Вороньи хитрости. Апельсин

Вадим Светашов
                Вместо предисловия.

          В Кучурган нас привела судьба. О причинах распространяться не буду, об этом я уже писал дважды. Получилось так, что родители жены (кстати, коренные уральцы) несколько лет назад переехали на постоянное место жительства в Одесскую область. Здесь, в селе Кучурган, на границе с Молдавией они приобрели дом с хорошим приусадебным участком. Летом 1980 года, во время отпуска, мы с женой приехали к ним в гости. А, присмотревшись, решили перебираться сюда навсегда. Я побывал в Одесском областном управлении лесного хозяйства, но работы, соответствующей моей квалификации, мне предложить не могли. Тогда я обратил свой взор в сторону Молдавии, тем более, что меня туда приглашал бывший однокурсник, работавший в НПО «МОЛДЛЕС» в Бендерах.
          Встретился в Кишинёве с министром лесного хозяйства Молдавии и он предложил несколько мест на выбор. Проехались с женой по объектам и остановили свой выбор на Бендерах. Генеральный директор «Молдлеса» обещал постоянную работу в должности лесничего Бендерского лесхоза с начала следующего года, а до этого временную в должности главного инженера объединения. Квартиру же я мог получить только по постоянному месту работы. Посоветовавшись с родителями,  мы решили, что временно поживём у них. До Бендер было всего около пятидесяти километров, что по сибирским меркам почти рядом, и я могу ежедневно ездить на машине.
          Вернувшись в Тугулым, сразу подали заявления на увольнение (дочь мы даже не взяли с собой, оставив у родителей). Жена уволилась без проволочек, а меня надолго задержал РК КПСС, пока не подобрали кандидатуру на моё место директора лесхоза. Выехали только в первых числах сентября. Так моя семья оказалась в Кучургане. Там мы прожили более полугода, пока я не получил квартиру в Григориополе. Но и после переезда в последующие три года практически еженедельно по выходным приезжали в Кучурган.

                Вороньи хитрости.
                Апельсин.

          Село Кучурган (до 1944г. Страстбург) протянулось узкой полосой, практически в одну улицу, вдоль северо-восточного берега Кучурганского лимана. Лиманом водоём назван с чьей-то лёгкой руки. Фактически это водохранилище Молдавской ГРЭС.
          В 1964 году, зачастую пересыхающую речку Кучурган, в районе города Днестровска, перегородили плотиной. Постепенно образовалось водохранилище длиной семнадцать километров и шириной в нижней части около трёх. Левобережье принадлежит Одесской области, правый берег – Молдавии.
            Вдоль восточного берега лимана проходит дамба, защищающая село от весеннего наводнения. По верху дамбы проходит малопроезжая грунтовая дорога, по которой мы иногда гуляем с дочерью, каждый раз встречая что-нибудь новое, интересное. Дом родителей в полусотне метров от берега.
          Вот и сегодня мы отправились по дамбе в северном направлении. Несмотря на октябрь, погода стоит прекрасная. Вчера была гроза с коротким ливнем, а сегодня по-летнему яркое солнце, дорога подсохла, и лишь кое-где остались небольшие лужи. Около одной из таких луж мы заметили подозрительное шевеление. Сначала подумали, что это кошка или маленькая собачка пытаются выловить нечто из воды. Но движения были не плавные, как это бывает у зверей, а несколько дёрганые. Расстояние было слишком большое. Тогда мы спустились по откосу к подножию дамбы, и пошли вдоль уреза воды. Теперь над верхней кромкой дамбы возвышалась только моя голова.
          Я наклонился и так мы дошли до невысокого, но густого куста, росшего на склоне дамбы метрах в двадцати  от лужи. Со всей осторожностью выглянули из-за куста. В луже по колени в воде задумчиво стояла обыкновенная серая ворона!!
            Мне даже показалось, что она заметила нас, нервно дёрнув головой, но осталась на месте. Затем сделала короткий шаг к центру лужи, ещё один, ещё… но как только вода достигла скакательного сустава, ворона остановилась и глубже не пошла. Не заглубляясь, отправилась по воде вокруг лужи, пока не оказалась на противоположной её стороне. При движении, голова постоянно была нацелена на центр лужи. Что же её там так заинтересовало?
          Я поднялся повыше. Теперь ворона явно видела меня, но даже не делала попытки улететь или отойти подальше. Ах вот оно что! На середине лужи плавал оранжевый шар, величиной с кулак дочери.  Подумал было, что это плавает детский мячик. Но у этого слишком глубокая осадка, такая, что видна только верхняя часть сферы.
          Пролетавшая мимо другая ворона неожиданно круто спикировала на сухой берег лужи. Там она  сначала почистила перья, потом принялась важно расхаживать, при этом что-то тихо выговаривая подруге. Первая ворона сердито каркнула, взлетела прямо с воды и скрылась в соседнем саду. Я уже хотел было пойти посмотреть, что же такое интересное для вороны находилось в луже? Но дочь удержала меня за рукав, молча показывая на оставшуюся ворону. Та действительно повела себя странно: вдруг начала приседать, размахивая крыльями, потом успокоилась, втянула голову, нахохлилась и как бы задремала.
          -- Осталась сторожить, -- прошептала дочь, -- значит, скоро другая прилетит.
          Я удивлённо посмотрел на неё: у меня даже подобной мысли не возникло! Ждать пришлось не боле пяти минут. Ворона показалась из сада тяжело гружёной. В клюве она несла тонкую сухую ветку примерно метровой длины. С ней она по колено зашла в воду и попыталась дотянуться веткой до оранжевого предмета. Долгое время у неё ничего не получалось. Однако ворона оказалась упорной, раз за разом повторяя это движение. Наконец ей удалось положить конец ветки на предмет. Она слегка нажала на ветку и медленными короткими шагами двинулась к берегу лужи. Оранжевый предмет двинулся за ней, но ветка вскоре соскользнула и он остановился. Ворона вновь повторила свои действия. На этот раз получилось быстрее, а в третий раз получилось с первой попытки.
          Вторая ворона уже не дремала, а вытянув шею, наблюдала за происходящим. А когда предмет подплыл ближе к берегу, смело вошла в воду, и замочив «штанишки», дотянулась до него клювом. Первая ворона бросила ветку и поспешила ей на помощь. Совместными усилиями им быстро удалось выкатить шар на сухой берег. Теперь-то я понял, что это был толи мелкий апельсин, то ли крупный мандарин.
          Дочь весело захлопала в ладоши. Вороны синхронно обернулись, но не улетели, а быстро-быстро принялись долбить крепкими клювами кожуру.  Вскоре добрались до внутреннего содержимого и заглатывали большими кусками податливую сочную мякоть. Когда от фрукта осталось совсем немного, более хитрая (а может более жадная) схватила этот остаток и полетела прочь. Вторая с резкими криками бросилась в погоню…
          -- Какие вороны хитрые и умные птицы, -- рассуждала дочь, когда мы пошли дальше. – Ведь ни один зверёк или другая птица не способны додуматься до такого, чтобы взять палку…
          -- Ты забываешь обезьян, – перебил я её, -- они-то довольно часто используют различные предметы при необходимости.
          -- Так то обезьяны, они у нас не живут, и они так похожи на человеков.