Вспомним, друзья

Магда Кешишева
    Перебирая воспоминания, боюсь наткнуться на такие,
    от которых на меня накатывает тоска.
                \Франсуаза Саган\
               
 Встретившись в очередной раз с друзьями далёких студенческих, у интеллектуала Лёшки родилась интересеая мысль:
 - Ребята, у меня предложение. Никто, я знаю, не возразит, что пять лет учёбы, дружбы, карпения над курсовыми проектами, веселья на вечерах отдыха, походов, незабываемой практики ...
 - Лёха, что ты соловьём разливаешься, говори уже, что у тебя на уме.
 - Хорошо, хорошо. Я хочу, чтобы каждый из нас написал, что ему больше всего запомнилось из той нашей студенческой. Потом, наша каллиграфистка - Ларочка всё это красиво перепишет, по ходу отредактирует, затем отдадим в переплёт, и будет у нас рукописная летопись нашей юности. А назовём это коллективное творение - "Как молоды мы были..."
 - Лёха, круто придумал, но я хочу дополнить, - вставила Лара. Давайте оживим текст  фотографиями и рисунками, подумаем над дизайном обложки. Лёва, ты сохранил свои шаржи?
 - Естественно! У меня, между прочим, интересное собрание рисунков и ваших, други мои, портретов.
 - Чудно, а ещё можно навестить преподавателей, взять у них что - то вроде интервью.
 - Ты, Славочка, пойдёшь к Марте Игоревне, - улыбнулась Верочка.
 - Верунчик, и не напоминай! Я этот сопромат сдал с четвёртого захода. До сих пор не по себе, когда вспоминаю.
 - Да, не случайно говорили - если сдал сопромат, можешь жениться.

 - Наверное, после того, как всё будет готово, надо распечатать, чтобы у каждого был экземпляр, а потом уже переплести.
 - Договорились, - подвела итог аккуратистка Света. - Думаю, достаточно месяца, да?
 - Кстати, нам могут помочь наши дети, мужья и жёны.
 - Каким это образом?!
 - Петька, ты же, наверняка, рассказывал дома что - то.
 - Особенно про свою первую любовь, - вставил Слава.
 - Славка, не язви, а то я про твою первую любовь напишу.
 - Ребята, через месяц с небольшим у нашего Петушка день рождения...
 - Всё ты, Ларочка, помнишь!
 - Петенька, я же староста, забыл?... Петя нас пригласит в какой - нибудь шикарный ресторан. Мы, красивые, явимся с цветами, богатыми дарами и улыбками. И каждый из вас принесёт свои воспоминания. Договорились?
 - Ларчик, как мы можем ослушаться тебя!

   Ребята не подвели: каждый принёс плод своих "трудов". Набралась солидная стопка. И только скромный Витя протянул Ларисе тонкий запечатанный конверт со словами: - "Откроешь дома, может, вспомнишь... А дальше - решай сама... Хочешь, делай общим достоянием, хочешь - сохрани или уничтожь".
   Лара посмотрела на Витю, самого умного, скромного и красивого из сокурсников, который был в неё когда - то влюблён. Тогда она не могла ответить ему взаимностью, но они красиво дружили все годы. И сегодня, когда у каждого была своя жизнь, вполне счастливая, они продолжали встречаться, но уже только в компании друзей.

   День рождения Пети отметили, как всегда, весело, шумно, вкусно и красиво. Но, как хотела Лара, - впервые в жизни! - чтобы всё скорее закончилось! Она предвкушала встречу с рассказами друзей. Женщина знала о них всё, или почти всё. А вдруг, думала она, её ждёт что - то новое, чего не сохранила  память...

   Не трудно догадаться, что первым долгом женшина взяла в руки конверт Вити. Открыла и сразу вспомнила... Первый курс, встреча Нового года... Собрались у Инги... все возбуждены, веселы... играет музыка... Ребята разлили по бокалам шампанское... бьют Куранты, все кричат "ура! с Новым годом!" чокаются... целуются...

   Потом - танцы... Она танцевала с Витей. Когда музыка закончилась, галантный парень провёл Лару на место и, смущаясь, тихо сказал:
 - Ларочка, у тебя очень красивое платье, и этот малиновый цвет тебе к лицу.
 - Спасибо, Витенька.
 - Ларочка, положи в карман, - и парень вложил ей в ладонь сложенный листок бумаги. - Дома прочтёшь.

   Лара вспомнила, как она тогда удивлённо посмотрела на серьёзного парня, сунула поспешно записку в карман и пошла танцевать с подошедшим к ним Сергеем. А Витя вышел на лестничную клетку покурить.
   Дома, сменив платье на халатик, она даже не вспомнила о Вите и его записке. И только утром, прочитав записку мамы - "Ларочка, непременно поешь до ухода. Я тебе блинчики пожарила, а сметана в холодильнике. Целую" - девушка достала записку и прочла: - "Ларочка, ты мне очень дорога. Я люблю тебя и готов это доказать."
   Слегка пожелтевший листочек, тот самый, держала Лара сегодня в руках...

   Всё, что было потом, женщина отчётливо вспомнила. Она вернула парню записку со словами:
 - Витенька, я тоже тебя люблю, но ... как друга... прости... Возьми ... Я не хочу рвать, но сохранить тоже не могу... Когда - нибудь она может кому - то не понравиться... Пойми меня, пожалуйста...
   А Витя сохранил... Да, первая любовь... вечная память ... вечная боль...
   Что ещё ждёт её на страничках воспоминаний друзей?

 - Ларочка, ты попросла, и я пишу. Ты помнишь, я всегда был хуже всех одет. Жили мы очень бедно. Батюшка мой куда - то свалил, когда мне было три года, а сестра только родилась. Не пойму, как маме удалось нас вырастить, осуществить свою мечту - "вывести деток в люди". Я помогал, как мог: за сестрёнкой присматривал, научился супы варить, посуду мыл, прибирал в нашей крошечной комнате.
   Помню, на втором курсе, Светка пригласила всех на свой день рождения. Когда я сказал об этом маме, она открыла шифоньер и достала флакон духов, который я подарил ей с первой стипендии. Но не мог я его взять. Мама так бережно берегла подарок, используя в редких случаях.

   Явиться с пустыми руками я тоже не мог. Ты помнишь красивую клумбу перед зданием райсовета? В 11 вечера я, как мальчик - с - пальчик, тихо вышел из дома. На улице было пустынно и тихо. Я торопился. Подойдя к клумбе, посмотрел по сторонам - никого. Какой букет я подарил Светке! Все ахали, не подозревая, что я украл его. Но это ещё не всё.
   В те годы продавали лотерейные билеты, которые обещали выигрыш разных вещей всего за три рубля. Я купил один билет, вложил его в конверт и вместе с букетом подарил имениннице. А дальше - я стал героем: билет оказался счастливым, Светка выиграла пианино.
   Ларочка, я запомнил это навсегда: свою необеспеченность, смелость и эффектный результат рискованной глупости.
   Такой вот у тебя друг Сергей.

   Ларчик, сейчас напомню, как когда - то мы - ты, я и Петька - с риском для жизни бежали за поездом, от которого отстали, догнали, запрыгнули и выслушали от озверевшей проводницы кучу "красивых" слов. В тот год мы проходили практику на Чёрном море, в Гаграх. Практика - особый разговор, но я не об этом.
  Было жарко, мы не спали, стояли в тамбуре и о чём - то беседовали. Когда поезд остановился в Сухуми, мы спустились и решили погулять по платформе, зная, что поезд стоит семь минут. Проводница не предупредила, что поезд идёт с опозданием и стоянки сокращены. Мы медленно прогуливаемся и вдруг видим - наш поезд трогается, а мы стоим у здания вокзала. Петька хватает тебя за руку, кричит - "Бежим!" и мы, три умника, бежим не к составу, чтобы запрыгнуть в любой вагон, а к своему вагону. Но добежали! Я зацепился за ступеньку, Петька тебя подсадил, запрыгнул сам. Не знаю, сколько времени это длилось, и чем могло закончиться. А, когда на нас, запыхавшихся и счастливых, обрушился гнев толстой проводницы, я, активно жестикулирая, накинулся на неё: - "Спокойно, спокойно! Что вы себе позволяете! Боитесь признать свою вину, да?" - "Да в чём я - то виновата?!" - "Предупредить надо было, что стоянка сокращена! Откуда было нам знать? Это ваша обязанность!"
   Интереснее всего, что наши дорогие товарищи спокойно спали и ничего не слышали. Наверное, нет надобности подписываться, но, на всякий - Слава.

 ... Дорогая подруга моя, и что это тебе пришло в твою светлую головку шальная мысль - провести экскурс в прошлое? Я вспоминаю, нам предстоял экзамен по химии сразу после Нового Года. Но, помнишь, мы всегда составляли расписание экзаменов так, чтобы сдавать после параллельной группы. В день, когда они сдавали тот или иной предмет, мы выделяли кого - то, кто отправлялся в институт, и у каждого, кто выходил после сдачи экзамена, узнавали номер билета и вопросы. Дальше всё было делом техники: ты, Витя, Рита и Жанна писали ответы на все билеты. Хорошо, что были у нас вечные отличники, которые всегда и всё знали. У нас была разработана схема: заходят трое "всезнаек" и один "рядовой". Первым отвечает "всезнайка", выходит, сообщает номер билета "рядового". Следующий "рядовой" берёт ответ на этот билет, заходит, громко называет номер своего билета, передаёт ответ первому и т.д.
   Как правило, наша группа сдавала все экзамены хорошо. Все, кроме сопромата. Тут надо было попотеть. Наша знаменитая  Зверева, оправдывая свою фамилию, никому спуску не давала. Помнишь, она никому не ставила троек, гордо заявляя, что преподаёт не на тройку. Кроме того, она сразу всю группу приглашала в аудиторию, оставляла нас обдумывать ответы, а сама уходила. Вроде - лафа, списывай ответы. Но, дело в том, что на наши исписанные листы она даже не смотрела. Клала перед каждым чистый лист и начиналась мука: балки, балки, эпюры ...  Так что, если Слава сдал с четвёртого раза, то твоя ближайшая подружка  - с десятого захода, помнишь?
   Ларчик, это я, Лёвка.

 ... Моя хорошая Ларочка, давай вспомним то солнечное зимнее утро, когда мы компанией, с рюкзаками и лыжами, поехали после зимней сессии в Бакуриани. Мы - восемь девок и один я - поселились в одноэтажном доме, в похожей на трамвый, длинной комнате. Нет, всё было нормально: катались на лыжах, в снежки играли, даже в Боржоми на лыжах поехали. А, помнишь, там проходили какие - то соревнования по лыжам, и мы так активно и шумно болели, что оператор без конца снимал нас?
   Хорошая пора молодость, Ларочка! Ведь мы были счастливы тогда, хотя и экипированы были не очень, и печку топили дровами, чтобы согреться, и ели в основном печёную картошку с солёной капустой, сгущёнку и печенья. Наша хозяйка разрешила нам брать капусту, сколько захотим. Огромные бочки стояли в холодном подвале, и доставлять "к барскому столу" капусту было моей обязанностью. Не очень, признаюсь, приятной: каждый раз руки коченели, но, чего не сделаешь для милых дам... А, как вы меня доставали, я никогда не забуду! Это постоянное - "Лёха, отвернись!" меня бесило. Но, что было делать: кому - то из вас восьмерых надо было то брюки поменять, то свитер... Пишу это и одновременно рассматриваю фотографии тех незабываемых каникул...

 ... Я тебя, моя дорогая подруга, рассмешу, - начала свои воспоминания Рита. - Господи, сколько мы тогда смеялись, взывшись за животы! В тот день была чудная погода и, наскоро позавтракав яичницей с помидорами, мы отправились на море. Приехали мы накануне, но в дороге устали и не пошли на пляж. Помнишь, как тщательно мы одевались, долго выбирали купальники(а было то у каждой два всего).
   Наконец, кто - то из ребят крикнул: - "Девочки, хватит прихорашиваться, пошли уже!" и мы вышли. До моря было минут семь ходьбы. Пришли, расстелили полотенца, скинули сарафаны. Ребята, хором, как в любимом фильме "Три плюс два", дружно пропели - "Ооооо!" и стали скидывать шорты. Настала наша очередь реагирововвать. Помню, мы какое - то мгновенье молчали, потом ты, Ларочка, подняла оба больших пальца и одобрительно закивала головой.

   А красавчик твой, Ларочка, всё ещё стоял в шортах. Серёжа поддел его:
 - Почему замешкался, стесняешься?
 - Нет... боюсь кое - кого разочаровать, но раз уж дошёл до моря, надо раздеться.
   Когда он скинул шорты, все, и мальчики и девочки, потеряли дар речи. На нём были белоснежные трикотажные плавки, короткие и плотно облегающие, с синим поясом, синим же кантом внизу и красивым якорем у правого бока.
 - КрасавЕц! - развела руки в стороны Света.
   Ты знаешь, мне он никогда не нравился, но в тот момент он был бесподобно красив. А вот, что было потом, мы долго вспоминали и хохотали. Ты сейчас тоже, наверное, всё вспомнила и улыбаешься. Верно, мы дружно побежали в воду и поплыли, перегоняя друг друга и весело болтая. Мальчики заплыли далеко, а мы вышли на берег, вытерлись полотенцем и стали следить за ребятами.
 - А плавают классно, - заметила Инга. - И красиво как...
 - Выпендриваются, - добавила ты.
  Наконец,  мальчики вышли и легли на горячий песок. Один твой герой, лёг на спину и спокойно отдыхал на волнах.
 - Ларочка, а красавчик наш что, даёт показательное выступление? - съязвил Сергей.
  - Серёженька, потерпи, выйдет, спросишь, - подчёркнуто вежливо ответила ты.

   А то, что было дальше, надо было видеть! Медленно выходит красивый, как бог, парень, но ... голый, с синим поясом на талии, синими кружками вокруг бёдер и с синим якорем в районе аппендицита. Ребята грохнули от смеха, девочки стали отворачиваться, а "герой", ничего не подозревая, спокойно подошёл к нам. Когда, придя в себя, мальчики указали ему на причинное место, он ужаснулся и стал лихорадочно облачаться в шорты. Дело в том, что шикарные плавки намокли и стали прозрачными. Потом ты, его верная подруга, купила на базаре синюю краску и покрасила злополучные плавки. Когда он их надел, влез в воду и вышел, вид был приличный, но куда ему было до того, вчерашнего красавца в белых плавках!
 
 - А, что мне вспомнить? - задумалась Лариса. - Может быть, тот первый день, когда я увидела ЕГО... Как красив он был и как надменен... Всё - манера сидеть и смотреть, разговаривать и улыбаться - выдавало в нём человека, привыкшего к вниманию и имеющего право самому выбирать. Я заметила общее оживление, возбуждение девочек. В тот первый день ещё не все были знакомы друг с другом. В тот же вечер ко мне зашёл однокурсник - сосед, который сказал, что ОН ждёт меня у ворот и хочет видеть. Тогда я попросила передать, что меня нет дома. А на следующий день он прошёл мимо меня, как мимо неодушевлённого предмета. Это было неожиданно и досадно, но я ответила тем же. А вечером он пришёл к нам домой сам, уже один...
   И началось то, что, в определённом смысле, не кончается до сегодняшнего дня...

 - А, может, вспомнить, моего верного рыцаря, который клялся в любви, в доказательство которой - смешно вспоминать - собирался съесть "Капитал" Маркса? Как искренне он заверял, что никогда не женится... Слава богу, женился, стал многодетным папой и даже счастливым дедушкой... И, как верно, что клятвы, которые даются в бурю, в спокойную погоду забываются... И это справедливо.

   Вот ещё сколько читать ... Дорогие мои друзья, как хорошо, что вы есть! И как я люблю вас!