Мой старый город. Трудовая доблесть Тюмени

Александр Соханский
        На фотографиях 1941-1945 г.г. тюменская продукция для фронта и её изготовители - старики, женщины, дети.


С О О Б Щ Е Н И Е   Т А С С

        МОСКВА, 20 мая 2021 г.. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении 12 городам России звания "Город трудовой доблести". Документ опубликован в четверг на сайте Кремля.
        "За значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность присвоить почетное звание Российской Федерации "Город трудовой доблести" городу Барнаулу, городу Каменску-Уральскому, городу Кирову, городу Коломне, городу Комсомольску-на-Амуре, городу Красноярску, городу Магадану, городу Пензе, городу Рыбинску, городу Северодвинску, городу  Т Ю М Е Н И,  городу Чебоксары", - говорится в документе.

        Ну, наконец-то! Дождались!

        *   *   *

        Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Под натиском фашистских полчищ тысячи предприятий, организаций и учебных заведений европейской части Советского Союза были эвакуированы на восток. В частности, 667 предприятий обосновались на Урале и 332 проследовали в Сибирь.
       За период войны в город Тюмень прибыли оборудование и рабочие 22 предприятий: Одесский завод строймеханизмов имени 10-летия Октября и Дмитровский экскаваторный, Таганрогский мотоциклетный и Курский текстильмаш, Киевский «Красный экскаватор» и Подольский аккумуляторный и другие…
       Часть предприятий включилась  в состав работающих предприятий Тюмени. Так оборудование и 222 человека с пяти заводов влились в судостроительную судоверфь. На завод «Механик» прибыли 142 человека с двух предприятий.
Остальные 15 предприятий самостоятельно монтировали своё оборудование в предоставленных им помещениях и организовывали строительство дополнительных зданий.
       Большинство предприятий прибывали частями. Это задерживало монтаж оборудования и тормозило всю работу, так как вначале приезжало небольшое количество рабочих.
       В военные годы Тюмень направляла на запад эшелоны с аккумуляторами, артиллерийскими снарядами, минами и миномётами, торпедными катерами, мотоциклами, планерами, электрооборудованием, пистолетами-пулемётами ППШ, сырьём для авиационной и танковой промышленности, гужевыми повозками, телефонными катушками, лыжами, медикаментами, одеждой и обувью, продовольствием и другой продукцией для фронта.

       Собранные в этой статье воедино сведения о многогранной роли 120-тысячной в те времена Тюмени в борьбе с беспощадным врагом вызывают чувство искреннего уважения и чистосердечного восхищения. И глубокого понимания, что весь тыл нашей многонациональной страны противостоял развитой военной промышленности Германии, её сателлитов и оккупированных стран. И победил.
 
       АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД был эвакуирован в Тюмень из подмосковного Подольска. В Тюмень в конце 1941 года прибыло более ста вагонов с оборудованием и людьми, а уже в январе 1942 года начался серийный выпуск свинцовых аккумуляторов нескольких модификаций. Завод стабильно выполнял плановые задания. В 1942 году было выпущено 110 тысяч аккумуляторов, в 1943 году — 120 тысяч, в 1944  —  133 тысячи и с января по май 1945 года около 50 тысяч.

       ЗАВОД «МЕХАНИК» (№ 762) специализировался на выпуске военной продукции — миномётов калибра 82 и 120 мм, а также корпусов мин и снарядов для гаубиц. Уже в октябре 1941 года было изготовлено 4500 корпусов мин и 3000 корпусов артиллерийских снарядов. Завод был подчинён Наркомату миномётного вооружения. Имея значительные литейные мощности, завод занимался  литьём корпусов гранат и снарядов. Планы выпуска оборонной продукции постоянно срывались  из-за перебоев электроэнергии и отсутствия квалифицированных работников. Большинство рабочих составляли женщины, старики и дети. Благодаря строгим мерам, принятым Наркоматом госконтроля, завод постепенно стал выходить из кризисного положения. Кроме корпусов мин и снарядов на заводе в 1942 году было изготовлено для фронта 211 миномётов калибра 82 мм.
       Завод в 1943 году полностью перешёл на выпуск корпусов мин. С 15 июля литейный цех ежедневно сдавал по 5000 мин калибра 82 мм и по 700 мин калибра 120 мм. Одновременно завод стал специализироваться на выпуске химических мин. В первом квартале 1944 года планировалось выпустить 30000 корпусов обычных и 45000 корпусов для химических мин, отправляемых на снаряжение заводу № 9 Наркомата химической промышленности.
       Продукция завода была важна для фронта и полторы тысячи работников завода, большинство из которых составляли женщины, во имя этого не щадили здоровья и сил.
 
       СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 639 был создан постановлением Наркомата судостроительной промышленности для выпуска торпедных катеров. В его состав влились Ленинградский завод № 363, Московский завод № 445, Керченский завод № 532, катеростроительный цех Херсонского завода им. Коминтерна, а также часть оборудования Рыбинского завода № 341 и ряда других предприятий. Приказом Наркомата судостроительной промышленности от 31 декабря 1941 года бывшей Тюменской судоверфи было присвоено наименование «Тюменский завод № 639 НКСП».
       В условиях неимоверных трудностей, дефицита рабочей силы и электроэнергии к спуску на воду в конце 1941 года готовились 19 катеров, вывезенных с Керченского и Рыбинского заводов. В это время тюменский завод являлся единственной базой постройки торпедных катеров для военно-морского флота.
       В 1942 году на заводе приступили к переоборудованию торпедных катеров в артиллерийские. На них вместо торпедных аппаратов ставили установки для реактивных снарядов типа РС М-8-М.
       В 1943 году завод стал выпускать торпедные катера Г-5-XI-бис и 123-бис «Комсомолец». Со стапелей завода за этот период сошло 52 катера.
       Тюменские катера воевали на Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флоте, в Онежской военной флотилии.
В 1945 году военный флот получил 44 торпедных катера. А всего в период Великой Отечественной войны в Тюмени было построено 165 торпедных катеров: 134  типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец».
 
       ЗАВОД «ЦЕПИ ГАЛЛЯ» был создан на базе эвакуированного киевского завода № 5 «Цепи Галля». На установку и монтаж прибывшего с Украины оборудования местными властями был отпущен срок в 25 дней. 2 декабря 1941 года в цехах завода приступили к сборке пистолета-пулемёта ППШ., а 20 декабря был изготовлен опытный образец. С конца 1942 года коллектив завода перешёл на круглосуточный режим работы.
       Помимо автоматов ППШ на заводе производили телефонные катушки, столовые и чайные ложки, знаки различия, лыжи. Не останавливали и выпуск цепей Галля для зерноуборочных комбайнов.
       После победы завод вернулся на Украину.

       МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД № 65 разместился в корпусах бывшего Тюменского пивоваренного завода. В его состав вошли Таганрогский завод мотоциклов, Московский завод мотоциклетных моторов и Серпуховский мотоциклетный завод. Вместе с Таганрогским заводом предстояло принять 170 вагонов с оборудованием и заделом деталей. Предстояло смонтировать и запустить производство сложных механизмов.
       В 1942 году было выпущено 187 мотоциклов АМ 600 и четыре мотоцикла модели М-72. В течение 1943 года на фронт отправили 427 мотоциклов и большое количество запасных частей к ним.
       Кроме мотоциклов завод производил детали для взрывателей типа КТМ-1.
       В первой половине 1944 года Тюменский мотоциклетный завод перевели в город Горький (ныне Нижний Новгород).   

       ПЛАНЕРНЫЙ ЗАВОД № 241 был создан на базе эвакуированного оборудования завода № 241 и ОКБ 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Продукцией этого завода стали десантные планеры А-7 конструктора Олега Антонова. Сборочные цехи расположились в просторных корпусах крытого рынка на Базарной площади Тюмени. Рабочих катастрофически недоставало, в начале 1942 года укомплектованность кадрами составляла всего 11,5 процента. Но, тем не менее, завод к 1 января 1942 года сумел смонтировать 86 станков и приступил к плановому выпуску десантных планеров.
       В 1941 году авиаконструкторы О.Антонов и А.Эскин разработали оригинальный гибрид танка и десантного планера «Крылья танка» КТ-60. В конце 1942 года изготовление опытного образца заводом № 241 было завершено и его отправили на аэродром Лётно-испытательного института в Подмосковье. Первый испытательный полёт оказался и последним. Мощности двигателя самолёта не хватило для разгона и  взлёта крылатого танка. Было принято решение о прекращении выпуска гибрида танка и планера.
       Коллектив завода № 241 за время пребывания в Тюмени построил более 600 десантных планеров.
       В 1944 году завод был переведён в Саратов и в Рязань.

       ЗАВОД «ПЛАСТМАСС» во время войны носил номер 636 Наркомата химической промышленности. Он разместился в зданиях бывших винных складов неподалёку от вокзала. Здесь объединились Московский завод № 94 и Днепродзержинский пластмассовый завод. Этот небольшой завод выпускал в год до 6000 тонн стратегически важной продукции — лака СБС-1 и жидкого бакелита. Без этих связующих материалов не мыслились изделия для предприятий авиационной и танковой промышленности.
   
       ОБОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД выпускал скромную, но необходимую для фронта продукцию — одноконные и пароконные повозки, упряжь, лыжи и лыжные палки, телефонные катушки типа Т-10. Решением Тюменского Горисполкома завод был создан в марте 1943 года. О масштабах производства говорит цифра годового потребления древесины 6500 кубометров и количество произведённой в 1944 году продукции. Тогда заводом было выпущено 341 пароконная повозка, 8067 штук телефонных катушек, 5795 пар лыж. Из-за дефицита рабочих пришлось привлекать к производству заключённых.
       В 1945 году обозостроители отправили на фронт и в тыловые части 350 пароконных и 360 одноконных повозок, 6000 пар лыж и лыжных палок к ним.

       ЗАВОД АВТОТРАКТОРНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ был создан на базе эвакуированного Московского завода АТЭ-2, Калужского завода мотоэлектрооборудования, Ленинградского электротехнического и Ленинградского карбюраторного заводов.
       Тюменский завод АТЭ выпускал электротехническую продукцию для самолетов, танков и мотоциклов. Основными заказчиками были Наркомат авиационной промышленности и Наркомат танковой промышленности. 

       ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД № 39 был вселён в помещения Тюменской мебельной фабрики «Победа». Оборудование и коллектив Московского химико-фармацевтического завода им.Л.Я.Карпова  в составе 150 человек прибыли в Тюмень 16 ноября 1941 года. В тяжелых условиях, при сибирских морозах пришлось прокладывать сети водопровода и канализации. Для теплоснабжения установили паровой котёл парохода, который по льду реки Туры перетащили с судоверфи.
       В первое время на дровяных печах готовили сублимированный йод, соли кофеина, хлористого натрия и другие препараты для фармацевтических заводов Воронежа, Казани, Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Челябинска. В дальнейшем осваивали новые препараты — сернокислый барий, йодистый калий, сулему для Наркомата химической промышленности.
       Партии лекарственных средств поставлялись также на флот и в армию. Жизни многих воинов спасли тюменские медикаменты.

       ТЮМЕНСКИЙ АВИАФАНЕРНЫЙ КОМБИНАТ № 15. Согласно приказа Наркомата лесной промышленности в конце 1941 года существовавший фанерокомбинат стал переоборудовать цехи под производство бакелитовой и авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции, необходимой для предприятий авиационной промышленности и других нужд обороны.
       Об объёмах производства свидетельствует годовая потребность в сырье — свыше 63 тыс. кубометров берёзы и 10 тыс. кубометров кедра.
       Не менее впечатляющим выглядит годовой план выпуска военной продукции: спецдревесины – свыше 3000 тонн, авиафанеры бакелитовой – 200 кубометров, смоляной – 800 кубометров, клеевой свыше 95,4 тыс. кубометров, авиационного шпона – 200 кубометров.
       Помимо этого авиафанерный комбинат выпускал корпуса фугасных мин, лыжные установки для артиллерийских систем, фанерные резервуары ёмкостью 1000 литров, спички.
Для контроля качества выпускаемой продукции была введена военная приёмка.
 
       ОВЧИННО-МЕХОВАЯ ФАБРИКА. В конце осени 1941 года в Тюмень прибыл эвакуированный из Московской области Кунцевский кожевенный завод им. Серегина. Его разместили на части территории и строений овчинно-шубного завода. Электроэнергией они снабжались из трех источников: Тюменской городской электростанции, с фанерокомбината и от своих агрегатов.
       С первых лет войны на производство пришли подростки и женщины. Они шили полушубки, меховые пиджаки, теплые рукавицы и другие изделия, которые без остатка шли в действующую армию.
       Во второй половине 1942 года завод начинает выпускать из отходов и малоценного сырья меховые жилеты, меховые чулки, варежки, приклады к шапкам и даже хозяйственное мыло.
       К концу войны объемы производства возросли. Завод выпускал для армии полушубки, бекеши, меховые рукавицы и около десятка изделий гражданской продукции.
 
       ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА в самом начале войны получила заказ от Управления военного снабжения Красной Армии на пошив обмундирования. Так, на первый квартал 1942 года этот заказ составлял 15000 гимнастёрок, 15000 шаровар. В течение всех военных лет швейники трудились для победы, поставляя фронту необходимую продукцию.
 

       После победы над фашистской  Германией большинство заводов из Тюмени вернулось в исходные места пребывания, а многие заводы были реэвакуированы ещё раньше. Наш город внёс свой реальный вклад в приближение Победы и получил базу для послевоенного промышленного развития. В Тюмени остались заводы строительных машин, автотракторного электрооборудования, аккумуляторный, пластмасс, химико-фамацевтический. Но они были малочисленными, а их оборудование, работавшее на износ, требовалось обновлять.
       Уже к середине 1947 года тюменские заводы в основном завершили переход на мирные рельсы. Вместо электрооборудования танков выпускали оснащение для тракторов и автомобилей. Вместо гимнастёрок — рубашки, вместо сапог — туфли. Производили стройматериалы для жилых домов, крепёж для шахт и рудников. Наладили производство товаров широкого потребления, местных строительных материалов, упряжи и инвентаря для нужд колхозов. В 1948 году промышленность Тюмени давала уже больше продукции, чем в 1945-м.
       Были предприняты усилия усовершенствовать имеющиеся производства, реконструировать, переоснащать заводы и фабрики. На заводе АТЭ построили цех по выпуску свечей зажигания, на ДОКе «Красный Октябрь» начали выпускать лыжи, построили мебельный цех. Новые цехи появились на заводах строймашин, судостроительном и других.

       И всё же нельзя было говорить о Тюмени как о значимом индустриальном центре. Тюмени были нужны настоящие заводы.

       Тюмень значительно отставала от соседних областей по объёмам и номенклатуре выпускаемой  продукции. Перспективы строительства новых мощных предприятий были весьма иллюзорны, поскольку остро не хватало электроэнергии. Так, ещё в 1942 году потребность города в электроэнергии составила 14 тысяч киловатт, или в семь раз больше проектной мощности действовавшей электростанции. Приходилось её неоднократно модернизировать, но, в конце концов, её технический потенциал был исчерпан.
       Поэтому, прежде всего, было решено строить мощную теплоэлектроцентраль, необходимую городу как воздух. Первая очередь ТЭЦ вступила в строй 17 ноября 1960 года. С неё начинается нынешняя история электрификации областного центра. Одновременно наметили строительство таких крупных заводов, как электромеханический (1959 г.)  и моторный (1963 г.).
       Позже вступят в строй завод медицинского оборудования и камвольно-суконный комбинат, теплоэлектроцентраль ТЭЦ-2. Будет построен ряд других крупных заводов, востребованных развитием нефтегазового комплекса.
       Наступит расцвет тюменской промышленности вплоть до момента подписания  8 декабря 1991 года беловежского соглашения о создании Союза Независимых Государств — СНГ.
       Но это уже совсем другая история.


       Александр Соханский,
            7 ноября 2018 г.