Кущёвская станица ч. 1

Николай Мринский
Люблю тебя, моя станица
Ты – сердца моего частица,
Люблю тебя я всей душой
Ты – мой причал, ты дом родной.

Пройдэ год, може и двисти
И козачество знов заживэ,
Тоди будэ на його надия,
И воно уж николы нэ вмрэ!

В степи привольной, на просторе,
Где горизонты без оков.
Плывут речушки тихо в море
В певучих струях родников.
Здесь по утрам трава росится,
Здесь отчей жизни колыбель,
А в небе чистом над станицей
Танцует стая голубей.
Людмила Рогочая

Кущёвская является самым северным райцентром Кубани с населением 33 тыс. чел. Многое помнят половецкие степи, не раз содрогавшиеся от стука копыт кочевых племён. В той другой - кипевшей жизни, звенели боевые щиты, свистели стрелы, на пастбищах паслись многочисленные стада, носились табуны диких лошадей. Река Ея, известная с древних времён, помнила турецкие галеры, входящие из Азова в её полноводное устье, и первые казачьи струги. Кущёвская была основана черноморскими казаками в низменности по р. Ея, в апреле 1794 г. Место для Кущёвского куренного селения было определено в ходе жеребьёвки, которую провели на третьей неделе февраля 1794 г. По распоряжению кошевого атамана З.А. Чепеги в г. Екатеринодаре собрались атаманы и поверенные казаки от всех 38 черноморских куреней. Кущёвский представляли: 30-ти летний атаман Андрей Наумович Дахноцкий и степенный дьякон, с кругло остриженной бородкой, в миру казак Пётр Плакса. При большом стечении народа, на площади перед Свято-Троицкой церковью, по-старому запорожскому обычаю, тянули жребий уже последними, и это считалось в порядке очередности так, как курени были записаны в Войске. На бумажном жребии было отмечено: Кущёвский курень - казаков 408 душ и женского пола 167 - поселить у слияния реки Ея и Куго-Ея. В Запорожской Сечи одно из ранних упоминаний о курене (по Д. Яворницкому) относится к октябрю 1690 г. Тогда кошевой атаман запорожцев Иван Гусак и всё низовое войско отправило к гетману И.С. Мазепе посланцев - атаманов и казаков Полтавского и Кущивского куреней с выражением благодарности за присланную муку (борошно) и просило немедленно дать знать в Сечь, будет или нет война с басурманами, то есть турками и крымскими татарами.

Точно не установлено откуда пошло название куреня от прозвища атамана или его фамилии, которых в XVI - XVII вв. как таковых на Украине не было. Или всё же пошло оно от названия с. Кущи (кущ - в пер. с украинского означает куст), Кущёвка, что до сих пор существует в Царичанском районе на р. Орели в Днепропетровской обл. Но как бы то ни было, а названию Кущёвского куреня более трёхсот лет. Известно, что его достойными представителями являлись: Пётр Иванович Калнышевский - последний атаман Запорожской Сечи; Белый Сидор Игнатьевич - первый кошевой атаман Войска верных казаков запорожских; Антон Андреевич Головатый - казак, писарь, судья и атаман Черноморского казачьего войска (далее ЧКВ); Савва Белый - войсковой полковник, возглавлявший первую партию (3247 чел.) черноморцев, прибывших на Тамань морем 25 августа 1792 г. Кстати, кущёвских казаков тогда было 55 душ во главе с старшиной Даниилом Яценко. Яков Герасимович Кухаренко - казак, генерал, атаман ЧКВ с 1852 по 1856 гг., кубанский писатель, историк, этнограф, друг украинского поэта Т.Г. Шевченко. В число почётных казаков Кущёвского куреня входил и генерал-майор русской армии Христофор Эйлер, астроном, сын академика Леонарда Эйлера. Безусловно, этот список далеко не полный. В письме Г. Потёмкина от 15 апреля 1772 г. к кошевому атаману Запорожской Сечи выражалась просьба о зачислении его в казаки. В ответ атаман П. Калнышевский уже 25 мая того же года сообщал князю, что тот записан казаком Кущёвского куреня. Известно, что казаки-запорожцы, согласно своей традиции, дали Григорию Потёмкину прозвище «Грыцко Нэчоса».

В штурме Измаила 11 декабря 1790 г. пали смертью героев старшины Кущёвского куреня: Ефим Третьяк, Григорий Рева, Трофим Бароненко; казаки: Петр Безридный, Григорий Одиященко, Иван Довгопятый, Иван Малый, Петр Зверюка, Прокофий Савицкий, Конон Головатый, Пётр Могилевцев, Кирил Ковбаса, Сидор Жадан, Павел Кибальченко, Фёдор Василенко, Андрей Евтушенко, Михаил Волкодав, Тимофей Маляренко и Михаил Нечерда. Казаки из Шкуринского куреня: Герасим Чабан, Карп Подпольный, Яков Гаркуша, Фёдор Подпильный, Яков Галушка, Алексей Артюшенко, Иван Хмара, Гордей Тимченко, Алексей Прудкий, Савва Саненко, Степан Журило, Иван Жила, Иван Федоренко, Иван Чёрный, Пётр Прудкий, Степан Артюшенко (по данным есаула И.И. Кияшко). Списки погибших из этих куреней, как бы открывают героические страницы памяти, участия казаков в различных войнах и конфликтах. Выдающемуся полководцу А.В. Суворову приходилось не раз бывать на территории нынешнего Краснодарского края. "Валы форпоста № 5 возвышались над устьем Куго-Еи, где ныне восточная окраина станицы Кущёвской. Отсюда летом 1773 г. Суворов протянул на восток Мало-Ейскую кордонную линию, состоящую из цепи казачьих деревоземляных застав. Линию установили спешно, в период подготовки к переселению ногайцев на свою "прародину". Форпост № 6 был построен у устья речки Кавалерка, место под форпост № 7 строители линии выбрали выше по р. Ее вёрст восемь, у нынешнего моста на шоссе. На старой карте Генштаба показано укрепление - "суворовский окоп", бывший кордон; под его прикрытием, в 1794 г. казаки основали селение Кущёвское..." (1).

На старой карте Генштаба форпост № 5 мог выглядеть квадратом со сторонами 38х38 метров. По углам "Суворовского окопа" возвышались полные бастионы с барбетами, земляными насыпями для установки пушек. В неспокойной и пространной степи вдоль всего маршрута были установлены казачьи сторожевые посты. Мимо них и стал полководец А. Суворов отправлять партиями за Урал мятежных ногайцев. Часть из них была недовольна переселением и 31 июля у р. Куго-Ея около 10 тыс. напало на небольшой русский форпост, охраняемый одной ротой Бутырского полка. На помощь подоспели отряды полковника Телегина. Полдня продолжалось ожесточённое столкновение между русскими солдатами и восставшими ногайцами, которые потеряв своего лидера отступили. Итак, весной 1794 г. по устоявшейся теплой погоде, когда уже можно было перемещаться с малыми детьми, кущёвцы прибыли со своим скарбом на место, определенное жребием, к границам Войска Донского. В документе поручика Миргородского, который он составил по поручению кошевого атамана Захария Чепеги, прописано количество казаков, переселившихся по куреням. Кисляковский - 1011 чел., Кущёвский - 575, Шкуринский - 531 (атаман Герасим Филоненко), Уманский - 405 и т. д. (2). Вокруг было дикое поле и на нём никогда не было никаких поселений. Разве что в разные времена кочевали здесь племена, к примеру половцы в 30-40 гг. XIII в., позже другие народы, а уже в XVIII в. ногайцы и т. д. Здесь приведём несколько письменных свидетельств известных деятелей времён античности.

СТРАБОН (64/63 г. до н. э. - 23/24 г. н. э., по другому - 60-20 гг. до н.э.) - Из его книги "География" - ...при плавании вдоль побережья, отправляясь из Танаиса (Дон), мы встречаем на расстоянии 800 стадий реку под названием Большой Ромбит (Ея), где находятся большие места ловли рыбы. Затем ещё в 800 стадиях расположен Малый Ромбит (Бейсуг) и мыс, где также есть, хотя и меньше, места для рыбной ловли. Меоты занимаются земледелием и рыбной ловлей по этому побережью. От Малого Ромбита до Тирамбы и р. Антикита (Кубань) - 600 стадий и далее 120 стадий до Киммерийского селения. В 10 стадиях от селения озеро изливается в море. В озеро впадает какой-то рукав р. Антикита и образует остров, омываемый этим озером, Меотидой и рекой. Некоторые называют эту р. Гипанисом. Город Фанагория является перевалочным пунктом для товаров. Ледяной покров в Устье Меотийского озера (Керченский пролив) столь крепок, что зимой полководец Митридата одержал в конном строю победу над варварами, сражаясь на льду, а впоследствии там же летом, когда лёд растаял, он разбил их, в морском сражении. АММИАН МАРЦЕЛЛИН (330-395 гг. н.э.) по происхождению сирийский грек, был высокопоставленным офицером и сподвижником императора Юлиана Отступника. В историческом сочинении «Деяния» он между прочим рассказывает об островах Фанагор и Гермонасса. Также он поминает Танаис (Дон), по соседству с которым течет р. Ра (Волга). У Танаиса живут амазонки, которые вследствие дальних походов, распространились до Каспийского моря. По левую сторону р. Танаиса на широком пространстве живут савроматы, по земле которых текут непересыхающие реки: Марабий или Марракус (Кагальник), Ромбит (Ея), Теофаний или Феофан (Бейсуг)...

Появившись на берегах рек Еи и Кугоеи, казаки обнаружили обилие разной рыбы, дикой птицы и всякого зверья. На плодородных землях произрастали густые и высокие травы, которыми вдоволь можно было кормить лошадей, коров, овец и т. п. Везде растущий камыш, стали использовать для покрытия крыш построек различного назначения. Огораживали им и свои подворья. Уже в августе 1794 г. А. Головатый письменно доносил Таврическому губернатору, что все 40 куреней по плану листа (мест) мест поселены (3). Но в сентябре 24 числа, Войсковой Судья Антон Головатый на заседании правительства констатирует, что не все поселились там, где им было предписано, некоторые казаки заводят свои хутора по разным рекам и урочищам. В марте 1794 г. в Екатеринодаре принимается решение о ежегодном проведении четырех ярмарок: в марте на Благовещение, в июне на Троицу, в августе на Преображение Господне и в октябре на Покров Пресвятой Богородицы. В Кущёвском курене ярмарки регулярно стали проводиться с 1800 г. и кроме того, чуть позднее один - два раза в неделю для местных жителей стали открываться базары (рынки). Торговля, как на ярмарках, так и на рынках шла всегда бойкая. Гости прибывали с Волги, Хопра, Дона, Терека и, конечно из Екатеринодара и, ближайших селений. Продавалось и покупалось многое: лошади разных пород, бараны, козы, коровы, свиньи, а также зерно, выделанные кожи, обувь, шубы, телеги, прялки, посуда и т. д и т. п. В январе 1795 г. в куренном селении Кущёвском проживало всего 220 чел. (128 мужчин и 92 женщины).

Продолжение следует в части  2              http://www.proza.ru/2018/11/07/1540