра Иры Юля знакомится  с нами, ну, и Ира тоже….
                Сценарий удался. Вскоре моя жена Клара  и  Юля были на короткой ноге, и непрерывно болтали… Весь тур  –Валаам, Кижи, Петрозаводск – мы были вместе… Вечером – бар, танцы….В судовом ресторане мы сидели за одним столиком. Я открыто ухаживал за сестрами. Встречались с Ирой мы у нее, каюте, в самое, казалось, неподходящее время – в семь утра….  Я был жаворонком, и вставал рано, а жена, как сова, дрыхла до девяти утра, пропуская завтрак…
             Иногда, когда было невмоготу, мы во время танцев исчезали, и занимались любовью в пустующем кинозале…. Вернувшись, я приносил бокалы с коктейлем из бара, надеясь на алиби….Ира в это время быстро находила партнера для танца, и кружилась у нас на виду.                -Саша. Для отвода глаз поухаживай за Юлей
-И трахнуть её, для отвода глаз! - мы засмеялись.                Во время следующего танца, уже с Юлей, я прошептало ей на ухо-
- Ира предложила для отвода глаз трахнуть тебя.                -Хорошо, Саша. У меня встречное предложения. Для отвода глаз трахни свою жену.
Мы заржали, как сумасшедшие
Ира и Клара ревниво наблюдали за нами
За столиком, опрокинув пару рюмок водки, я хотел сказать что-то умное но забыл.
-Девушки, если бы время можно было бы повернуть вспять, я бы женился на всех вас.
-У тебя уже есть единственная и неповторимая, вечная, первая любовь – водка.- Клара решила пошутить.
-И вторая тоже - это море и...морячки.- Я сжал колено Иры под столиком
-Белый танец!-Ира слегка выпила, ей море по колено....
-Саша, ты меня любишь?-
-Да, готов встать на колени и поцеловать тебя в ...
-Фу, пошляк!
-... твои руки.! Это ты пошлая!
-Тогда пойдём к твоей жене, признаемся, и попросим благословения.
-Последствия будут ужасными. Кто-то не доживет до рассвета...-Я понял глаза вверх.
-Жена, я должен тебе кое-в чем признаться в том, что, я хочу....
Все напряглись, глядя на моё серьезное лицо
-Я хочу выпить этот графин с эликсиром вечной молодости за ваше здоровье...И пусть богиня любви поцелует нас в  …в…
-Девочки, Остапа понесло. Давайте расходиться.- Клара погрустнела.
Я начал говорить цитатами
-Вот только душу, не тронь мою бессмертную душу! Я, как раб на галерах, годами пашу в море... - мне стало жалко себя.
- И бухаешь на берегу. Пожалей свою смертную печень....- издалека я услышал Клару.
Комок подкатил к горлу... Палуба качнулась, но я успел схватиться за леечное ограждение прогулочной палубы....
Три пары заботливых женских рук бережно усадили меня в шезлонг. Теряя сознание, я слышал совещание женщин. Было два варианта- или накрыть пледом, и оставить спать, или влить рюмку водки и я , возможно, воскресну хотя бы на время...
Вскоре я почувствовал, как замечательная судовая служба безопасности несёт мое тело в каюту, бережно опуская по трапам...
Наутро был Петрозаводск. Мне был преподнесён набор солений и бокал рассола. Я с умилением смотрел на моих добрых фей - реаниматоров, ожидавших мою готовность к экскурсии.
Более мерзкого, времяпровождения, чем посещение местного театра с просмотром  «Калевалы» на карело- финском языке, я себе не приставлял.
Однако Юля, толкнув меня в бок, передала газетный свёрток с фляжкой. Вскоре я был готов бесконечно наслаждаться карельским эпосом.
По возвращению на борт лайнера я получил, последовательно, втык от всех женщин
-Ты позоришь меня и себя- это Клара.
- Саша, а для чего мы здесь- Ира.
- Подумай о моей сестре- Юля.
Я решил исправится., Кижи ,и Валаам были местами грустной трезвенности. Ну, а вечером- танцы, и выпить не грех.
                Тур быстро закончился, и вот мы идем по Свири, утром Ленинград и прощание…. Танцы на верхней палубе, все веселятся, все пьяные…У Иры началась истерика. Сестра отвела ее в сторону, к борту судна, и начала что-то ей внушать. Клара, думая что Ира опьянела, попросила меня отвести ее в каюту.
                Когда я провожал Иру мимо нашего столика, Клара перехватила  взгляд Иры…возможно, она догадалась. Через пару шагов Ира деланно обмякла и повисла у меня на руках. С трудом я спустился с девушкой на руках по трапу. В каюте Ира еще крепче обхватила мою шею, не желая отпускать…. Я прошептал : «Сейчас здесь будут гости. Остановись». Хлопнула дверь, в каюту вошла Юля.                -Она идет. Пожалей сестру.- Юля подошла вплотную к нам.                -А нам все равно!- Ира почти кричала. Она была трезвая. Я выскочил из каюты. В коридоре я увидел Клару, спускающуюся по трапу.
Утром мы покинули наш гостеприимный «Михаил Ломоносов». Прощаясь у трапа, не обращая на меня внимания, Ира сказала « А у наша тур группа скоро будет в Севастополе».
           Клара неопределенно пожала плечами. Мы  с ней не улетали домой, а решили ненадолго остаться у ее тети в Ленинграде.
             Прошло пару  недель, и вот, уже в Севастополе, Клара мне говорит- «А вчера звонила наша знакомая, Ира.» Я, как можно равнодушнее спросил, « Ну и что? Ты пригласила ее? « Ответом было короткое матерное слово.
            Наверное, бог есть. На следующее утро я отвозил свою мать на жд вокзал, на первую электричку. Когда я доставал вещи и багажника, кто-то сзади закрыл мне глаза ладонями. Бросив сумку, я подхватил Иру на руки, и закружился по привокзальной площади.. Рядом стояла мать, осуждающе глядя на нас… Через пять минут Ира уехала со своей тур группой.
            Осенью, после отпуска, и я, и Ира ушли в рейс. Созваниваться с судна мне было сложно- десятки ушей слушают разговоры. Я предпочитал звонить Ире с берега на судно через радиоцентр, заранее давая ей  радиограмму. Она же мне, на мой домашний телефон позвонить не могла и не желала.
           Прошло полгода. Я был в отгулах, и ожидал перевод на другое судно. Внезапно я получил телеграмму на свое имя, но на адрес узла связи нашей конторы. Девушки на телетайпе были в курсе, и сочувствовали мне, сообщая о входящих сообщениях.
«Встречай завтра, рейс такой- то»
Утром я сел н а свою белую "пятерку" и помчался в Симферополь.
Из зала прилета вышла заплаканная Ира.
-Я  улетаю вечером. Мне утром на вахту. В Севастополь не едем.                -Сейчас пойдем в аэрофлотовскую гостиницу, я сниму номер.- Номера не было, но нам дали адрес частной квартиры. Мы расположились в маленькой убогой комнатушке.                -У отца проблемы, его «смайнали» до зав. кафедры навигации и лоции. Ты слышал о «рыбном деле? Он не причем, но у нас родственники в минрыбхозе…под следствием..- Я слышал, конечно же. Рыбу воровали вагонами, в том числе и с моего судна.                -Так вот, отец желает срочно устроить мою жизнь…после аспирантуры я пойду преподавать к нам, в «вышку» .. или устроюсь в среднюю мореходку… мне нужно наплавать ценз, как минимум, на диплом штурмана дальнего плавания…и еще… отец желает устроить мою личную жизнь. У него есть друг – замечательный человек. Ты, по понятным причинам, не рассматриваешься вообще …
-Ничего себе! Какие вы серьезные люди! –Я все еще не понимал цель визита Иры.                -Я тебя люблю. Ты живешь с нелюбимой и нелюбящей женщиной. Ты.. ты предаешь наши отношения, чувства…- Она была права. Я много думал об этом, но не мог решиться. И не потому, что я был консерватором. Мне не хватало житейской помощи в этом вопросе.                -Ты знаешь, что я вся и полностью принадлежу только тебе. А ты?                -Я…я.. мне нужно..-Я не мог найти нужных слов.                -А как же маленькая Жанна? Ты ее примешь?                Ира вспрыгнула на меня.                -Саша, и Жанна, и твоя мама – это часть тебя и меня тоже!                Гора с плеч. Я давно думал о разводе Безусловно, формальная сторона не имела никакого значения.                У входа в зал вылета Ира долго не отпускала меня.                -Саша, Саша…- Она что-то хотела сказать…                Проводив Иру, я возвратился домой.                Из очередного рейса я вернулся в конце апреля. Мне предстояла защита диплома и госэкзамен, я дорабатывал последние недели. Однажды меня вызвал капитан Пал Палыч Коноплев. Внимательно посмотрев на меня, он пригласил меня присесть.                -Проверь средства пересадки людей в море – корзины, трапы. Обрати внимание на шкентеля, коуши, вертлюги и так далее… Составь акт. Вот, пришел циркуляр…- Я мельком  пробежал сообщение.                «Всем судам…..на одном из …при пересадке …. в штормовую погоду… произошел обрыв грузового шкентеля…..погиб второй штурман ТР »Пролив Санникова»….На всех судах…проверить средства передачи людей в море….составить акт …доложить».                -Хорошо, Пал Палыч. Давайте  я составлю акт, а потом, не спеша, все проверю и доложу Вам.                -А ты возьми, возьми бумагу. Прочитай, может, что упустил.- Я взял циркуляр, и спускаясь по трапу себе в каюту, прочитал еще раз. Так, »Пролив Санникова». Стоп, Иру недавно продвинули во вторые штурманы…. Я в два прыжка вернулся к капитану. Он ждал меня, стоя у двери. Я все понял.            -Палыч, почему сразу..- Я был готов задушить его.                -У радиста все подробности. Дождись его.- Я ушел в каюту и бросился на диван. Я не хотел верить. Почему Ира? У нее был грузовой помощник, который  переправлялся на промысловые суда, в случае необходимости. Может, перепутали название судна?                Я лежал, не двигаясь. Зашел радист, принес распечатку  перехваченных разговоров «Пролива Санникова« и берега.                Третий штурман позвонил и сказал, что мне прислали временную замену.                Ночью пришла жена, немного посидела и ушла, оставив бутылку водки.  Я пробыл в каюте до утра, потом направился домой. Не знаю, какое у меня было лицо , но по дороге домой люди от меня шарахались…Дома меня ждали жена и дочь, которая была, в общих чертах. в курсе. Ребенок смотрел на меня и не понимал, почему папа так переживает смерть какой-то тети…               Я не находил себе места. Собрав кое-какие вещи, я решил пожить у приятеля. Из окна его квартиры был виден причал, у которого мы познакомились с Ирой…. Я не мог нормально спать – почти физически я ощущал, как она меня обнимает…сцена нашего последнего прощания стояла у меня перед глазами. Я не разговаривал с другом и целыми днями сидел на балконе. Прочитал информацию о гибели Иры. Падение за борт, смертельная травма  и ледяная вода Баренцева моря не оставили ей ни малейшего шанса…  Через два дня друг устал меня терпеть и, замявшись, попросил уйти. Я бесцельно ходил по улицам. Мне решительно нечего было делать, и некуда было идти. Следующую ночь я провел у себя в гараже, а потом снял квартиру. Вечером я пошел на почту. Схватив бланк, я написал телеграмму родителям Иры:     «Ира была моей первой и единственной любовью, и навсегда остается моей душой». Я выскочил из почты. Меня трясли рыдания.                На следующие день, стыдясь своего поступка, я пошел в церковь… Батюшка, выслушав меня, предложил  прочитать «Акафист за единоумершаго»…               - Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались!- Дальше я не стал слушать и ушел.
                Через несколько дней уехал в Новороссийск, писать дипломную работу… Вскоре после защиты меня нашла Юля. Она приехала по делам в Ялту, и просила о встрече                Мы сели за столик в кафе на набережной.
-Саша, я тебе не говорила.. в общем, Ира ждала ребенка.. ты не знал?-                В глазах у мен я потемнело. Я сцепил руки до боли.
-За что ...? Мне ..и ей все это! Ну ладно, я! Но Ира! Что она плохого сделала в этом мире? Ничего!.- На меня начали оборачиваться люди. Я замолчал
-Господь посылает нам только ту ношу, которая ...-                Я перебил Юлю.
-...нам под силу! Но эта ноша никому не может быть посильной! Ни мне, ни тебе, ни вашим родителям.
-Мы живем в аду. Я, пожалуй , поеду...Ты на самом деле по работе приехала, или...
-Или. Я не смогла это скрыть от тебя, да и родители настаивали... Знай, если тебе нужна будет поддержка, забота и... преданность, то ты можешь рассчитывать на меня...- Я посмотрел на Юлю- она была копией своей младшей сестры.
-Я полностью тебя понимаю. Но Ира...Я не смогу ее забыть никогда. Правда. А вот…скажи, почему ты до сих пор одна?                -Наверное, не смогла встретить такого…как у моей сестры…-Мне стало стыдно. Я встал из-за столика и поцеловал Юле руки.                По дороге в Севастополь я обдумывал услышанное. Почему Ира мне не сказала о беременности? Не смогла по радио? Но как же узнала Юля?
 
                Спустя полгода мое судно зашло в Калининград на выгрузку. На кладбище с надгробного камня на меня смотрела улыбающаяся Ира в морской форме...