Рейс длиною в жизнь стр. 67

Наталья Якубович
 
ГЛАВА V. ПРОТИВОТОЯНИЕ. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

                ЛИХИЕ 90-е.
            
       В январе 1992-го года новое правительство России отпустило
цены на все товары. Теперь каждый продавец на рынке мог про-
давать свою продукцию за сколько ему вздумается. Стали созда-
ваться мало кому понятные сырьевые биржи. Люди, находясь в
шоковом состоянии, следили за тем, с какой ужасающей частотой
менялись ценники в магазинах, и не знали, сколько завтра будет
стоить хлеб. У пустых прилавков собирались нескончаемые оче-
реди, в надежде купить хоть какой-нибудь продукт питания.
Тогда же начались перебои с выплатами зарплат, многие оста-
лись без работы, ведь сотни предприятий по всей стране попро-
сту остановили производство. Миллионы россиян в одночасье
оказались за чертой бедности. В обществе орудовали мошенни-
ки, увеличилась преступность, процветал криминал, незаконная
торговля, наркомания и проституция.
Годы перестройки стали тяжёлыми не только для простых
рабочих заводов и фабрик, которые растаскивались по частям, не-
ведомо откуда взявшимися олигархами. «Крыло чёрного ворона»,
под названием «Новые русские», коснулось и железной дороги.
Выражение «новый русский» впервые появилось на страни-
цах газет летом 1992-го года. Кем же были эти новые русские, от-
куда они взялись? Это были выходцы из самых разных слоев на-
селения, но объединяло их то, что все они были цепкие по жизни.
Есть у русского народа выражение «Рыба гниёт с головы»,
очень точно отражающее сущность происходящего того времени.
Железная дорога западной и южной части нашей России по-
степенно стала превращаться в лакомый кусок новоиспечённых
должностных служащих в лице ревизоров.
Старая команда ревизорского аппарата оставалась честной и
порядочной. Им «давали» доработать до пенсии и выпроважива-
ли за двери вокзалов и поездов, как только пробивал час насту-
пившего пенсионного возраста.
Я очень бережно храню в памяти отношения со многими реви-
зорами Западно-Сибирской, Свердловской отделениями дорог, с
ревизорами Ростовского отделения, которые, несмотря на трудно-
сти перестроечных лет, неся в себе дух социалистического обще-
ства, оставались, в непростое время, людьми. Следуя в Новорос-
сийск, всегда ожидала станцию Сальск, где один пожилой ревизор
из дома приносил вкусное сало и пирожки, заботливо приготовлен-
ные его супругой для меня и моих проводников штабного вагона. В
южной части страны, в плане еды, намного жилось лучше.
Следуя как-то из Новороссийска, на станции Волгоград, в
состав сели ревизоры. Холёные, важные, в новой форменной
одежде, до которой ревизорам за Уралом было ещё минимум лет
восемь, ревизоры задали вопрос, ответ известный сейчас даже са-
мому неопытному проводнику: «Работаете?» (что означает провоз
безбилетных пассажиров или груза). Это слово для меня было
не просто непривычным в искажённом толковании, оно вызыва-
ло у меня массу раздражения, поскольку проводники не просто
выполняли свою работу, они трудились, не покладая рук, чтобы
пассажирам было тепло и комфортно в нашем поезде.
Теперь уже мой ответ озадачил ревизоров. «В смысле, рабо-
таем? Конечно, работаем. Все проводники на рабочих местах, все
выполняют свои прямые обязанности», – горячо произнесла я.
«В смысле, бригада рабочая?», – уже не скрывая своего раз-
дражения, произнёс один из ревизоров. Сколько руководила бри-
гадой, включая послужной список в должности проводника, о
безбилетном провозе не допускала и мысли.
В последующие годы такое отрицание провоза безбилетных
пассажиров, мне сыграло только на руку. Я зарекомендовала себя
с положительной стороны. Многие ревизоры мне говорили, что я
правильно поступаю, отказываясь идти в ногу с перестроечным
временем, и не нарушаю должностную инструкцию. Признава-
лись, что провоз безбилетных пассажиров ими покрывается до
поры до времени, когда-нибудь наступит печальный конец, они
сами же составят акт на провоз безбилетных, что в свою очередь
повлечёт за собой снятие меня с должности, возможно, с уволь-
нением по статье, и даже с заведением уголовного дела. После
таких задушевных бесед, я верила в свою правоту ещё сильнее.
А в момент проверки состава поезда Волгоградскими ревизо-
рами, меня пугали нелепые вопросы о «работе» бригады, и то, с
каким рвением совершались проверки. Я недоумевала тогда, за-
чем ревизоры стучат вагонными ключами по потолку в коридо-
рах вагонов и тамбурах. «Нелепость» такого поведения вызыва-
ла и грусть, и смех одновременно. Но, «буря, поднятая в стакане
воды», вскоре утихла. Ревизоры из Волгограда, стали спокойно
реагировать на появление нашего поезда в их «владениях». Кон-
такт с ревизорами был налажен.

продолжение следует