Гобекли тепе или что было раньше, курица или яйцо?

Ирис Зимбицка
ГОБЕКЛИ ТЕПЕ ИЛИ ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ, КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?

Путь человека к цивилизации принято разделять историками на несколько условных фаз доисторического периода.  Всего можно обозначить пять фаз. Хронологически первой фазой принято было считать “развитие сельского хозяйства”, напрямую связанное с первыми попытками выращивания зерна как новой альтернативе сбору дикого овса, пшеницы и других зерновых культур. Считалось, что именно неожиданная идея выращивания зерна и одомашнивания дикого скота стала безусловным толчком к развитию городов и культуры человечества, поскольку зарождение сельского хозяйства вынудило прежних номадов принять оседлый образ жизни. Доказательством этой хронологии служили археологические раскопки, среди которых примечательные доисторические поселения на территории современной Палестины, датируемые около 9000 лет назад и свидетельствующие о неразрывной связи сельского хозяйства и первых постоянных поселений. Подобные оседлые коммуны были гораздо больше по размеру, чем временные стоянки кочевников, а соответственно насчитывали и гораздо большее количество людей. Тем не менее, с обнаружением храма Гобекли Тепе, построенного нашими доисторическими предками около 11 000 лет назад на территории современной Турции, под прежней хронологией придется, пожалуй, поставить большой знак вопроса. Однако об этом позже.

Согласно прежней хронологии, второй фазой, как уже было замечено вскользь в предыдущем параграфе, принято было считать “оседлый образ жизни” или создание постоянных поселений. Создание поселений действительно неразрывно связано с развитием сельского хозяйства, однако что было раньше и действительно ли “оседлый образ жизни” можно считать второй фазой на пути развития человеческой цивилизации? А также как именно повлияло открытие храма Гобекли Тепе на наше восприятие древнего человека?

Не очень почетное место третьей фазы раньше занимала религия, поскольку, согласно мнению историков, религия была чем-то вроде законодательного инструмента, так необходимого в существенно увеличившихся по размеру поселениях. С помощью религии были введены первые нормы социального поведения, а также последствия их нарушения. Религия регулировала не только социальную жизнь первых поселений доисторического человека, но и давала возможность впервые почувствовать себя на уровень выше окружающей наших предков фауны. Развитие религии дало человеку первые зачатки духовности и абстрактного мышления, не связанного с окружающим его осязаемым миром. И, как естественное продолжение этого нового мышления, человек начал строить храмы. Построение храмов принято было считать четвертой фазой - финальным шагом к развитию городов. С развитием городов (пятой фазой) путь доисторического человека к цивилизации считается завершенным.

Что же именно было найдено в храме Гобекли Тепе, поставившем под сомнение давно утвержденную хронологию событий?
Начнем, пожалуй, с самого главного: Гобекли Тепе (с турецкого, Гобек - центр, тепе - возвышенность) - это храм. Храм, возведенный 11 тысяч лет назад, в то время, когда наши далекие предки (согласно данным историков и археологов) еще были номадами, а соответственно не могли иметь ни религии, ни ассоциируемых с ней храмов, ведь построение храмов - это предпоследняя фаза в развитии доисторического человека. Тем не менее, Гобекли Тепе - это храм, построенный с уникальной геометрической точностью и украшенный утонченной резьбой по камню. Искусно выгравированные фигуры животных позволяют нам догадываться о представлениях наших предков о загробном мире, религиозных ритуалах и главных аспектах их религии. Массивные колонны в форме обезглавленных людей и покрытые изображениями зверей, - символизировали ли они человека в потустороннем мире или же воскресших духов предков, а может быть, даже богов, лик которых непозволительно было видеть простым смертным? Простая и гениальная, как все простое, симметрия круглого храма предполагает наличие ритуалов, связанных с поклонением этим древним богам, что подтверждает также мегалитный блок посередине сооружения, предположительно служивший вратами в потусторонний мир. Конечно, как и все доисторические памятники архитектуры, Гобекли Тепе - это мегалит, отражающий известное нам стремление к монументальности в сознании доисторического человека. Кроме того, на данный момент это древнейший храм в мире, более чем на 5 тысяч лет старше Стоунхенджа и Карнака.

Однако самое главное в Гобекли Тепе - это поселение построивших его людей. Примечательная черта сего поселения в том, что, будучи постоянным поселением, а не временной стоянкой кочевников, тем не менее в нем отсутствует главный элемент, - согласно прежней хронологии, обязательный для его возникновения, - сельское хозяйство. По факту, обнаруженные археологами остатки пищи, потребляемой доисторическими поселенцами, построившими Гобекли Тепе, свидетельствуют об охотничье-собирательской культуре. Никаких признаков сельского хозяйства в поселении найдено не было. Таким образом, всемирно принятая и распространенная прежде хронология развития доисторической культуры теперь под большим вопросом. Очевидно одно, для возникновения постоянных поселений вовсе не обязательно было развитие сельского хозяйства. Более того, похоже, что сельское хозяйство как таковое не было толчком на пути к цивилизации, а скорее уже более поздней фазой.

Здесь напрашивается вывод: могла ли религия быть главным толчком к оседлости и построению городов? Религия, как первая фаза, приведшая человека к абстрактному мышлению, к вопросу о жизни после смерти и соответственно построению храмов для ублажения богов, для установления связи с невидимым и неосязаемым миром умерших, для воплощения мечты о вечной жизни - мечты, делающей человека человеком.

Возможно, именно зарождение религиозного сознания подтолкнуло создателей Гобекли Тепе на построение этого уникального мегалита. Для воплощения своей идеи в жизнь они вынуждены были принять оседлый образ жизни, сохраняя при этом охотничье-собирательскую культуру быта еще длительное время до возникновения сельского хозяйства.

Несмотря на то, что многие историки сходятся к мысли о новой хронологии: возникновение поселений - возникновение религии - построение храмов - развитие сельского хозяйства - возникновение городов, есть основания с ними не согласиться, предполагая, что возникновение поселения само по себе невозможно без наличия практической цели и естественной необходимости в поселении как таковом. Построение же храма является как практической целью, так и насущной необходимостью, а соответственно вполне могло быть причиной создания поселения. Поскольку же построение храма - это один из актов поклонения, то само собой разумеется, что религия должна была существовать до возникновения идеи о построении храма.

Таким образом, вполне можно переместить первую фазу в новой хронологии на третье место, предполагая, что религия не была введена в поселениях как инструмент регулирования социальной жизни, а существовала в сознании человека с момента его появления на земле, с момента его осознания себя как homo sapiens, и именно религия стала первопричиной построения храмов, возникновения первых поселений, развития сельского хозяйства и, наконец, появления городов.