Уникальная Портлендская ваза

Алина Алексеева-Маркезин
    Портлендская ваза - реликвия эпохи античности, один из наиболее выдающихся сохранившихся до наших дней образцов изделия из художественного стекла.

     Сейчас ваза хранится в Британском музее. Предположительно, она была изготовлена в I веке до н.э. древнеримскими мастерами (по другим данным, между 5 и 25 годами н.э.).
История этой вазы уникальна: ее дважды разбивали вдребезги и склеивали заново. При этом оба раза она была разбита умышленно.

     Представляет собой декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла, на котором методом резьбы исполнен рельеф с изображением семи фигур богов и смертных.

      Эта двуручную амфору обнаружили в гробнице римского императора Александра Севера, чье захоронение находится недалеко от Рима. Археологическая находка сразу же заинтересовала стеклодувов и мастеров, работающих с фарфором, а также - искусствоведов.

      Ваза была изготовлена из двух слоев стекла - из непрозрачного белого и темно-синего. Далее синий слой срезан таким образом, чтобы из проглядывающего белого слоя образовались изображения. Какие сцены запечатлели античные мастера, остается загадкой.

       Когда в XIX веке была предпринята попытка изготовить её точное подобие, работа (за которую полагалась премия в 1000 фунтов) оказалась настолько трудоёмкой, что искусствоведы пришли к выводу: на создание оригинала должно было уйти не менее двух лет.

        Обращает на себя внимание высококлассная техника резки по стеклу — свидетельство незаурядного дарования стеклорезчика. Какие античные боги изображены на амфоре, однозначно сказать трудно. По одной версии, на одной из сцен может быть древнеримский военачальник Марк Антоний, оскорбленный Клеопатрой, по другой, - боги Пелеус и Фетида. Есть и версия о том, что на вазе воспроизведен сюжет из греческой мифологии: мечта Гекубы о падении Трои.

       По словам Грэма Фишера, попечителя British Glass Foundation, особого интереса к вазе не проявляли до 1845 года, когда она была разбита вдребезги. Тогда в один из февральских дней 19-летний парень (как позже выяснилось, будучи изрядно пьяным) зашел в музейный зал, где была выставлена портлендская ваза.

      Вандал схватил скульптуру, выставленную рядом, и, используя ее, как молоток, разбил античную амфору. Охрана музея тут же задержала парня и передала его полиции. Работники музея собрали 189 осколков вазы, и занялись поиском специалиста, который мог бы спасти произведение искусства.

      В 1989 году руководство музея решило, что пора вновь реконструировать вазу. Для этого ее снова «разбили», очистили каждый осколок, и склеили их натуральным клеем, обработали ультрафиолетом.

     На восстановительные работы потребовалось девять месяцев, на протяжении всего процесса прочность склеивания проверяли при помощи электронного микроскопа.

        Тогда о портлендской вазе много писали в прессе, стеклодувы даже пробовали делать копии римской амфоры. Первому энтузиасту Джону Нортуву понадобилось для этого около трех лет. Всего же было сделано пять копий.