Стили фантастики по типологии. александр терный

Александр Терный
СТИЛИ ФАНТАСТИКИ по типологии. Александр Терный.

Существует множество делений на стили фантастики. В любом случае на одной стороне этих систем всегда стоит научная фантастика, а на другой классическое фэнтези. Я  ввожу новое понятие – серая фантастика- это смешение жанров научной фантастики и фэнтези.
Статья составлена в помощь любителям этих жанров. 

1.НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА.

1.1 РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА(КЛАССИКА)
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ(УТОПИЯ, АНТИУТОПИЯ)
1.3 ТАЙМПАНК(СТОУНПАНК, БРОНЗПАНК, САНДАЛПАНК, МИДЛПАНК, КЛОКПАНК, СТИМПАНК-ПАРОПАНК, ДИЗЕЛЬПАНК, АТОМПАНК, КИБЕРПАНК, ПОСТКИБЕРПАНК, КОСМОПАНК)
1.4 БОЕВАЯ ФАНТАСТИКА
1.5 АПОКАЛИПСИС, ПОСТАПОКАЛИПТИКА
1.6 АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФАНТАСТИКА (ИСТОРИЧЕСКАЯ, ГЕОРГАФИЧЕСКАЯ)
1.7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА
1.8 ФИЛОСОВСКАЯ ФАНТАСТИКА
1.9 КОСМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

2.СЕРАЯ ФАНТАСТИКА.

2.1 ДЕТЕКТИВНАЯ ФАНТАСТИКА

2.2 ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

2.3 НЕОПРЕДЕЛЕННОГО СТИЛЯ

3.ФЭНТЕЗИ.

3.1 МИФОЛОГИЯ(и ЭПОС в ОСНОВНОМ ГОТИКА)
3.2 МИСТИКА
3.3 ХОРРОР
3.4 СКАЗКИ
3.5 КЛАССИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ
1. Научная фантастика.

1.1 Реальная научная фантастика(классика)

Реальная научная фантастика – это стиль научной фантастики, опирающийся на научные разработки, не противоречащий им. Как правило в основе идей данного стиля выступают самые последние научные исследования, теоретические предпосылки, гипотезы. Зачастую они несколько опережают науку, и дают толчок для исследования вопросов, затронутых в произведении. Действие в них развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла. В истории развития классической научной фантастики выделяют 3 этапа: — ранний этап развития НФ, второй этап(становление), современный этап.

Авторы первого описывали технические новинки, научные открытия и изобретения, которые сулили немыслимыми благами для человеческого общества в обозримом будущем. От научно-популярных очерков их отличал только слегка беллетристический стиль и произвольные гипотезы о применении тех или иных изобретений и открытий. Ранняя реальная научная фантастика выполнила важную роль в становлении жанра, популяризовала его в целом. Она не уходили дальше обозримого будущего, ее фантастичность исчезала с внедрением изобретений в повседневную жизнь или просто изживала себя.

На втором этапе сухой, научно-популярный стиль предыдущего периода заменяется более изысканным литературным стилем, приукрашенный фантастической техникой, фантастическими теориями.

На современном этапе тщательно детализируются технические новинки, тщательно прописываются характеры героев, ставятся проблемы, с которыми столкнется цивилизации в будущем. Привести список наиболее ярких представителей данного жанра весьма затруднительно, ибо почти каждый из писателей, пожалуй за исключением фэнтезийных, пробовал писать в данном жанре.

1.2. Социальная научная фантастика

Социальная научная фантастика — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют отношения между людьми, жизнь общества. Самыми распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия.
Утопия — направление научной фантастики, описывающий модель идеального или близкого к идеальному общества. В переводе с греческого это слово обозначает – место, которого нет.
Антиуто;пия — направление в научной фантастике, описывающее общество, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Как правило другие направления социальной научной фантастики склоняются либо к утопии, либо к антиутопии.
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Если утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты.

Основной отличительной чертой утопии является то, что при её создании не учитывались реалии мира, предпосылки. Утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал.
Отметим наиболее значимые социально-научные произведения: Евг. Замятин — «Мы», Олдос Хаксли — «О дивный новый мир», Артур Кёстлер — «Слепящая тьма», Джордж Оруэлл — «1984», Джером Клапка — «Новая утопия», А. Зиновьев — «Глобальный человейник», Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся» , Станислав Лем — «Возвращение со звёзд», Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту», Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи», Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», Владимир Войнович — «Москва 2042», Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14», Лао Шэ — «Записки о кошачьем городе», Джек Вэнс — «Додкин при деле», Карел Чапек — «Война с саламандрами», Айзек Азимов «Основание», Роберт Шекли «Корпорация Бессмертие», Ю.Никитин «Трансчеловек» И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды,  А. Лукьянов, «Чёрная пешка», Томас Мор, «Утопия», Кампанелла «Город солнца», Андреэ, «Христианополь», Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида», Дени Верас, «История севарамбов», Луи Мерсье, «2440 год», Н.Чернышевский «Четвертый сон Веры Павловны», Сэмюэл Батлер «Едгин», Эдвард Беллами, «Взгляд назад», Уильям Моррис «Вести ниоткуда»
1.3. Таймпанк – стоун, бронз, сандал, мидл, клок, стим, дизель, атом, кибер, посткибер, космо- панк.
Таймпанк—жанр научной фантастики, моделирующий мир на ином технологическом уровне, что подразумевает иную социально-экономическую модель общества. Это обобщающее понятие для группы поджанров.
Стоунпанк — поджанр таймпанка, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне каменного века.
 Бронзпанк— поджанр таймпанка, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне бронзового века.
 Сандалпанк — поджанр таймпанка, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне античности.
 Миддлпанк — поджанр таймпанка моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне Средних веков.
 Клокпанк — поджанр таймпанка, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне эпох Возрождения и Барокко, где в совершенстве освоены технологии использования энергии пружин и маховиков.
Стимпанк-паропанк – поджанр таймпанка, моделирующий мир технологий паровых машин конца 19 века.
Дизельпанк – поджанр таймпанка, описывающий технологический мир уровня начала XX века.
Атомпанк— поджанр таймпанка, моделирующий мир, стоящий на технологическом уровне 1945—1990 гг.
Киберпанк — поджанр таймпанка, описывающий мир будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением.
Посткиберпанк — поджанр таймпанка, допускающий применения нанотехнологий
(Нанопанк) и генной инженерии ( Биопанк).
Космопанк — поджанр таймпанка, где в совокупности с технологиями всех ранних эпох допускаются космические полеты.
1.4. Боевая фантастика.
Боевая фантастика — жанр научной фантастики, описывающий войны будущего, либо войны с фантастическими элементами.
Поджанром боевой-военной фантастики является фантастический боевик. В боевиках эффектно и стремительно описываются события по выполнению героями строго очерченных задач с применением боевого искусства.
Первым классическим представителем жанра является роман «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна.
Отметим наиболее ярких представителей данного жанра
— Кристофер Банч — «Король-провидец»
— Гарри Гаррисон — «Билл — герой галактики», «Стальная Крыса».
— Джо Холдеман — «Бесконечная война»
— Ник Перумов — «Империя превыше всего»
— Александр Зорич — «Завтра война»

1.5. Апокалипсис и Постапокали;птика.
Апокалипсис – жанр научной фантастики, описывающий глобальную катастрофу, гибель цивилизации.   
 Постапокали;птика — жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу.
Произведения в стиле апокалипсиса: Сергей Лукьяненко «Атомный сон», Джон Уиндем «День триффидов», Беркем Аль Атоми «Мародер»
Произведения в стили постапокалиптика: Мэри Шелли «Последний человек» Ричард Джефферис «После Лондона» Герберт Уэллс «Война в воздухе», Джек Лондон «Алая чума», Джон Кристофер «Смерть травы», Робер Мерль «Мальвиль», Джордж Стюарт «Земля без людей», Казанцев «Фаэта», Кир Булычёв «Последняя война», Виктор Жилин «День свершений», Дмитрий Глуховский «Метро 2033», Роджер Желязны «Долина проклятий».
1.6. Альтернативная фантастика (историческая, географическая)
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФАНТАСТИКА (ИСТОРИЧЕСКАЯ, ГЕОРГАФИЧЕСКАЯ) – жанр научной фантастики в котором развивается идея того, что произошло или не произошло какое-либо событие, или оно произошло в другом месте. Типичный сюжет произведений этого жанра – предположение о состоянии современного мира или общества в случае, если бы история пошла по другому пути.
Зачастую авторами употребляется прием преднамеренного или непреднамеренного изменения прошлого, которое влечет за собой изменения в будущем (настоящем относительно времени действия в произведении). В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность. В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров. Основоположником жанра альтернативной истории считается Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Македонский не умер. Значимые представители: Рэй Брэдбери, Пол Андерсон, Кир Булычёв, Василий Звягинцев, Сергей Лукьяненко, Брюс Стерлинг, Гарри Гаррисон.

Типичные произведения: И грянул гром (Рэй Бредбери), Река Хронос (Кир Булычёв),
Патруль времени (Пол Андерсон), Холодные берега (Сергей Лукьяненко)

Географическая альтернативная фантастика перемещает место происхождения события, или производит их мире с иной географической ситуацией ( новые острова, новые перешейки и т.д) Данное направление научной фантастики не получила широкого распространения. И как правило оно перемеживается с полностью выдуманными мирами.

1.7. Психологическая фантастика.
Данный жанр фантастики в последнее время стал наиболее популярным среди других жанров. И он, несомненно, выделился из социальной фантастики.
Психологическая фантастика – это жанр научной фантастики, в котором на первое место выходит внутренний мир человека. В данном жанре психологический портрет человека прописывается с особой тщательностью. Технические и социальные моменты отступают на второй план.
Как чистый жанр это направление еще не оформилось. Поэтому и нет примеров чистой психологической фантастики. Следует отметить следующие книги — «Корпорация „Бессмертие“» Роберта Шекли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Град обреченный» братьев Стругацких.
1.8. Философская фантастика.
Философская фантастика – это жанр научной фантастики, в сюжете или образах которого главную роль играют философские концепции. Философские идеи здесь не являются внешним фоном. Они входят в движение сюжета, являются основой образной системы и смысловой наполненности произведения.
В данном жанре работали- Азимов Айзек, Амнуэль Песа, Сфивт, Гаррисон Гарри, Сергей Петров, Станислав Лемм, Владимир Орлов, Кэрролл Льюис.
Произведения: А бог един… Авраам, сын Давида (Амнуэль Песах) Абсолютное оружие Американские мертвяки (Гаррисон Гарри) Абсолютное программирование (Петров Сергей) Аве, Цезарь (Горло Анатолий Иванович) Альтист Данилов Аптекарь (Орлов Владимир Викторович) Анна и ее музыка (Хаецкая Елена Владимировна) Армагед-дом (Дяченко Марина и Сергей) Атавия Проксима (Лагин Лазарь Иосифович) Атипичная пневмония (Фомин Алексей) Алиса в стране чудес(Кэрролл Льюис)

1.9. Космическая опера.

Косми;ческая о;пера, космоо;пера —жанр научной фантастики, в котором действие происходит в космическом пространстве или на других планетах.
Это наиболее коммерчески успешное направление в фантастике. Отметим следующие произведения Смита «Космический Жаворонок»; Гаррета Сёвисса - «Эдисоновское завоевание Марса», Айзека Азимова - «Основание», Эдмонда Гамильтона - «Звёздные короли», а так же Урсулу Ле Гуин, Джина Вулфа, Сэмюэла Дилени, Фрэнка Герберта, Гарри Гаррисона -«Билл — герой Галактики», Лоиса МакМастера Буджолда -«Барраяр», Дэна Симмонса - «Песни Гипериона», Вернора Винджа, Йена Бэнкса «Культура», Дэвида Вебера -«Хонор Харрингтон», А. Н. Толстого - «Аэлита», Николая Муханова - «Пылающие бездны», Виктора Гончарова - «Межпланетный путешественник» и «Психомашина», Сергея Снегова - «Люди как боги», Ольги Ларионовой - «Чакра Кентавра», Сергея Лукьяненко- «Принцесса стоит смерти» и «Звёзды — холодные игрушки», Александра Зорича -«Завтра война».

2. Перейдем к «серой фантастике». Серая фантастика – жанр фантастики в котором смешиваются несколько стилей. Например научная фантастика и фэнтези. К серой фантастике также относится смешение жанра фантастики с другими литературными жанрами ( детектив, любовный роман, юмористическая литература, приключенческая литература). Данное смешение жанров особо заметно в последнее время. Особой популярностью данное направление не пользуется. При все при том многие издательства печатают данные книги. Отчего-то в стиле серой фантастики предпочитают работать женщины. Примеры наиболее удачных работ будут приведены в поджанрах серой фантастики.
2.1. Детективная фантастика.

Детективная фантастика – поджанр серой фантастики, использующий элементы детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая).
Лишь два автора добились заметного успеха в соединении научной фантастики с детективом — Фредерик Браун и Айзек Азимов. В этом жанре писали Лем Станислав — «Расследование», «Дознание» Рассел, Эрик Фрэнк — «Будничная работа», «Оса» Хольм ван Зайчик — цикл «Плохих людей нет», Кир Булычёв — «Интергалактическая полиция», Айзек Азимов — циклы Лакки Старр , Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо, Сергей Лукьяненко-Геном, Браннер, Джон — Квадраты шахматного города, Братья Стругацкие — Отель «У Погибшего Альпиниста»
Выделим «оккультные детективные истории». Среди ведущих авторов этого направления назывем Элджернона Блэквуда и Уильяма Ходжсона. Сейчас популярен «вампирский» вариант данного поджанра. Отметим здесь Лорела Гамильтона и Таню Хафф.
Широко известны произведения на стыке фэнтези и детектива. Глен Кук, цикл фэнтези-детективов о сыщике Гаррете, Рэндалл Гаррет, цикл фэнтези-детективов о сыщике лорде Дарси, Мартин Скотт — цикл фэнтези-детективов о сыщике Фраксе, Борис Акунин — «Детская книга», Клугер, Даниэль-цикл фэнтези-детективов «Дела магические», Роберт Хайнлайн — «Неприятная профессия Джонатана Хога».
Среди произведений на стыке детектива и хоррора — Эдгар Алан По — «Убийство на улице Морг»

2.2. Юмористическая фантастика.

Юмористическая фантастика — разновидность фантастической серой литературы, использующая юмористическую форму. Роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера» сыграл принципиальную роль в рождении смехового варианта. Г. Уэллс разрабатывал сатирическую линию в научной фантастике. Отмечу российских авторов : «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Чудеса в Гусляре» Кира Булычёва, «Тревожных симптомов нет» Ильи Варшавского, «Скромный гений» Вадима Шефнера, «Внимание: ахи!» Владлена Бахнова.

Значительную роль в развитии юмористической фантастики в России сыграл Андрей Белянин — «Меч Без Имени», «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха», Лютый «Рабин Гут», а так же роман А. Миронова «Древнерусская игра», А. Уланова «Раз герой, два герой» и С. Костина «Легион безголовый», Громыко «Ведьмины байки», В. Леженда «Разборки олимпийского уровня», А. Зубко «Волхв — самозванец»; романы Михаила Успенского: «Там, где нас нет» «Во время Оно» и «Кого за смертью посылать». Ироническое фэнтези: «Катали мы ваше Солнце» Е. Лукина, «Черная стена» Л. Кудрявцева. Примером использования в рамках иронического фэнтези сатиры, гротеска и социального критицизма является антиутопия «Кысь» Т. Н. Толстой.

2.3. Неопределенный стиль.

ФАНТАСТИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОГО СТИЛЯ – ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ, А ТАКЖЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НОВЫХ ЕЩЕ НЕ СЛОЖИВШИХСЯ СТИЛЯХ.
Именно это направление фантастики создает настоящие шедевры. Так был создан киберпанк, посткиберпанк, появилась игровая фантастика, фантастика абсурда.
3. Фэнтези.

3.1. Мифология(и эпос в основном готика)

Мифологическое фэнтези – это поджанр фэнтези вплетающий в сюжет традиционные мифы разных народов. В поджанре может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ.
Различают фэнтези

—германо-скандинавской мифологии: Пол Андерсон: «Сломанный меч», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Демон острова Скаттери2.  Елизавета Дворецкая:  «Корабль во фьорде».

—кельтской мифологии: Пол Андерсон: «Сломанный меч», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Демон острова Скаттери».
— готической мифологии( Средняя Европа): Дочь короля эльфов» лорда Дансени, «Лепреконы» Крейга Шоу Гарднера, «Сделка с хобом» Патриции Бриггз, «Малый народец» Тома Холта, «Сага об Арафель» Кэролайн Черри, «Кража роз Эльфийского Короля» Дианы Дуэйн, «Сказка Фейри» Рэймонда Фэйста.
— славянской мифологии: Кэролайн Черри «Славянские хроники», Питер Морвуд «Князь Иван», Орсон Скотт Кард «Чародейство».

— восточной мифологии (в том числе на японской мифологии, Уся и другие)
-африканской мифологии: «По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах » Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана
—индейской мифологии (Андре Нортон)
— австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон), фэнтези на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн)
— эскимосской мифологии (Ларри Нивен, Стивен Барнс, Проект Барсум).
Древневосточные и античные мифы лежат в основе циклов «Минотавр» и «Меллона» Томаса Бернета Суонна, «Троя» Дэвида Геммела, романов «Битва титанов» Алана Дина Фостера, «Поддельный меч» Эванджелины Уолтон, «Царь Гильгамеш» Роберта Силверберга.
3.2. Мистика.
Мистика — поджанр фэнтези, действие в котором происходит в антураже существования сакральной религиозной практики (боги, духи, другие нематериальные сущности, магия, некромантия, теургия ). Основные представители в литературе:
• Майкл Джон Муркок — Сага об Элрике из Мелнибонэ
• Ричард Скотт Бэккер — трилогия «Князь пустоты»
• Стивен Эриксон — серия «Малазанская книга павших».
• Терри Брукс — «Слово и Пустота».
• Стивен Кинг — «Тёмная Башня» и дилогия «Талисман».
• Клайв Баркер — циклы рассказов «Книги крови» и серия «Имаджика».
• Глен Кук — «Чёрный отряд», «Империя ужаса».
• Урсула ле Гуин — «Шкатулка, в которой была тьма».
• Танит Ли — «Кровавая опера».
• Энн Райс — «Вампирские Хроники».
• Анджей Сапковский — «Ведьмак» (на стыке тёмного и эпического фэнтези).
• Джо Аберкромби — Трилогия «Первый Закон»
• Барб и Джошуа Хенди — «Дампир»
3.3. Хоррор.
Хоррор — поджанр фэнтези. Главная особенность хоррора и его отличие от классического фэнтези — беспомощность человека перед сверхъестественными силами. Оккультная мистика, могущественные потусторонние чудовища, сверхъестественные силы или катастрофические явления не подвластны воле человека. Хоррор характеризуется атмосферой страха и фатализма, зачастую принимающего форму безвыходности.
Яркие представители: Г. Ф. Лавкрафт, Клайв Баркер, Дин Кунц, Стивен Кинг.
3.4. Сказка.
Сказка — поджанр фэнтези,ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Она либо подражает фольклорной, либо создаёт произведение на основе нефольклорных сюжетов.

Назовем выдающихся сказочников:
Христиан Андерсен – «Гадкий утёнок» «Снежная королева» «Стойкий оловянный солдатик» «Русалочка».
А;стрид А;нна Эми;лия Ли;ндгрен -Пеппи Длинный чулок Кале Блумквист Расмус-бродяга Бюллербю Кати Карлсон Улица Бузотеров Мадикен Эмиль из Леннеберги Мио, мой мио
Янка Мавр — Путешествие в ад
Бажов П.П — Малахитовая шкатулка» «Ключ-камень» Алмазная спичка Аметистовое дело
Веселухин ложок Васина гора Голубая змейка Горный мастер Две ящерки Демидовские кафтаны Дорогое имячко Дорогой земли виток Ермаковы лебеди Жабреев ходок Железковы покрышки Живинка в деле Живой огонек Змеиный след Золотой волос Золотоцветень горы Золотые дайки Иванко Крылатко Каменный цветок Ключ земли Коренная тайность Кошачьи уши Круговой фонарь Малахитовая шкатулка Марков камень Медная доля Медной горы Хозяйка Надпись на камне На том же месте Не та цапля Огневушка-Поскакушка Приказчиковы подошвы Про Великого Полоза Про «водолазов» Про главного вора Рудяной перевал Серебряное копытце Синюшкин колодец Сочневы камешки Старых гор подаренье Тараканье Мыло Таюткино зеркальце Травяная западенка Тяжелая витушка У старого рудника Хрупкая веточка Хрустальный лак Чугунная бабушка Шелковая горка Широкое плечо
Волохов, Михаил Игоревич — «La nature»
Габбе, Тамара Григорьевна – «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», «Авдотья-Рязаночка»
Воробьёв, Владимир Иванович — «Капризка»
Петр Ершов — Конёк-Горбунок
Шварц, Евгений Львович — Сказка о потерянном времени, Обыкновенное чудо
Ким, Анатолий Андреевич -Белка
Баруздин, Сергей Алексеевич — Сказка о трамвае.
Поттер, Беатрис — «Ухти-Тухти»
Юрьё Кокко — Песси и Иллюзия
Льюис Кэрролл – Алиса в стране чудес, Алиса в зазеркалье
Мадам д’Онуа — Принцесса-кошка» «Голубой хохолок» «Королевский баран» «Ясная Заря с золотыми волосами» «Зеленая змея» «Грейс и Дерек» «Голубая птица»
Милн, Алан Александр — Винни-Пух
Нагишкин, Дмитрий Дмитриевич — Мальчик Чокчо» «Амурские сказки» «Храбрый Азмун»
Келюс, Анн Клод Филипп де Леви — Восточные сказки
Пушкин Александр — Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о золотом петушке Сказка о царе Салтане...
Киплинг, Редьярд – Книга джунглей
Носов, Николай Николаевич – сказки о Незнайке
Братья Гримм — Белоснежка Бременские музыканты Волк и семеро козлят Гензель и Гретель Сладкая каша Дружба кошки и мышки Рапунцель Румпельштильцхен,он же Гном-Тихогром Соломинка, уголёк и боб О рыбаке и его жене Беляночка и Розочка Король Дроздобород Умная Эльза Госпожа Метелица Чёрт с тремя золотыми волосами Двенадцать братьев Звёздные талеры Хрустальный шар Дева Малейн Верные звери Железный Ганс Король с золотой горы Белая змея Разбойник и его сыновья Три змеиных листочка Вор и его учитель Храбрый портняжка Сказка о том, кто ходил страху учиться
Гофман, Эрнст Теодор Амадей — «Щелкунчик и мышиный король»
Туве Янссон — Муми-тролли .
Чуковский, Корней Иванович — Собачье царство Крокодил Тараканище Мойдодыр Чудо-дерево Муха-цокотуха Бармалей Путаница Федорино горе Телефон Краденое солнце Джек — покоритель великанов Храбрый Персей Доктор Айболит
Антуан де Сент-Экзюпери. — «Ма;ленький принц»
Шарль Перро – Золушка, Мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах, Красная шапочка, Спяшая красавица сказки матушки гусыни
3.5 Классическое фэнтези

Классическое фэнтези – это поджанр фэнтези, в основе которого лежит повествование о вымышленном мире, в котором чудо является реальным, а сам мир идеалистичен, религиозен, магичен. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается, а его физические законы отличаются от земных. В таком мире может быть реальным существование драконов, эльфов, гномов, троллеей, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Самый главный, основополагающий элемент классической фэнтезийной литературы — совмещение абсолютного вымысла и действительности. Причем, основная доля достается именно выдумке, тогда как реализм и достоверность отыгрывают вспомогательные роли второго плана.
Основные представители этого жанра:
Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, Роберт Асприн, Фриц Лейбер, Анджей Сапковский, Роберт Асприн, Фэнтези.
Выдклим произведения в данном жанре — «Дочь короля Эльфландии» Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Сказания о Мануэле» Джеймса Кейбелла, «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина, Кристофер Паолини со своей тетралогией об «Эрагоне». Сегодня произведения в жанре фентези приобрели огромную популярность, например сага «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина или сага «Забытые Королевства» Роберта Сальваторе. На данный момент в жанре фэнтези работают тысячи писателей-фантастов.