Жизнь в клетке

Татьяна Викентьева
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: Дмитрий Евстратов, мужчина, осужденный к пожизненному лишению свободы, бледный, худой, изможденный, одетый в арестантскую одежду, 41 год.
               
                ДЕЙСТВИЕ.
Камера. Видно небольшое окно с решеткой. Посередине камеры стоит железная кровать.
Рядом стол со стулом. Вся обстановка выглядит убого и грубо и навевает мрачные мысли.
На кровати спит заключенный Дмитрий Евстратов. Вдруг он начинает кричать и ворочаться с боку на бок, не просыпаясь.
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: А-а-а-а! Нет! Не надо! Не трогайте меня! Не тащите! Не смейте! Я не хочу в тюрьму! Не хочу! А-а-а-а! Изверги! Отпустите меня! Мне больно! Больно! А-а-а-а!
( мужчина просыпается в страхе, оглядывается по сторонам)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: О, господи! Какой страшный сон я видел! Меня вновь хватали,
тащили в тюрьму! И я ничего не мог с этим сделать! Это ужасно! Ужасно! Сон  ужасен!
Жизнь ужасна! Все ужасно!..Господи! Как я хочу умереть!
(мужчина закрывает лицо руками и плачет навзрыд)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Я больше не могу! Не могу! Не могу! Зачем все это? Зачем этот новый день начинается для меня? Чтобы я снова мучился и страдал?..Ах, я не могу больше мучиться и страдать! Не могу! (снова плачет) Считается, что мужчина должен быть сильным и никогда не должен плакать. А я не сильный…совсем не сильный…
(мужчина некоторое время молчит, потом вытирает слезы и встает с кровати)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Сегодня - памятный день. Ровно девять лет прошло с того самого злополучного дня, когда я совершил свой безумный поступок, после которого оказался в тюрьме. (раздумывая) Девять лет!!! Это много или мало? Для кого-то девять лет проходят как один миг. Для меня же эти девять лет в тюрьме - это целая вечность. Причем, вечность в аду. Никто никогда не поймет, какие мучения и страдания испытывал я эти девять лет!
Может, только мои родители способны понять это. Но тоже не до конца. Чтобы понять это, нужно прожить эти девять лет так, как прожил их я. И то слово «прожить» здесь не подходит. Я не жил, а существовал все эти девять лет! Прозябал. Медленно умирал, испытывая адовы муки! (нервно ходит по камере, затем останавливается и восклицает) Ах, как я ненавижу эти стены! Это окно с решеткой! Этот стол! Этот стул! Эту кровать! Как я ненавижу эту камеру! Как я ненавижу себя! Как я ненавижу людей! Это они засадили меня сюда!
Люди! Они думают, что они - хорошие, а я - плохой! Я, - Дмитрий Евстратов, - плохой человек!
Поэтому я должен сидеть в тюрьме и мучиться. А они должны жить на воле и наслаждаться жизнью. (резко) А я так не считаю! Я не считаю, что я - плохой! Да, я совершил безумный поступок. Да, он повлек за собой жертвы. Но я же раскаялся! Я полностью раскаялся в нем.Так почему я должен мучиться за этот поступок всю свою жизнь?..Потому, что так хотят люди?!..Это они, люди, придумали законы! И это они, люди, создал и систему, которая выполняет эти законы! И я, я сам был частью этой системы. Я ведь много лет работал в ней.
Сначала инспектором управления вневедомственной охраны при Главном Управлении внутренних дел. Потом - оперуполномоченным отдела внутренних дел «Тверской» города Москвы. Я даже дослужился до начальника отдела внутренних дел «Тверской» города Москвы! Эта должность и погубила меня. Лучше бы меня не назначали начальником!
Может быть, и не случилось бы тогда той ужасной трагедии! Ведь эта должность начальника отдела  МВД «Тверской» города Москвы так меня возвысила, так вознесла, что я потерял самообладание  и возгордился! И вскоре был наказан за это - упал в самую грязь! (мужчина сильно сжимает свои руки и морщит лоб, видно, что он очень нервничает)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Ох, если бы можно было все вернуть назад!!! Я бы тогда по-другому жил. Мне не нужно было бы никаких должностей, никаких наград, никакой славы. Я просто тихо и мирно жил бы на воле. Пусть бы я работал сторожем или грузчиком. Но я был бы свободен! Свобода-какое радостное слово! Какое прекрасное состояние! А я…я почти забыл его. Мне даже не верится, что я когда-то был свободен. И мог ходить ,куда захочу и когда захочу. И мог ничего не бояться! И меня не содержали в клетке, как зверя.
Мне не верится в то, что когда-то у меня была другая жизнь. Мне кажется, что я все время живу в клетке. И эта ужасная жизнь в клетке сводит меня с ума!(хватается за голову и кричит) А-а-а-а! А-а-а-а! Я схожу с ума! Схожу с ума!
(мужчина срывается с места и начинает бегать по камере, держась обеими руками за голову и крича)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: А-а-а-а! Я схожу с ума! Люди! Вы слышите, я схожу с ума!
Вы, вы должны выпустить меня отсюда! Ведь я - сумасшедший! А сумасшедших держат в психиатрических больницах, а не в тюрьме. Их лечат, а потом отпускают. Я - сумасшедший!
Прошу вас, люди, выпустите меня отсюда! Умоляю вас, выпустите меня! Я больше не могу! Не могу! Не могу!
(мужчина падает на пол и катается по полу в истерике)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ:А-а-а-а! Как мне больно! Как больно! Это - адовы муки! Меня, как будто, разрывает всего на кусочки! Голова раскалывается! Сердце страшно болит! О, люди!
Умоляю вас, сжальтесь надо мной! Ведь каждый миг я страдаю! Каждый миг! Прошу вас,
люди, умоляю вас, положите конец моим страданиям! Выпустите меня отсюда! Или…или убейте меня! Я согласен на это. Лучше смерть, чем пожизненное заключение в тюрьме!
Смерть-это небытие. Смерть-это забвение. А я хочу небытия и забвения! Я жажду этого!
Я не хочу больше жить! Ведь жизнь для меня - это адская боль, ужасные страдания, адовы муки! Я не хочу больше жить в этом мире! И не могу! Убейте меня, люди! Прошу вас,
убейте меня!
(Мужчина вскакивает, подбегает к двери в камеру и со всей силы барабанит в дверь)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Ну, что же вы молчите, люди? Почему вы глухи к моим мольбам?
(ожесточенно) Вы не слышите меня, люди! Вы не хотите слышать меня! Вам не интересна моя судьба! Вы равнодушно взираете на все мои муки! Вы с циничной усмешкой смотрите на меня и презираете меня! Мое ужасное положение вас нисколько не трогает! Вы - успешные, радостные, счастливые люди! Вы презираете меня! Считаете ничтожеством!
(уныло)  Да, наверно,  я,  и, правда, - ничтожество. Сейчас я - ничтожество. А когда-то я был уважаемым человеком! Передо мной трепетали, ко мне прислушивались, со мной считались, мне старались угодить, моей дружбой дорожили! Все это теперь в прошлом.
В прошлом, которое я забыл. Я, вообще, все забыл. Даже хорошее. (отходит от двери и медленно идет по камере) А ведь говорят, если человек вспоминает прошлую жизнь,
связанную с радостными событиями, ему становится лучше. Надо проверить. (останавливается и думает) Надо вспомнить что-то хорошее из моей прежней жизни. Например, мое детство. (замолкает и силится вспомнить)  Да, детство… Оно у меня было счастливым.
Я ведь единственный сын у родителей. Они меня очень любили и все время баловали.
Ах,  как прекрасно я жил в детстве! (закрывает глаза и вспоминает) Помню мамино лицо, ее руки. Каждое утро она ласково будила меня и целовала, целовала.… Потом поила меня вкусным чаем с конфетами, и мы отправлялись гулять. Летом мы шли в парк и катались там на качелях, играли в прятки, ели мороженное. А зимой мы катались на лыжах или коньках, лепили снежную бабу и расписывали ее. Какое чудесное было время - мое детство! И потом в юности я тоже был счастлив. Учился в школе, затем - в училище. Везде ко мне хорошо относились, продвигали меня, ставили в пример. Мой отец, конечно, в этом большую роль играл. Он активно занимался моей карьерой. Благодаря ему я и институт МВД закончил, и достиг такой высокой должности в системе МВД! А теперь…теперь  мои родители страдают. Я в тюрьме мучаюсь, а они - на воле! Я ведь знаю, как им тяжело. Их единственный сын приговорен к пожизненному сроку лишения свободы! Что могут они чувствовать? Как могут жить? Мне передавали адвокаты, что у моей матери было уже несколько инсультов; а отец пить стал, сильно пить. О, господи! Я даже не знаю, как им помочь, как их спасти! (закрывает лицо руками и плачет) Это-какой-то ужасный замкнутый круг! И как его разорвать, я не знаю! Мне говорили адвокаты, что нужно набраться терпения и ждать, когда пройдут двадцать пять лет. Через двадцать пять лет я смогу претендовать на условно-досрочное освобождение. Но это легко сказать: «набраться терпения и ждать». А на самом деле двадцать пять лет в тюрьме вряд ли кто выдержит!
Один день нахождения здесь - это вечность. А двадцать пять лет-это вечность вечностей!
Я вот уже девять лет провел в тюрьме. И все эти девять лет я невыносимо мучился. Так мучился, что стал желать смерти! А адвокаты советуют мне терпеливо ждать, когда еще шестнадцать лет пройдут! Но я этого не выдержу! Не смогу дождаться! Да и нужно ли мне ждать? Ведь через шестнадцать лет суд может и не отпустить меня домой. Может отказать мне в условно-досрочном освобождении. Посчитать, что я еще опасен для окружающих.
Или недостаточно исправился. Ведь нет никаких гарантий, что суд освободит меня через шестнадцать лет. Но даже, если бы у меня были такие гарантии, я не могу больше ждать!
(кричит) Не могу здесь находиться!
(мужчина снова подбегает к двери, стучит в нее и кричит)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Выпустите меня отсюда! Слышите? Выпустите! Я прошу вас!
Я умоляю вас! Я требую, наконец, выпустите меня отсюда! (оседает внизу около двери и снова плачет) О-о-о-о! Как мне плохо! Как мне плохо!
(мужчина замолкает и некоторое время молчит ,сидя около двери на полу и держась руками за голову)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: О, господи! Неужели, все эти мучения были запланированы в моей судьбе? Говорят, что когда человек рождается, звезды располагаются таким образом,
что влияют в дальнейшем на его жизнь. И человек не может впоследствии изменить свою жизнь, как бы он этого не хотел! Это его судьба. Его карма. Наверно,  когда я родился,  звезды расположились таким образом, что моя жизнь была разделена на две части: до совершения мною того безумного поступка и после его совершения. Да, наверно, это - моя судьба, моя карма. А может это неправда? Просто - выдумки людей?  Для того, чтобы объяснить необъяснимое. Жизнь человека - это же загадка. А его поступки - еще большая загадка. Впрочем, мой безумный поступок, который привел меня в тюрьму, - вовсе не загадка. Он вполне объясним.
Если вспомнить детально, как все происходило тогда, станет понятно, что виною всему являлся выпитый мною алкоголь. Ведь в трезвом виде я не смог бы совершить такого безумного поступка. А суд этого не учел. Меня обвинили в умышленном убийстве двух человек и покушении на убийство двадцати двух человек. Но это же несправедливо!
Я никого не хотел убивать! Я даже не знал этих людей! Не испытывал к ним неприязни!
В чем здесь умысел? Это же не умысел, а случайность. Эти люди просто попали под «горячую руку»,когда мне было плохо; и я выместил на них все, что у меня накипело на душе.
Ведь тогда, в тот злополучный день, я поссорился со своей женой и тестем. Накануне я отмечал свой день рождения в ресторане. Было много гостей: начальство, мои коллеги,
сослуживцы, друзья. А жена с тестем опоздали. Мы начали праздновать без них. Мне это было неприятно. Очень неприятно. Коллеги спрашивали: где моя жена? Почему она не поздравляет меня? Почему не принимает гостей? Я им пытался объяснить, что она задер-
живается, что у нее неотложные дела. Но видел осуждающие меня взгляды. Мне никто не верил. Все думали, что жена от меня сбежала, бросила меня. Все мои сослуживцы знали, что моя жена-манекенщица и фотомодель. И поэтому они предполагали, что она нашла кого-то получше меня и ушла от меня к нему. Даже мой начальник подошел ко мне и высказал это предположение. Я, естественно, его отверг. Но я видел, что мой начальник не верит мне. Как не верили и все остальные. Мой день рождения был испорчен. Я все время звонил своей жене Лене по телефону, но не мог дозвониться. Телефон у нее был отключен. Тогда я стал звонить тестю. Тесть сказал, что Леночка находится на важных съемках, снимается видеоклип с ее участием, и как только съемки закончатся, они сразу же приедут в ресторан. И они приехали. Только очень поздно, когда торжество было уже в самом разгаре, и на них никто не обратил внимание. К этому времени все гости приняли изрядные дозы алкоголя и испытывали эйфорию, каждый по своему. Кто-то зажигательно танцевал. Кто-то горланил песни.
Кто-то обнимал незнакомых женщин. А кто-то уже спал, положив голову на стол. Вообщем, никому уже не было дела до моей жены и тестя. Кроме меня. Я усадил их за стол. Предложил выпить за мое здоровье. Мы выпили. А потом я стал выговаривать моей жене за то, что она вовремя не пришла на празднование моего дня рождения и поставила меня в дурацкое положение перед начальством и коллегами.Леночка сначала оправдывалась. Но  я не принимал ее оправдания и продолжал выговаривать ей, распаляясь все сильнее. Тут вмешался тесть, который стал защищать Леночку передо мной. И мы все строем стали ругаться. Так празднование моего дня рождения переросло в крупную ссору между мной, моей женой и тестем. На следующее утро ссора и ругня продолжались. И дошли даже до того, что Леночка закричала мне, что не хочет больше жить со мной и будет подавать на развод. Услышав это, я очень расстроился. И на работу пошел в тяжелом состоянии. Мне было так плохо, что ничего не хотелось. Не хотелось работать. Не хотелось жить. Помню, я подошел к какому-то магазину, купил бутылку водки, открыл ее и выпил залпом. Потом сел на скамейку, посидел немного…А потом…потом я плохо помню. что было…Кажется, я стал голосовать на дороге…Остановилась машина…Я сел…Сел на переднее сиденье, около водителя. Сказал какой-то адрес. Сейчас не помню, какой…Мы поехали…Потом я, как будто, провалился в черную пустоту и ничего не ощущал…Очнулся я оттого, что шофер расталкивал меня и кричал, что мы приехали, и я должен расплатиться с ним. Я посмотрел на его лицо и…и ужаснулся! Мне показалось, что это было лицо моего тестя. Оно то увеличивалось в объеме, то уменьшалось. Губы кривились в злой усмешке, а изо рта вылетали похабные слова. Лицо моего тестя ругалось на меня, требовало денег. Я схватил пистолет и выстрелил в это ненавистное мне лицо. А потом я вылез из машины и пошел, сам не зная куда. Сначала я проходил по каким-то оживленным улицам, потом стал сворачивать во дворы. Я шел и шел, бессмыслено смотря на все происходящее вокруг. Вдруг я услышал крики рядом. Оглянулся.
Увидел пару: молодая девушка и парень кричали мне, что я задел их, отдавив ногу девушке и на парня чуть не упал. Я посмотрел на их лица. И мне показалось…Мне показалось, что это моя жена Лена со своим новым хахалем. Меня охватило чувство ненависти к ним обоим. Я достал пистолет и выстрелил в них. А затем пошел дальше, даже не оборачиваясь на этих людей. Мне было все равно, что с ними будет: умрут они или останутся в живых.
Я снова долго шел, пока не уперся в огромный магазин. Около его входа стояло много людей, в том числе - в полицейской форме. Я посмотрел на их лица. Мне показалось, что это - мои коллеги, сослуживцы. Они смеялись. Мне показалось, что они смеются надо мной и показывают на меня пальцем. Я достал пистолет и стал стрелять в них. Люди стали разбегаться, а я вошел в магазин. Увидел сидящую за кассой женщину. Она тоже показалась мне похожей на мою жену Лену. И к тому же мне показалось, что она тоже смеется надо мною.
Я достал пистолет и выстрелил в нее. Потом стал стрелять во всех посетителей магазина.
Мне вдруг стали ненавистны все эти люди. Мне показалось, что они смеются надо мною и осуждают меня. А дальше…что было дальше я плохо помню.…Какие-то отрывки,…Кажется, я схватил двух женщин в качестве заложников и запер их в подсобке.…Потом увидел много полицейских…Они бегали по магазину и искали меня…Я стал в них стрелять…
Они стреляли в меня.…Затем я ощутил, как кто-то напал на меня сзади и повалил на пол…
Через несколько секунд я был обезоружен и арестован. Вот как все произошло тогда, де-
вить лет назад, в тот злополучный день. А потом началось следствие, в ходе которого я узнал, что убил двух человек и ранил семерых. Следователь спрашивал меня: «Почему я сам не застрелился?». А что я мог ответить ему? Ничего. Следователь говорил мне: «Вы же сами  полицейский. Вы знали, что будете мучиться в тюрьме за то, что совершили. Поэтому вам лучше было бы застрелиться самому.» Может быть, и так. Но я тогда об этом не думал.
Я тогда, вообще, ни о чем не думал. Мне было плохо. И я просто выместил свое горе на других. Я согласен с тем, что совершил безумный поступок. Но я не согласен, что должен быть наказан за него всю свою жизнь. Я не желал смерти убитым мною людям. Это была случайность. Просто случайность. Нужно было это понять. Но никто не захотел это понять.
Ни следователи, ни прокуроры, ни судьи. Они отнеслись ко мне жестоко и несправедливо.
Доказательства этому налицо. Ведь рядом со мною, в тюрьме, сидят люди-монстры, которые имеют на своем счету множество жертв. Это-люди-людоеды, люди-педофилы, люди-грабители и душегубы. Они убивали своих жертв сознательно и умышленно, чтобы съесть их или изнасиловать, или ограбить, а потом -скрыть следы своих преступлений. Они задумывали свои преступления, детально прорабатывали планы этих преступлений, и все свои действия совершали, действительно, умышленно. А я…я просто случайно убил двух человек и ранил семерых. Но я и эти люди получили одинаковое наказание-пожизненное лишение свободы. Разве это справедливо? Вот, например, мой сосед по камере, Алексей Птицын. Он умышленно убил шестьдесят человек. Всех своих жертв он приводил в городской парк и убивал молотком по голове из-за личной неприязни. Или Сергей Сумароков. Он убил пятьдесят три человека ради того, чтобы получить мясо этих людей. Мясо своих жертв он ел сам и продавал на рынке. Или возьмем, например, сидящего здесь педофила Николая Зубцова. Он изнасиловал и убил одиннадцать детей. Все, сидящие в этой тюрьме люди, - настоящие монстры. Они заслуженно получили наказание в виде пожизненного лишения свободы. А я…я совершил свой безумный поступок случайно. Да, я понимаю, что в результате этого погибли два человека и семеро были ранены. Да, я осознаю всю меру ответственности. Но разве можно сравнивать меня с людьми-монстрами, сидящими здесь, которые умышленно совершили циничные и жестокие  преступления? Разве можно давать одинаковые наказания мне и им? Я-не монстр! Я не планировал никого убивать. Я не имел никакой корысти. Не имел личной неприязни к убитым и раненым мною людям. Просто так сложились обстоятельства. Из-за личных семейных проблем, сильного душевного расстройства и большого количества выпитого алкоголя, я вошел в состояние аффекта, после чего убил двух человек и ранил семерых. Почему я должен мучиться за это в тюрьме всю свою жизнь? Ведь я давно уже раскаялся в содеянном.Более того, на воле я принес бы гораздо больше пользы, чем сидя здесь. Я работал бы и возмещал бы моральный ущерб родственникам убитых мною людей. Я также поддерживал бы материально тех людей,
которых я ранил. Ведь я знаю, что некоторые из них стали инвалидами, и им требовалось сделать серьезные операции, которые очень дорого стоят. Я знаю, что у убитых мною людей (таксиста и кассирши из магазина) остались дети, которые тоже нуждаются в финансовой помощи. Я помогал бы всем моим жертвам и их родственникам! А вместо этого меня держат здесь, в клетке, как дикого зверя. Кому это нужно?  Кому? Государству? Потерпевшим? Федеральной службе исполнения наказаний? Обществу? Кому нужно, чтобы я пожизненно находился в этой клетке, пока не сдохну? Неужели, это нужно тем радостным и счастливым людям, которые презирают меня? Неужели, они все станут еще счастливей и радостней, когда я сдохну в тюрьме? (разъяряется и кричит) Мерзавцы! Негодяи! Твари! Ненавижу их всех! Ненавижу!
(мужчина бегает по камере в исступлении, затем в ярости начинает бить руками и ногами по столам и стульям)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Ненавижу! Ненавижу! Всех ненавижу! (потом в изнеможении опускается на стул и снова плачет) О, как мне тяжело! Я страдаю каждую минуту, каждую секунду! Лишь во сне это прекращается, и я нахожу забвение. И то не всегда. Иногда мне снятся такие кошмарные сны, как сегодня. В них я вновь переживаю события того злополучного дня, и последующие трагические события: мой арест, следствие, суд и помещение
меня в эту тюрьму для отбывания пожизненного срока лишения свободы. Ах, как все это ужасно! Как ужасно! (задумывается) А время здесь, в тюрьме, течет медленно-медленно.
Одна минута в тюрьме - это час на воле! Один час в тюрьме - это день на воле! Я давно уже потерял счет времени. О времени мне напоминают только охранники, которые приносят мне еду. Когда они приносят мне завтрак, - значит восемь часов утра. Когда приносят обед - два часа дня. Когда приносят ужин - шесть часов вечера. И так - каждый день. Я вынужден есть принесенную ими еду, хотя и не хочу. Я ведь пробовал голодать. Но из этого ничего не вышло. В первый год помещения меня в эту тюрьму я объявил голодовку. В знак протеста против несправедливого приговора, вынесенного мне судом. Пятьдесят три дня я голодал и хотел умереть от голода. Но умереть мне не дали. На пятьдесят четвертый день моей голодовки ко мне в камеру ворвались охранники с врачом, скрутили меня и стали кормить принудительно. А врач еще стал делать мне витаминные уколы. Из этого я сделал вывод, что умереть от голода в тюрьме мне не дадут. Надо придумывать какой-то другой способ самоубийства. А какой другой способ я придумаю, когда никаких режущих и колющих предметов здесь иметь не разрешается? Как и чем мне себя убить? Веревок тоже нет. Так что повеситься невозможно. Правда, я знаю, что некоторые обитатели этой тюрьмы убивают себя одними своими руками. Но это очень трудно. Я пробовал, у меня не получается.
А вот у молодого двадцатидвухлетнего парня, которого две недели назад привезли сюда с приговором о пожизненном лишении свободы, получилось убить себя своими руками. Он так изловчился, что сломал себе шейный позвонок. Смерть наступила очень быстро. Какой он счастливец! Избавился навсегда от этой ужасной жизни в клетке. А я влачу эту жизнь, не в силах сам себя убить. Я тоже пробовал сломать себе шейный позвонок, но у меня не получается. У меня, вообще, ничего не получается. Ни жить нормально, ни умереть…(снова плачет, потом некоторое время молчит, а затем восклицает) Ах, для чего государство затрачивает столько средств, чтобы содержать годами людей в клетке? Зачем оно думает о том, что я должен получать еду, чтобы не умереть от голода? Если оно считает, что я виновен и мне нет прощения, то оно должно просто убить меня. Это намного гуманнее и милосерднее, чем содержание меня всю жизнь в этой клетке. Смертная казнь в сто раз лучше пожизненного лишения свободы! Так считает каждый заключенный, осужденный к пожизненному лишению свободы. Но государство почему-то считает по-другому. Оно ввело мораторий на смертную казнь, что совершенно неправильно. Раньше наше государство убивало людей, которым не было прощения. Так известный маньяк Чикатило был приговорен судом к смертной казни и расстрелян.Также были расстреляны и другие преступники, получившие высшую меру наказания. А потом наше государство решило последовать примеру европейских стран и заменило смертную казнь на пожизненное лишение свободы. Какая глупость! И какое несчастье для меня! И для других таких же, как я. (снова замолкает и задумывается) О, боже! Как мучительно тянется каждый день в тюрьме! Я всегда один, наедине со своими мыслями. Приходят только охранники, которые приносят еду. Затем они уносят грязную посуду. И все. И так каждый день. Иногда только охранники вспоминают о моем праве на полуторачасовую прогулку. Тогда они выводят меня во внутренний дворик тюрьмы, очень узкий дворик, с огромными стенами и решетками, где я могу немного прогуляться и полюбоваться на голубое небо. Но так как охранникам не хочется исполнять эту свою обязанность, на прогулке я бываю очень редко. Раз в год мне положено свидание с родственниками. В течении трех дней. Ко мне приезжают мать и отец. И целых три дня я провожу время с ними в специально отведенном для этого помещении. А что дают мне эти свидания? Только боль. Сильнейшую боль во время свидания и после него. Мне больно видеть моих родителей в таком месте, в таком виде! Больно, что я довел их и себя до такого состояния! Мне больно, что я не могу ничего изменить, что не могу помочь им и себе! От этих свиданий мне становится еще тягостнее. И когда родители уезжают, я страдаю еще больше. Я часто думаю, лучше бы они бросили меня, забыли обо мне навсегда. Как это сделала моя жена Лена. Она развелась со мной сразу же после объявления мне приговора и забыла меня, выйдя замуж за другого. А вот родители меня забыть не могут! Поэтому они очень страдают от того, что я - их единственный сын, томлюсь в этой клетке уже девять лет!
(мужчина нервно ходит по камере, размахивая руками)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ:О, господи! Что же делать? Что делать? Как найти выход? Я не могу больше жить в клетке!!!Не могу!!!(кричит, воздевая руки к небу) О, всевышний!
Я умоляю тебя, помоги мне! Облегчи мои страдания! Дай мне избавление от этих невыносимых мук! Прошу тебя, умоляю тебя: помоги мне! Только ты можешь мне помочь!
Больше никто. Только ты, господи, можешь простить меня и помочь мне. Я раскаялся, боже!
Я полностью раскаялся в том, что совершил! Прости меня, господи! И помоги мне! Дай мне избавление от этих адских мук! Прошу тебя, прекрати мои страдания! Я больше не могу! Не могу! (плачет навзрыд) Ах, Всевышний не слышит меня! Он давно уже отвернулся от меня и не хочет мне помогать. Но почему? Я ведь раскаялся. А в библии написано, что раскаяние снимает вину, и бог прощает всех раскаявшихся. Это люди не прощают, а бог прощает. Хотя я думаю, что даже убитые мною люди простили бы меня, если бы увидели все мои мучения в течении этих девяти лет, и если бы поняли, как искренно я раскаиваюсь в содеянном. Ведь существует мнение, что жизней у людей много. Происходит реинкарнация. И убитые мною люди смогут жить в других телах. Поэтому, я думаю, что даже они простили бы меня.А государство вот не прощает! Именно оно, государство, придумало для меня такие изощренные мучения! Вечные мучения в этой клетке!(кричит)А-а-а-а!
(мужчина хватается за голову руками и бегает по камере со страшным видом)
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ:А-а-а-а! Какая боль! Какая невыносимая боль! А-а-а-а! (подбегает к двери и двумя руками стучит в нее) Выпустите меня! Выпустите меня отсюда! Я не могу здесь больше находиться! Не могу! Я умираю здесь! Умираю! Прошу вас, умоляю вас, выпустите меня отсюда! (снова оседает около двери и тяжело дышит) Мне так плохо! Так плохо! (держится руками за голову и плачет) О, люди! Люди! Что вы сделали со мной?! Вы свободные, радостные и счастливые люди! Что вы сделали со мной?! Я…я ведь несвободен. Я…я несчастен. Я убит горем. Я живу в клетке. А вы процветаете на воле.
(некоторое время молчит, склонив голову на руки, потом  вздрагивает и восклицает).
ДМИТРИЙ ЕВСТРАТОВ: Воля-какое сладкое слово! Свобода, воля! Я когда-то их имел.
И не дорожил ими. Многие люди ими не дорожат. И только, когда теряют их, только тогда понимают, что они потеряли. Я тоже это понял только здесь, в тюрьме. Ах, если бы я это понял раньше, то не оказался бы здесь никогда! Многие люди считают, что главное в жизни – это богатство. Но они ошибаются. Очень ошибаются. Главное в жизни - это свобода! Нужно дорожить каждой минутой, каждой секундой свободы! Нужно жить так, чтобы никогда не потерять свою свободу! А я…я потерял ее навсегда! Так зачем мне влачить дальше эту жалкую жизнь в клетке? Зачем продолжать мои страдания и мучения? Люди, я прошу вас: убейте меня! Прекратите мои невыносимые страдания! Умоляю вас, убейте меня, люди!
Верните назад смертную казнь и убейте меня! Это будет милосердно и гуманно с вашей стороны. Этим вы прекратите мои адские мучения. Умоляю вас, люди, замените мне пожизненное лишение свободы на смертную казнь и убейте меня! (кричит изо всех сил) Убейте меня, люди!
                (ЗАНАВЕС ОПУСКАЕТСЯ. КОНЕЦ.)