Я правил миром, господа!

Татьяна Викентьева
(моно-пьеса в одном действии).
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: худой сгорбленный старик, неопрятно одетый, 90 лет.
ДЕЙСТВИЕ.
Комната. Старик лежит на постели. Потом он просыпается и встает с постели.
Затем медленно прохаживается по комнате и подходит к окну.

                СТАРИК(уныло):Ну, вот и утро наступило.
                Очередное утро…Да…
                Жизнь мне наскучила. А было
                Златое время…Я тогда
                (воодушевленно)Роскошно и счастливо жил!
                И веселился, и кутил!
                И был любим, и сам любил!
                (грустно)Я молодым тогда ведь был.
                И знаменитым, и красивым!
                Картины прошлого так живо
                Передо мною пролетают!
                А сердце мается, страдает…
                (мечтательно) О, если б все вернуть назад!
                Но это невозможно, нет!
                Не повернуть мне время вспять.
                И молодым уже не стать.
                Я стар и немощен, и сед.
                Ведь прожил девяноста лет!
                А в этом возрасте любой
                Не ощущает вкуса жизни.
                Зачем устроил так Всевышний?
                Зачем я, старый и больной,
                Влачу свои земные дни?
                Ах, как мне тягостны они!
                (жалобно,почти плача) Никто меня не утешает!
                Никто руки не подает!
                Я одинок. И прозябает
                Душа моя. И тяжек гнет
                Людского равнодушья. Свет
                Не помнит уж моих побед!
                Не помнит моего величья!
                (горько) Теперь я в старческом обличье.
                И никому не интересен.
(Старик прохаживает по комнате и вспоминает, делая жесты руками)
                А был мой путь земной чудесен!
                И уникален! Я родился
                В семье обычной и простой.
                Мать-повар, а отец-портной.
                Я в жизни сам всего добился!
                Я к восхожденью сам пришел!
                И помню это хорошо.
    (останавливается и задумывается)  Я помню, как я начинал
                Свой путь тернистый, но успешный.
                Никто гроша мне не подал!
                Никто не оказал поддержку!
                За внешность лишь я благодарен
                Своим родным. Я был прекрасен!
                И недалек от идеала!
                А это женщин привлекало.
                Они, как мотыльки на свет,
                Ко мне стремились. Я ж в ответ
                Использовал их всех умело.
                Овладевал не только телом,
                Но и деньгами знатных дам.
                Вознаграждал себя я сам
                За юность и за красоту.
                А кто найдет мне в мире ту,
                Которая сама б хотела
                Меня за это наградить?
                Я шел по жизни очень смело.
                И не хотел того просить,
                Что мне положено.Сам брал.
                Я никогда не упускал
                Свой шанс единственный из сотен.
                Я был умен, одет по моде.
                И потому благоволить
                Ко мне сама Фортуна стала,
                И постепенно возносить
                На все ступени пьедестала
                Величья, славы и почета.
                Меня избрав, а не кого-то!
                Карьеру сделать я хотел.
                И в этом очень преуспел.
                Сначала я артистом стал
                И перед публикой блистал.
                Играл великолепно роли,
                Преображаясь каждый раз
                И проживая жизнь героя
                Так, как свою. Настал тот час,
                Когда проснувшись знаменитым,
                Я радость славы испытал.
                Жизнь прежняя была забыта.
                Мир, наконец, меня признал!
                И я на лаврах почивал!
                В деньгах я больше не нуждался
                И женщин сам я выбирал.
                Я в удовольствиях купался!
                И в роскоши я утопал!
                Я  сотни стран исколесил.
                Меня повсюду приглашали.
                Наград я сотни получил.
                Везде талант мой почитали!
                Но стало мне однажды мало
                Всего того, что я имел.
                Политика так увлекала,
                Что властвовать я захотел!
                Ко мне и в этом благосклонной
                Была судьба. И в мере полной
                Дала мне все, чего  желал.
                Политиком я важным стал.
                И на дела в стране влиял.
                Казалось бы, чего еще
                Желать мне и к чему стремиться?
                Жизнь состоялась. Хорошо
                Мне удалось ей насладиться.
                Но новая моя мечта
                Покоя стала не давать.
                Мечтал я миром управлять!
                Мои амбиции всегда
                Меня к успеху приводили.
                Но оказалась непроста
                Задача. Годы проходили,
                А я не мог ее решить!
                В своей стране лишь получить
                Власть безраздельную я смог.
                И то-на небольшой лишь срок,
                Определенный мне сенатом.
                А мне другое было надо.
                Я думал о верховной власти!
                И в целом мире, а не в части!
                Тогда замыслил я создать
                Правительство то мировое,
                Которое могло б влиять
                На страны все. И ключевою
                Фигурою в нем стал бы я.
                И получилось у меня
                Задумку эту воплотить.
                Тогда я миром стал рулить!
                Тот, кто не ведал полной власти,
                Тот не поймет, что это-счастье!
                А я все это понимал.
                И сам себе рукоплескал!
                Я гордым был и недоступным,
                Хотя и выступал прилюдно.
                Я миловал, и я казнил!
                Я страны меж собой мирил,
                А также войны обьявлял!
                Я разрушал и созидал,
                Наказывал и награждал!
                Я властью полной упивался!
                И каждым мигом наслаждался!
                Но власть не вечна. Ведь от жизни
                Она зависит. Так Всевышний
                Определил. Стареть я стал.
                И сам от власти уж устал.
                Тогда свою корону снял.
                И на другого возложил.
                А сам от мира удалился.
                Отшельником с тех пор я жил,
                Пока…в девицу не влюбился.
                Ей было восемнадцать лет.
                Она была стройна, красива.
                А я уже был дряхлый дед.
                Беспомощный. Ну, что за диво:
                Старик и юная красотка?
                Что сблизить нас могло навек?
                Мое богатство, да и только.
                Я знал, богатый человек
                Купить все может, даже юность.
                И я купил. Но это-глупость
                Была со стороны моей.
                Девице я противен был.
                Три года прожили мы с ней.
                Но счастья я не ощутил.
                И потому решил расстаться.
                Я ей оставил все богатство.
                А сам отшельником вновь стал.
                С тех пор я много размышлял
                О жизни бренной, о пути,
                Который мне пришлось пройти
                Здесь, на Земле. Зачем все это
                Мне было нужно? Что мне дало?
                Но я не мог найти ответов.
                Душа от грусти изнывала.
                И я не ведал уж покоя!
                Мне больно было сознавать,
                Что я растратил на пустое
                Всю жизнь. Что деньги, слава,власть
                Мне вовсе ничего не дали.
                Лишь молодость мою украли,
                Которой мог распорядиться
                Совсем иначе я. Жениться
                Я мог бы по любви. Иметь
                Детей и ими бы гордиться.
                Мне оставалось сожалеть
                О жизни, прожитой впустую.
                (тяжело вздыхая) Я сожалею!.. И тоскую…
                Я каждый день переживаю
                Все заново. И вспоминаю
                Всю жизнь свою, до мелочей.
                Что изменить я мог бы в ней?
                И что хотел бы изменить?
                Что толку? Жизнь мне не прожить
                Сначала. Не вернуть мне дней,
                Давно ушедших от меня!
                Ах, если б я имел детей!
                То с ними счастлив был бы я!
                Они б заботой окружили
                Меня и истинно б любили.
                А так один я прозябаю…
                В тоске и в муках умираю…
               (воздевает руки к небу)  Я слышу голоса отцов.
                Они зовут меня к себе.
                Я вижу лица мертвецов.
                И точка уж в моей судьбе
                Поставлена.Я ухожу,
                Мир покидая навсегда.
                Послушайте меня, прошу!
                Я правил миром, господа!
                Но знайте, это-ерунда!
                Я в удовольствиях купался.
                И в роскоши я утопал.
                А в старости один остался.
                В тоске и в муках прозябал.
                Я знал и славу, и почет!
                Но ничего-то не дает.
                Власть, слава, деньги-тлен все это!
                В них никакого толку нету!
                Бессмертие и вечность-вот,
                К чему должны мы все стремиться.
                А остальное все пройдет
                Бесследно. И не возвратиться.
                Друзья! Я призываю вас,
                Чтоб за богатством вы не гнались.
                А жили просто. Любовались
                Природой каждый день и час.
                Влюблялись, семьи создавали,
                Детей растили. Не желали
                Почета, славы, денег, власти!
                Жить просто-истинное счастье!
                Иметь семью, иметь детей-
                То лучше всех других идей!
                Я ухожу. Вы остаетесь.
                И думаю, что наберетесь
                Вы опыта жить без греха.
                Хоть жизнь земная нелегка,
                Но к лучшему стремиться надо.
                А лучшее-оно ведь рядом!
                Оно - в цветке. Оно - в улыбке.
                Оно - в лучах земного дня.
                Не совершайте те ошибки,
                Что совершил когда-то я!
                Тогда вы счастье обретете.
                И не напрасно проживете
                Земную жизнь свою. Прощайте!
                И обо мне не забывайте!
                Пусть жизнь моя для вас всех станет
                Примером, как не надо жить.
                И ценностями вас заставит
                Духовными лишь дорожить.
                (пафосно) Я правил миром, господа!
                Но знайте, это - ерунда!
                И помните всегда о том,
                Что на Земле мы все живем
                Не ради славы и богатства!
                Не ради власти и почета!
                Не совершайте святотатства!
                Живите мирно год за годом
                Отмеренный вам жизни срок.
                И да пребудет с вами бог!
               
                (ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ. КОНЕЦ.)