Байнушка

Ирина Некипелова 2
Когда дом-то покупали, — банька в довесок досталась. С виду неказистая да убогая, на крыше верхний слой досок в труху сгнил. Спросили у бывших хозяев, рабочая ли банька, — на что был ответ: только на дрова и годится. Уж внутрь не полезли смотреть: трава по пояс и выше была, — не добраться, на слово поверили и обрадовались, что хоть пару поленниц дров с этого старья возьмём, и ладно.

А когда уж я приехала хозяйничать, любопытно мне стало — открыла я гнилушку эту и, фонариком себе дорогу выбирая, забралась внутрь. Правду говорят: глаза боятся, да руки делают! Люблю я из ерунды всякой конфетки лепить, жизнь научила с инструментом всяким ладить, да и руками бог не обидел. Мужа вызвонила, обрадовала — баньке быть!
Ну, а что? У русских людей так повелось еще с древних времён: покуда дом рубят, перво - наперво баню обустроят, там и моются, и живут. А как без бани? Какая жизнь? С детства научена помывку почитать, да и страсть как люблю часами в бане бока греть да тереть.

Ну и вот — сперва полы гнилые выкидала да земли вынесла в тазах столько, что на две гряды ядрёных ее хватило. Нижние венцы подгнили да сели, так и пол потянули за собой. А чтобы свежие лаги положить, да в порожек с запасом угадать — надо землю выгребать да вытаскивать. Вот и занялась.

Из мойки вынесла — за предбанник принялась. В таз кидаю лопаткой да на улку тащу. Работа лёгкая, как раз по мне. Звякнула лопатка о камешек — думала, нараз выкопаю да выброшу — не тут-то было! Валун оказался знатный, неподъёмный. Побежала за дядей Лёней, на подмогу зову.

А он и бает байку про тот камень: мол, на месте байны моей дом стоял, кулаки жили, а камень этот у крылечка самого лежал с незапамятных времён. Нет уж и дома того давно, а глыба эта так и осталась на своём месте, только в землю ушла по самую маковку. Предписанье дяди Лёни было таким: камень на трогать, пуп не рвать! Ладно, послушалась, да и не по силам мне, и уж если время не порушило его гранитные бока, — я тем более не при делах.

Вычистила я банюшку до серой глины. Отступилась на этом. Подрубать уж сейгод некогда, в зиму зашли только в дом жить, а баня срочно нужна и необходима почти ежедневно.

И ведь добилась своего! Уделала себе помывку для души и тела! Через неделю и крышу перекрыли, и пол самолично набрала новый, прямо в удовольствие! Печурку железную поставили с бачком для воды на шесть вёдер. Каменцу наварили с боков, да пока на дачу ехали, по пути камней на дороге набрали.

Уложили каменья в карманы печные, приваренные в целях пожарной безопасности, да на верх покрасивше выбрали. Трубу вывели, и дым пустили. Красота — щелчат полешки, наполняется теплом банька, дровяная покупка на распиловку! А в предбанник приволокли из дома диванчик, кожей потянутый, может, послевоенных лет, но хороший еще, добротный. Как будто и место специально для него там — вписался, как век тут стоял. И камень им заодно закрыли.

А мне и в радость! Нашколила полки да лавки, паутину со стен обмела, окошечки промыла — любо -дорого посмотреть, неси воды да мойся!

А мне что, разве трудно? Колодец рядом! Обветшал только маленько, по весне подновить надо. Мигом вёдра схватила, и айда за водицей.

И до чего хороша байнушка оказалась — и пар мне по душе, и жар. Моюсь да про себя приговариваю: банька - матка, выведи всю хворь, очисти да здоровья дай!

В домашней бане сейчас без особого удовольствия моюсь - парюсь, все в дачную байнушку тянет.
Вот что зря говорить, людей в заблуждение вводить, — коли руки не из того места растут, так и терем расписной на дрова пустить можно!