Субмарина Стеньки Разина

Вячеслав Прытков
    С  У  Б  М  А  Р  И  Н  А      «С  Т  Е  Н  Ь  К  И      Р  А  З  И  Н  А».

У  экипажа  подводной  лодки  «Тюлень»  Черноморской  Бригады  ПЛ  отдых  на  берегу  был  частым  и  продолжительным. Моряки – подводники, ходившие  в  походы  на  ней, более  десятка  часов  находились  в  тесных  отсеках, дышали  отработанным  за  это  время  воздухом, так  как  ещё  не  существовало  устройств  его  регенерации, поэтому  всегда  возвращались  на  базу  с  сильной  головной  болью. Однако, отдохнув  и  сняв  напряжение, снова  уходили  на  опасные  во  всех  отношениях  задания: вели  разведку  морских  коммуникаций, прикрывали  главные  силы  флота, рвались  в  бой  с  германо – турецкими  кораблями.

Любимцем  всего  экипажа  подводной  лодки  «Тюлень»  являлся  её  командир – старший  лейтенант  Китицын  Михаил  Александрович, а  любили  его  за  смелость  и  решительность, надёжность, когда  в  нужный  момент  он  принимал  единственно  верное  решение, позволявшее  сохранить  людей  и  корабль. Правда, иногда  мешала  излишняя  горячность  и  какая – то  необыкновенная  тяга  к  боевым  подвигам, за  что  и  прозвали  его  на  лодке  «Стенькой  Разиным».
Сегодня  на  отдыхе  Михаил  Александрович  был  неразговорчивым  и  задумчивым  как  никогда. Заметившие  необычное, офицеры  переговаривались  между  собой:
«Что  это  с  ним? Наш  Стенька  Разин  какой – то  не  такой, видать  задумал  что?»

Одна  единственная  мысль  сейчас  не  давала  Михаилу  Александровичу  покоя, и  лелеял  он  её  уже  давно. Очень  хотелось  ему  захватить  вражеский  приз  и  чем  больше  об  этом  думалось, тем  сильнее  она  его  охватывала.

22  сентября  1916  года  подводная  лодка  «Тюлень»  ушла  в  очередное  дежурство. Запас  хода  позволял  ей  дойти  до  пролива  Босфор, хотя  день  уже  клонился  к  вечеру. Сумерки  ещё  не  окутали  море, поэтому  в  перископ  пока  различались  морские  дали, и  Михаил  Александрович,  приникший  к  нему, вдруг  заметил  силуэт  вражеского  корабля, выходящего  из  пролива. План  предстоящего  боя  был  разработан  прежде, чем  лодка  всплыла  с  перископной  глубины. Укрывшись  за  подвернувшимся  кстати  островком  и  убедившись  в  отсутствии  других  кораблей  противника, командир  «Тюленя»  приказал  открыть  беглый  огонь  с  расстояния  5 – 6  кабельтовых. Отдельные  выстрелы  подводников  поразили  цель – на  турецком  пароходе  (а  им  был  «Родосто»)  начался  пожар, но  не  смотря  на  это, враг  тоже  открыл  огонь.
Артиллерийская  дуэль  подводной  лодки  и  парохода  продолжалась  около  часа, однако, вражеские  снаряды  ложились  неточно. Вот  управляющий  огнём  на  «Тюлене»  лейтенант  Г. М. Краузе  громко  прокричал:
«Последний  снаряд!»
И  тут  незамедлительно  прозвучала  команда  командира  лодки:
«На  абордаж!»
У  Михаила  Александровича  молнией  промелькнуло  в  голове:
«Вот  тот  желанный  миг, к  которому я  долго  стремился!»

Лодка, повинуясь  поворотам  руля, подошла  к  пароходу  с  опущенными  кранцами  и  встала  борт  о  борт. Первым  бросился  на  приступ, ухватив  болтавшийся  с  борта  парохода  какой – то  конец,  старший  офицер  лейтенант  Маслов, а  за  ним  пошла  призовая  команда  с  «Тюленя»  в  составе  ещё  двух  офицеров  и  двадцати  матросов.
Надстройки  «Родосто»  горели, чёрный  дым  окутывал  всё  вокруг. Едва  Маслов  ступил  на  палубу  парохода, как  замер  от  изумления: перед  ним  стояла  шеренга  шести  немецких  офицеров, вытянувшихся  во  весь  рост  и  держащих  в  левой  руке  свои  кортики, как  знак  сдачи  в  плен. Яркое  зарево  пожара  отражалось  на  их  испуганных  лицах.
Вскоре  офицеры  и  команда  были  арестованы, пожар  на  пароходе  потушен  и  даже  исправлены  повреждения  в  машинном  отделении. Михаил  Александрович  назначил  лейтенанта  Маслова  командовать  пароходом  и  вести  его  в  Севастополь.

Необычное  зрелище  представилось  собравшимся  торжественно  встретить  победителей  боя: впереди  шла  подводная  лодка  «Тюлень»  с  построенной  на  палубе  командой, за  ней – с  развевающимся  на  мачте  Андреевским  флагом  - приз – пароход  «Родосто», сопрвождаемый  эсминцем  «Быстрый», который  выслал  Командующий  для  встречи  лодки.
Бывший  командир  парохода  «Родосто» - немецкий  офицер  ещё  долго  не  мог  придти  в  себя  и  поверить  в  то, что  его  корабль  захватила  в  плен  небольшая  подводная  лодка.
За  проявленную  при  захвате  парохода  «Родосто»  отвагу  весь  экипаж  подводной  лодки  «Тюлень» был  награждён, а  командир  удостоился  Георгиевского  оружия.

Наконец – то, сбылось  так  долго  переполнявшее  душу  Михаила  Александровича  Китицына  желание, и  он  опять  рвался  в  бой, а  пока  экипаж  предавался  отдыху  на  берегу, кто – то  из  матросов  затянул  в  честь  любимого  командира  - «Стеньки  Разина»  старую  песню:

«Из – за  острова  на  стрежень,
на  простор  речной  волны,
Выплывают  расписные
Стеньки  Разина  челны…»

P.S.  Около  двух  лет  М. А. Китицын  командовал  «Тюленем», в  Первую  мировую  войну  лодка  отправила  на  дно  5  турецких  пароходов, более  30  парусников  и  шхун, захватив  3  судна, в  том  числе  и  «Родосто».

6  ноября  2018  года                Вячеслав  Прытков.