Мореходная астрономия или Моя минута славы - быль

Александр Блейхман 2
    В Макаровке, в конце 70-х, для заочников на последнем году обучения, был организован семимесячный курс, включающий в себя все основные предметы по специальности. Я скопил к его началу все мои учебные отпуска, взял два очередных, да еще сколько-то времени за свой счет. Учился как одержимый, не пропустил ни одного занятия, рассчитал полезное время, спал только в те часы, когда у меня плохо варила голова, неплохо продвинулся в учебе и возомнил, что я гораздо умнее, чем думал о себе раньше.
   Правда на этот счет меня сильно осадил наш преподаватель мореходной астрономии Сан Саныч Чебан. Во время своих лекций он почему-то всегда смотрел на меня. Однажды на перерыве я не удержался и спросил его "почему?". 
  - Понимаешь - сказал Сан Саныч - среди вас есть ребята, которые все схватывают на лету, на них можно не обращать внимание. Есть такие, которым сколько не объясняй, они все равно ничего не поймут, а некоторые и не хотят понимать, на них жалко тратить время. А вот ты еще можешь и хочешь  что-то усвоить, поэтому я смотрю на тебя, если ты понял, значит я свою работу выполнил -
  Получилось, что я самый умный среди тупых. Я тогда немного обиделся, но теперь, в 70 лет, все-таки понял, что он не ошибался.
  Однако тогда я ему не поверил и на государственном экзамене по судовождению отважился блеснуть своими знаниями, я нарисовал на доске чертеж и объявил, что готов отвечать.
  Меня спросили: - А где же формулы?- 
  Я набрался наглости и сказал, что я все напишу по ходу объяснения. Не преувеличу, если скажу, что вокруг меня тогда собралась вся государственная комиссия - для заочника это был поступок. И вот стою я, пишу, объясняю и чувствую, как у меня "растут крылья". Закончил. Все молчат, но я, по лицам комиссии понимаю, что это молчание говорит в мою пользу. Наверно я выглядел тогда, как Пушкин в лицее, когда он прочитал свою оду Державину, как вдруг кто-то сказал:
 - А почему у него в конце оказался тангенс?-
   Тут мне, хочешь - не хочешь, придется, как сумею, объяснить. Дело в том, что вопрос назывался "теоретическое обоснование таблицы азимутов", где конечной формулой для расчета служил "котангенс азимута", а у меня почему вылез тангенс. 
  Тогда все члены комиссии, включая умницу, профессора Родионова, начали разбор моего полета. Обсуждение продолжалось минут 10, про меня уже забыли, люди разгорячились, помолодели, стали говорить и даже спорить, все проще и проще, как вдруг Сан Саныч, который все это время молчал и думал, вдруг сказал:
  - ... твою мать он же полюс на чертеже поменял местами с зенитом!-
   Хотите верьте - хотите нет, так и сказал - ...твою мать!, и никто даже не обратил на это внимание.
  За мою наглость мне все-таки поставили по судовождению  четверку.
  Вчера взял в руки свой диплом, вспомнил эту историю, Сан Саныча и стал искать его имя в интернете, но ничего кроме обложки его учебника по астрономии так и не нашел, а жаль, замечательный был человек и замечательная была страна: Союз Советских Социалистических Республик.
  Я умру с чистой совестью, потому что никогда в жизни не называл её поганым словом "совок".