Забытые слова - Коромысло

Борис Лембик
 Забытые и почти забытые слова – Коромысло

Одним из повседневных предметов нашего хуторского быта было КОРОМЫСЛО, обязательное и одно из главных в каждом дворе. Без воды для дома (еды, питья, стирки и т.д.) и для домашней скотины и птицы прожить невозможно, вот и была её доставка первостепенным делом. А коромысло помогало нести на плечах два ведра воды несколько сот метров, почти не уставая, перекладывая его на ходу с одного плеча на другое. Сколько раз за свою жизнь хуторянки укладывали коромысло на свои плечи – не сосчитать. Не миновала это участь и детские плечи. Ну а парни с мужиками предпочитали носить ведра в руках, или как говорили «на руках», видимо в противовес «на плечах».

В моей памяти сохранились коромысла именно такой формы и конструкции, какая показана на фото. Были они дугообразной формы, которые удобно ложились на плечо. Ну а ведро с водой цепляли на металлические крючки, закрепленные на концах коромысла. В прежние времена их делали самостоятельно из распаренной древесины, и для удержания ведер на концах делали специальные прорези-выемки, в которых они почти не раскачивались. Дома обычно коромысло хранили в коридоре в углу, поставив вертикально, но чаще укладывали на два специально вбитых в стену гвоздя.

Приходилось читать о том, что в отдельных местностях ношение воды на коромысле было целым ритуалом: когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло – в правой. Или же существовало особое отношение к походу к колодцу, пруду или реке. Даже говорить об этом следовало по особому правилу, а именно «иду по воду». А фраза «иду за водой» вызывала смех и отторжение, поскольку означала поход за утекающим потоком реки.  А ещё в старину невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном яркими нарядными лентами, при этом не пролив ни капли, за чем пристально следили гости.
Обычно у колодца была лавочка, на которую ставили полные ведра. Если её не было, то их ставили на землю. Потом одно ведро цепляли сначала на заднюю часть, затем, с силой удерживая коромысло, второе на переднюю. Главное при носке воды таким способом – держать равновесие. Можно было и сразу забросить на плечо коромысло с ведрами, если, конечно, имеешь для этого достаточно сил. А если воду брали из пруда, то для этого почти всегда напротив каждого двора был мостик (местное название КЛАДКА). С упруго качающихся досок прыгали при купании ребятишки, и ещё набирали воду хуторяне.  Если постараться, то можно было сразу зачерпнуть ведром на коромысле. Но иногда бывает, что слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в воду. У колодца или пруда можно было обменяться новостями, посудачить о том, о сём. Бывает, десятками минут могут хозяйки разговаривать, забывая при этом что на плечах коромысло с полными ведрами. Какая уж тут тяжесть, если такие новости.
Но постепенно появлялся в хуторах водопровод, или если рядом был пруд, то хозяин покупал насос, шланги и переноску.

Итак, дни, когда воду носили в дом из колодцев или с реки, давно минули. И коромысло – предмет, позабытый многими из нас. Сейчас его уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, куда по какой-либо причине не дошла цивилизация, или же где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы, в том числе и для хранения национальные обычаев. А ещё, конечно, в музеях. Ну а молодое поколение, возможно, и вовсе этого слова не слышало. Да и у разных категорий людей КОРОМЫСЛО вызовет свои ассоциации: для механиков-«технарей» – это деталь рычажного механизма, у которого опора располагается посредине (например, в двигателе); для зоологов – это хищное насекомое отряда стрекоз; для краеведов – (местн.) это длинный и тонкий шест, служащий рычагом при подъеме воды из колодца, журавль.
В Википедии прочитал, что, поскольку предмет этот имел широкое распространение, не обошло его и народное творчество. О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит»; или же «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Пыль столбом, дым коромыслом – не то от тоски, не то от пляски!». Там же: О коромысле писали стихи такие поэты, как С. Я. Маршак и К. Бальмонт; нашло оно отражение и на полотнах живописцев: Венецианова, Касаткина, Маковского, Смирнова, Васильева, Рябушкина.
Мои детские ощущения от ношения воды на коромысле тоже расписаны в рассказе «Тебе не тяжело, сынок?».

 Ну а памятник героям «Тихого Дона» в Вешенской, где главная героиня Аксинья несет донскую воду на коромысле в ведрах, наверное, знает каждый. Такой образ, с коромыслом, выбрал скульптор для увековечивания жителей донских станиц.
Что касается фотографии, то она из Интернета и привлекла моё внимание тем, что коромысло здесь трудовое: по его внешнему виду понятно, что много ему досталось.

Следующее слово http://www.proza.ru/2018/11/13/628

Предыдущее слово  http://www.proza.ru/2018/02/02/2057