Прозаические россыпи продолжение

Виктор Бабуркин
МЯЧИК
 
Иду я как-то  раз усталый домой. Еле ноги волочу. И вдруг вижу во дворе дома, прямо по центру пешеходной дорожки лежит резиновый мячик. Красивый такой, один бочок синий, а другой красный. Лежит себе мячик  спокойненько, никто его не трогает, а дворовые мальчишки гоняются за другим, волейбольным мячом, пытаясь забить в символические ворота, обозначенные двумя кирпичами. И только один пацан хитро посматривает в мою сторону. Мне бы ударить в охотку по мячу, а охотки-то и нет. Видимо, изрядно на работе утомился за день. Ну, ладно, пускай уж дети играют, не буду им мешать, - подумал я. А в это время сзади меня шёл долговязый парень – Володька из соседнего дома. Лёгкий разбег, резкий удар по мячу и дикий вопль. Мячик не хотел лететь, и только лениво откатился в сторону и замер в ожидании очередного пинка. Зато ватага мальчишек дружным хохотом осмеяла пострадавшего. Они-то знали о своей проделке. Насыпали в середину мячика в дырочку песка, и он, как булыжник, лежал на дорожке, поджидая недогадливую жертву. И не ведали мальчишки, что Володька после этого удара полторы недели хромал.ну, зачем же так глупо было шутить!
 
НА   ЛАДОЖСКОМ   ЛЬДУ
 
            Подготовка  к  зимней  рыбалке  началась  задолго  до  декабрьских  морозов.  Все  с  нетерпением  ждали,  когда  наконец  Ладога  покроется  льдом.
            Как  всегда,  активным  заводилой  был  Виктор  Скрипников  -  работник  промывочно-пропарочной  станции.  Заядлый  рыбак,  он  умеет  организовать  вокруг  себя  единомышленников.  А  ведь  известно,  что  заразившись  однажды  зимней  рыбалкой,  человек  с  нетерпением  ждёт  выходного  дня.  И  вот  в  один  из  таких  выходных  автобус,  заполненный  рыбаками,  держал  курс  на  Ладожское  озеро.
 В  этот  день  намечалось  провести  первое  соревнование  по  подлёдному  лову.  Колючий  ветер  неприветливо  встретил  рыбаков.  Но  ничто  не  могло  охладить  спортивного  азарта.  Далеко  разбрелись  по  озеру  рыбаки.  А  когда  стало  смеркаться,  были  подведены  итоги.  Победители  соревнования  получили  дипломы  и  призы.  Обладателем  первого  приза  стал  Г. Ф. Овечкин,  второго  В. Б. Непущин,  третьего – Н. Н. Картавов.  Но  и  те,  кто  не  завоевал  призов,  были  очень  довольны  поездкой.  Все  получили  хороший  заряд  энергии  и  бодрости.
 
НА   РЫБАЛКЕ
 
            Хотя  Анатолий  и  вырос  в  городе,  стоявшем  на  большой  сибирской  реке  Иртыш,  причислить  себя  к  опытным  рыбакам  никак  не  мог.  Особенно  не  везло  ему  при  ловле  на  спиннинг.
            Однажды  с  Володей  Салапиным  он пошёл  на  рыбалку,  прихватил  с  собой  спиннинг  и   этюдник.  Володя  сразу  же  принялся  писать  этюд  речного  пейзажа,  а  Толя  Маслов  решил  покидать  спиннинг. Но  уже  с  первого броска   блесна  беспомощно  булькнула  в  речную  тину  в  пяти  метрах  от  берега.  Леска  тут  же  свилась  в  «бороду»,  неприятную  для  всех  рыбаков.  Долго  разматывал  Анатолий  толстую  капроновую  жилку,  пока,  наконец,  не  смотал  её  на  бобину.  Оставалось    вытащить  блесну  и  начать  сначала.  Но  его  поджидало  большое  разочарование.  Он  почувствовал,  что  блесна  зацепилась  за  корягу,  а  лезть  в  холодную  воду  что-то  не  хотелось.
            Володя,  у  меня  ЧП  случилось, - крикнул  он. – Блесна  за  корягу  зацепилась.
            - А  ты  тяни  её  вместе  с  корягой,  леска  выдержит.
            Сам-то  Володя  в  эти  дни  болел  радикулитом  и  был  как-то  по-особенному  неуклюж  и  нерасторопен.  Едва  подтащили   поближе   злосчастную  корягу,  как  она  вдруг  ожила  и  стала  трепыхаться.  Анатолий  оторопел,  не  знал,  что  делать  -  на  него  смотрела  огромная  зелёная  морда.
            - Вовка,  щука!  -  крикнул  Анатолий  своему  приятелю,  но  тот,  болезненно  охая,  уже  ковылял  ему  на  помощь.
            - Давай,  я  буду  держать  спиннинг,  а  ты  прыгай  на  неё,  иначе  не  справиться.
            Погода  стояла  не  из  тёплых,  но  в  азарте  борьбы  Анатолий  этого  даже  не  замечал.  Щука  подняла  такой  переполох,  что,  казалось,  разбудила  всю  округу.  Она  металась  из  стороны  в  сторону,  взбаламучивая  прибрежную  глину,  брызги  летели  веером.  Улучив  момент,  когда  щука  подошла  поближе  к  берегу,  Анатолий  плюхнулся  в  холодную  воду.  Скользкое,  упругое  тело  юркнуло  у  него  из-под  живота,  и  всё  разом  стихло.  На  блесне  остался  лишь  пучок  осоки.
            После  такого  купания  у  Анатолия  пропало  всякое  желание  оставаться  у  реки.  Раздосадованные  и  перевозбуждённые  неудачной  рыбалкой  друзья  покидали  Волхов.  Правда,  не  совсем  пустые.  Как  всегда,  более  практичный   Володя  Салапин  уносил  домой  свой  очередной  трофей – законченный  этюд  маслом,  на  котором  было  изображено  место  «свидания»  с  коварной  щукой.
 
НА   ОЗЕРЕ
 
            Мой  приятель  Юрка  Антонов  был  очень  заядлым  рыбаком.  На  каких только  озёрах  и  речушках  района он не бывал. Но  больше  всего  юрка  любил  бывать  на  Тойлоковском  озере.
            Однажды,  мы  собрались  с  ним  порыбачить.  Долго  решали,  куда  нам  поехать,  и  в  конце  концов  определились съездить  на  Белое  озеро.  Юрка  укатил  на  своём  мопеде  вперёд,  а  когда  я  на  велосипеде  прибыл  на  условленное  место,  то  его  там  не  оказалось.  Видимо,  отсутствие  поклёвки  сменило  его  планы,  и  я  отправился  на  его  поиски.  В  местном  озерке  деревни  Костуя  Юрки  также  не  оказалось.  Тут  я  вспомнил, что  где-то  в  этих  краях  находится  озеро  Тойлоковское,  куда  мой  приятель  вполне  мог  уехать.  Но  я  не  знал,  где  находится  это  озеро,  поэтому  решил  расспросить  местных  рыбаков.  Они  рассказали  мне,  как  можно  добраться  до  него.  Нужно  было  вернуться  обратно  до  деревни  Ивановская, потом  свернуть  по  тропинке  в  лес  и  через  полкилометра  свернуть  направо.
            Наступала  белая  ночь  с  21  на  22  июня.  Погода  стояла  тёплая  и  безоблачная.  Белые  ночи  в  наших  краях  особенно  хороши.  После  деревни  я  повернул  к  лесу  и  проехал  на  велосипеде  метров  триста – четыреста. Справа  от  меня  возвышался  огромный  холм,  поросший  соснами  и  высоким  папоротником.  Я  свернул  с  дороги  и  полез с велосипедом  на  верх  холма,  пробираясь  сквозь  его  густые  заросли. Какой  же  был мой  ужас,  когда  передо  мной  открылась  непривычная  картина.  Средь  сумрачного  ночного  леса, на  маленьком расчищенном  пятачке  горел  костёр,  а  возле  него  сидели  три  бородатых  мужика.  Мне  стало  не  по  себе,  словно  я  встретил  лесных  разбойников  из  сказки  «Бременские  музыканты».  Они  были  изрядно  пьяны  и  играли  в  карты. Подавляя  страх, я  спросил  их: «Мужики, а  где  тут  находится  озеро?»  Один  из  них  показал  мне  на  белеющий  просвет  между  деревьями. Поблагодарив его, я быстренько удалился с этого, неприятного  для  меня,  места.
            Озеро  было  окружено  мшистым  берегом.  Когда  я  добрался  до  него,  то  увидел  здесь  и  своего  приятеля – Юрку.  Мне  было  обидно  за  потерянное  время  и  за  то,  что  мой  приятель,  по  сути  дела,  обманул  меня.  С  тех  пор  я  перестал  поддерживать  с  ним  всякие  товарищеские  отношения.  Но  прежде  чем  закончить  свой  рассказ,  мне  бы  хотелось  поведать  об этом  удивительном  озере. Меня  больше  всего  поразила  чистота  воды.  Мшистая  кромка  берега  резко  обрывалась, а  далее шёл  чистый  песок. Окушки  стайками  ходили  вдоль  берега  в направлении  по  часовой  стрелке.  Их  было  видно  в десяти – пятнадцати  метрах  от  берега.  Для  ловли  окушков  мне не нужна  была  большая  удочка.  Я  воспользовался  небольшим  прутиком,  на  которую  привязал  леску  с  крючком.  Я  водил  червячком  возле  носа  проплывающих  окушков,  но  не  каждая  прельщалась  утренней  закуской. Но  как  бы-то  не  было,  без  рыбы  я  с  озера  не  уехал.
 
НЕПРИДУМАННАЯ  ИСТОРИЯ
 
Трудной сложилась судьба Марии Козыревой. Смолоду встретила Ивана Новосельцева. Полюбили друг друга, обвенчались, как положено в церкви, и жили душа в душу много лет. Иван был старше Марии на десять лет. Трудолюбивый, честный, порядочный, терпеть не мог несправедливого отношения к себе и к людям. И как обычно бывает в таких случаях, невзлюбило его начальство и поэтому отношения были натянутыми и жёсткими. Однажды по ложному доносу приехали за Иваном ночью. Было ему в ту пору уже за шестьдесят, поэтому, прощаясь с Марией, он и благословил её устроить свою жизнь, как сама посчитает нужным, прекрасно понимая, насколько сложно будет женщине одной вести домашнее хозяйство, и не надеясь на возвращение. Прошло время. Мария встретила Фёдора Левошкина, скромного вдовца. Присмотрелись они друг к другу да вскоре и сошлись. Жизнь продолжалась, и оба были довольны. Незаметно пролетели годы, и однажды, как гром среди ясного неба, домой возвратился Иван. Положение сложилось патовое. С одной стороны, вернулся венчанный законный муж, с другой – у Марии был ласковый, заботливый, любимый Фёдор. Положение Ивана было двусмысленным, архисложным, и он подал в суд, где Марии предстояло сделать выбор. И тогда она сделала  на суде следующее заявление:                - Ни один из них не виноват в случившемся. Государство насильно отняло у меня Ивана, но не могу обидеть и Фёдора, которого успела полюбить, потому, если мужчины не против, согласна жить с обоими. Суд удовлетворил просьбу. Мужиков такой компромисс устраивал. Вместе они заготавливали на зиму дрова, занимались огородными делами, ухаживали за скотиной. Мария вела домашнее хозяйство и как могла держала своё слово, не обижая ни одного из своих избранников. Через два года Господь прибрал Ивана, а Фёдор дожил с Марией до глубокой старости. Сегодня этой удивительной женщине 92 года. Живёт она в деревне, предаваясь воспоминаниям о своей нестандартной судьбе.    
РS:  Рассказ написан в 1995 г.
 
НИРВАНА
 
Университетский преподаватель по философским дисциплинам расхвастался перед своими коллегами:                - Ну надо же, современная молодёжь какя умная пошла. Не стесняются о своих философских взглядах выражаться. На стенах домов, в лифтах многократно повторяют божественное слово «Нирвана»! Это же гениально! Это то, к чему человек стремиться должен. Преподаватель извергал дикий восторг до тех пор, пока ему не объяснили, что этим словом назван популярный у молодёжи рок-ансамбль, и никакого отношения к философии оно не имеет.
 
НОЧЛЕГ  НА  ВОЛХОВЕ
 
Какие только не бывают у людей приключения. Мне вспомнился один из таких многочисленных случаев, произошедших со мной. Поехали мы с братом Володей на реку Волхов порыбачить. Это было в пору моей молодости, когда я ещё жил в деревне. Володя часто бывал в тех местах, а я поехал впервые. На место прибыли поздно вечером. Темнота была такая, что хоть глаз коли, а тут ещё туман густой пеленой покрыл землю. У местного егеря, с которым Володя был хорошо знаком, мы взяли лодку и по протоке выплыли на простор реки. Впереди слева возвышался холмистый берег, заросший густым кустарником. Здесь мы решили переждать до утра, чтобы на зорьке начать рыбную ловлю. Володя остался в лодке, слегка вытащив её на сушу, а я полез в заросли, словно пытаясь кому-то доказать, что я ничего не боюсь. И вдруг скатился в какую-то песчаную яму. Там было сухо и уютно, поэтому я даже не стал выкарабкиваться наверх. Прильнул к торчащим доскам, поплотнее завернулся в фуфайку и очень быстро заснул. Когда рано утром проснулся и посмотрел на небо, то мурашки поползли по телу. Надо мной возвышался старый могильный крест. Оказывается, я ночевал на краю деревенского кладбища, а моим ночным апартаментом была обвалившаяся могила, из которой торчали гробовые доски.
 
НУ,  ПОГОДИ,  АВТОСЕРВИС!
 
Ходит, ходит один мужик возле дороги  и усердно мнёт придорожную траву:                - Чего это ты траву мнёшь?                - Да вот, колпак от колеса ищу, если есть время, то помоги.                Вместе стали искать. Перемяли всю траву. Выглянуло солнышко. Осветило всю округу, и увидели они сверкающий жигулёвский колпак на другой стороне дороги.                – Ну, погоди, автосервис! - выругался мужик.
 
            ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ
 
Однажды со слесарем Веселковым произошёл пренеприятнейший случай. Впервые он проспал на работу. Мастер  Дотошкин внимательно выслушал своего подчинённого, который и сам-то был не рад случившемуся, подал лист бумаги, авторучку и потребовал изложить всё в объяснительной.                – Но я же вам и так всё рассказал! – воскликнул Веселков.                – Такой порядок, - проворчал Дотошкин.                Веселков смерил своего мастера презрительным взглядом, взял бумагу и написал:                «Мастеру Додошкину                от слесаря Веселкова.               
Объяснительная
Вчера вечером я стоял на автобусной остановке. Лил дождь, и было очень темно. Потом подошёл автобус. Во время посадки у меня свалились очки. Пока я ползал, автобус ушёл. Пришлось ждать, пока рассветёт».                Внизу стояли дата и размашистая подпись Веселкова.                – Но ты же мне о другом говорил! – возмутился Дотошкин, прочитав объяснительную.
- Для бюрократа и такая сойдёт, - буркнул Веселков и вышел из конторки.
Кстати говоря, очками Веселков никогда не пользовался.
 
ОДНИМ   АРШИНОМ
            -  Ну  и  алкаш, - сокрушались  на  автобусной  остановке  посторонние  люди,  увидев,  как  милицейская  машина  подобрала  валявшегося  на  обочине  мужчину.
            -  Напился,  так  сидел  бы  дома.
            -  А  ещё  лучше:  лежал  бы  в  мягкой  постели  и  не  беспокоил  бы  домочадцев, -  вторила  другая  женщина.
            -  Развелось  этих  пьяниц,  пройти  спокойно  по  улицам  невозможно.
            К  толпе  в  этот  момент  подошла  старушка  и,  услышав  этот  разговор,  осуждающе  промолвила:
            -  Побойтесь  Бога,  я  Михалыча  давно  знаю.  Непьющий  вовсе  он,  сердечник.  Овдовел  недавно,  живёт  один,  а  вы,  бабы,  всех  на  один  аршин   меряете. 
            Толпа  мгновенно  притихла.  Поди,   каждый  почувствовал  себя  виноватым,  что  не  оказал  помощь  человеку  во  время  сердечного  приступа.
 
ОФИЦИАНТКА
 
Дело было ещё в доперестроечные времена. Исправно ходил автобус по маршруту Кириши – Любань. И вот как-то раз перед поездкой на родину предков я заскочил перекусить в кафе «Дружба». По вечерам, как известно, это заведение становилось рестораном, и цены на закуски внезапно подлетали столь высоко, что становились «кусачими» для среднестатистического посетителя. Кафе обслуживалось официантами. А так как я привык обедать в заводской столовой, где вначале пробиваешь чек на кассе, потом идёшь на раздачу, получаешь первое, второе и компот, съедаешь и уходишь, то  и на сей раз, я съел первое, второе и компот, встал и побежал на автобусную остановку. И только в автобусе до меня дошло, что я не дождался официантку, чтобы рассчитаться за обед. Холодный пот охватил моё тело. А вдруг она меня заприметила, надо как-то исправляться. С твёрдыми намерениями загладить свою вину, я снова пошёл в кафе «Дружба». Закончив трапезничать, я откинулся на спинку стула и стал ждать официантку. Через несколько минут она появилась с блокнотом в руке.
- Сколько с меня? Официантка что-то быстро черкнула и подвела итог:
- Пять рублей двадцать копеек.
- Сколько? Официантка ещё раз посмотрела в блокнот:
- Четыре семьдесят.
-- Простите, я не понял.
- Четыре рубля ровно, - поправилась она, замявшись.
- Сколько-сколько? Официантка занервничала, в её голосе послышались раздражённые нотки:
- Ну, три рубля шестьдесят копеек. Вы что, глухой?
- Да, я немного не слышу. Говорите погромче, пожалуйста.
- Так бы сразу и сказали. С Вас шесть рублей пятьдесят копеек, - что есть мочи закричала официантка.
 
ОХОТНИК
 
Ди;ректор одного крупного металлургического комбината когда-то был страстным охотником. Гости, посетив однажды его квартиру, увидели на стене ружьё удивительнейшей красоты. На вопрос, как часто он ходит на охоту, хозяин ружья ответил:                - С тех пор, как я на охоте убил молодую оленицу и при разделывании туши в её чреве обнаружил живого, но ещё не рождённого оленёнка, меня напрочь отвратило от охоты. С тех пор ружьё висит только как украшение.
 
ПАРТИЯ  ЕМУ  ПОМОЖЕТ
 
Юмор бывает разный. Бывали времена, когда шутить можно было только без свидетелей. За любую острую шутку, не дай Бог, если она была адресована «власть предержащим», можно было поплатиться жизнью. Власти шуток не понимали и действовали всей своей силой репрессивного аппарата. Другая категория шуток, назовём их «плоскими», исполнялись остряками-самоучками, в какой- нибудь подвыпившей компании, желательно в присутствии дам лёгкого поведения. Кроме истеричного хохота эти шутки никаких других последствий не имели. И тут я наткнулся ещё на один тип шуток, которые по-началу претендовали на вполне серьёзные философские изречения. Им бы впору в афоризмы пробиться, но не успели. Однажды, случайно, взял я с полки книгу Константинэ Гамсахурдиа «Похищение Луны». Открыл наугад одну из страниц книги и, Боже мой, какие строчки! Мне захотелось от души рассмеяться, но спохватился. Поди автор-то книги на полном серьёзе вкладывал свою душу в дифирамбы устами Арзакана. Итак, Арзакан однажды «… вспомнил про Тбилиси. Он поступит в университет. Партия даст ему возможность учиться. Для него партия была всем, для неё он каждую минуту готов был пожертвовать жизнью. Не раз ради партии бросал Арзакан на весы свою юную жизнь. Арзакан беззаветно любит партию! Партия ему поможет…» (т.1, стр.79). Последствия для Константинэ Гамсахурдиа были самые радужные. Его шеститомное собрание произведений сорокатысячным тиражом заполнило полки библиотек и частных собраний. Партия и ему помогла.