Сказ про то, как донские казаки в Индию ходили

Лариса Черепанова 2
Давно все это было, в России правил тогда император Павел. И вот решил он отправить казаков Индию покорять. С самого детства слышал император об этой сказочной стране, о том, как англичане  привозят оттуда кораблями добро разное. Вот подумал-подумал и решил, а пусть наши казаки отправляются в поход, англичан побьют, а Индию к русской земле присоединят.

Вызывает к себе атамана войска донского Орлова.
Так, мол, и так, собирай казаков, отправляйтесь в поход, Индию завоевывать будете.

У Орлова от слов таких дыхание перехватило, голос пропал. Как это можно? Где они, а где Индия?

 Принесли карты, разложили их на столе.  Посмотрел император и говорит:
 « Вот она, Индия,  рядом, вы быстро туда доберетесь, и река рядом протекает,  Ганга называется. Отправляйтесь туда».

 А Орлов смотрит на масштаб карты и его оторопь берет.  Но как Павлу перечить, у него характер крутой, попробуй только слово против сказать, так голову и отрубят.
Но все-таки осмелился попросить в помощники себе Матвея Платова. Говорит, что войско велико,  без Платова ему никак не справиться. Согласился император, пообещал, что даст ему Платова в помощники, вот только нужно будет из ссылки его вернуть.

Платов смелым был казаком, с 13 лет к войску приставлен, в 18 победу над турками одержал, о нем не только на Руси разговор шел, но и в Европе писали. Награды имел великие, но.....  Как только Павел вступил на царство, то все, что матерью его сделано было, рушить и крушить начинал.

Тогда  то и отправил Матвея Платова в ссылку в Ярославль. Посылает император гонца. Летит курьер, везет указ царский, доставить Платова в Петербург.
Ничему уже Матвей не удивляется. Не удивился тому, что его, героя, в ссылку отправили, не удивляется тому, что вновь ко двору требуют. Понимает казак, что во всем нужно придерживаться принципа -  подальше от склок и споров, поближе к казакам и бою.

Приезжает в столицу, а царь ему и говорит: так мол и так, теперь мы с Францией против Англии дружим, следовательно вместе воевать против неприятелей будем. И решили мы с братом Наполеоном Индию захватить, и тем самым Англии урон нанести. А посему отправлялся вместе с войском донским в поход. А поведет вас всех на битву великую честь и славу стране нашей добывать Василий Петрович Орлов.

Молчит Платов, во все глаза на императора смотрит. Как же ему  такое в голову пришло?  Сам придумал или брат Наполеон подсказал?

А Павел первый по - своему это молчание истолковывать.
- А может, ты сердит на меня? Ведь, как - никак,  наказание получил, в ссылке находился?

Платов улыбнулся и громко так отвечает:
- Никак нет, не в праве казак на императора обижаться. Спасибо за науку.

А сам думает: «Вот сколько мы с Орловым спорили промеж себя кому атаманом донского войска быть. Перехитрил меня тогда Василий Петрович, родственником своим, Денисовым, прикрылся. Должности добился, а вот Бог все видит. Теперь он пусть ответ перед императором держит , а я только часть дел на себя возьму.»
 
А император Павел повелел за шесть дней собраться и выступить походом в Индию.
 Вернулся к казакам на Дон Орлов невесел.  Понимает, что Павлу перечить нельзя, но и войско огромное  тоже не собрать. Да и как ее Индию завоевать? В общем,  куда не кинь, везде клин.

«Поживу еще немного, -  думает атаман, -  попробую войско собрать ,а там, как получится, так и получится».

И бросил клич великий, и собирали всех, кто мог на ногах стоять  и шашку в руке держать . Собрали всех:  молодых и старых, больных и здоровых, богатых и бедных. Те казаки, которые побогаче, так бедным обмундирование справили, коней купили. А тех, кто больными были, в особые отряды собрали, чтобы здоровым воевать не мешали, а численность нужную создали.

Много немощных оказалось, человек восемьсот, но все как здоровые числились. Раньше из семьи казачьей всех сыновей одновременно не призывали, хоть одного, да оставляли, родителям помогать. Теперь же нет, всех подчистую с собой уводят. Домой зайти не дают, попрощаться с родными и близкими.

Собрал атаман Орлов огромное войско. Двадцать четыре тысячи казаков 510 офицеров, 500 артиллеристов, больше двадцати тысяч конные полки, а сам понимает, что мало, недостаточно людей.
Тогда еще и всех больных и немощных сюда же причислили.
 
Шлет в столицу депешу, что сформировано войско донское, готово воевать идти.

 А из Петербурга ответ приходит: « Мало, добавить».
Пришлось к казакам еще и калмыков пятьсот человек присоединить.

Доволен император, улыбается, карты индийские рассматривает. Вот хорошо то как. казаки отправятся в страну богатую, одолеют там неприятеля, присоединят страну к России, и золото и ткани драгоценные и шелка и пряности ароматные, все наши будут. Мечтает император, рукой карту гладит, а перед глазами ткани заморские.

А в это время казаки на лошадей садятся и в поход отправляются. Куда едут, они и  сами не знают. Молчат их начальники. Они к Платову,
- Куда отправляемся?  Далек ли наш путь? Почему с собой провиант велено на полтора месяца  брать? Весны бы и тепла дождаться, зима на дворе.
Платов им и отвечает:
- Идем в поход, а про то куда идем, говорить не велено, тайна это военная. На то мы и люди служивые, чтобы воевать и Родину защищать.

Взяли люди служивые свое оружие, сели на коней, а рядом вторая лошадь привязана, вьючная, на ней весь скарб казацкий, который ему в походе понадобится. Ведь тем ценен отряд казачий, что скорый он, мобильный.
Часть казаков оправились в поход 27 февраля, и повели их Бузин и Боков, а Платов и Денисов на следующий день со своими отрядами в путь тронулись.
Отправил Орлов к императору гонца с депешей, а потом  тоже к отряду присоединился.

Поехала казаки в Индию. В Турции были , в Персии были, в Польше были , а вот в Индию пока не заносило их. Хочется посмотреть, что за страна такая, что за река Ганга у них. Больше их родного Дона или так, только слово одно, что река?
Трудно зимой передвигаться, войско большое, остановиться и обогреться в поле тяжело, на постой никто не пускает. Идут они. И войско нескончаемое.

Смотрит Платов и думает, что если так до самой страны заветной они ехать будут, то целый год в пути проведут. Провианта собственного только на полтора месяца, а за это время снежную пустыню не перейти. Смотрит на Орлова, а на том и лица нет совсем. Вояка и рубака, не раз в бою участие принимавший, поражения не знавший, совсем сник. Забыл Платов про обиды свои, про то, что его обошли и атаманом войска другого поставили, подъехал и говорит, что нет такой силы, чтобы казака сломать. Холодно, снег под одежду забивается, ветер в лицо дует, до слез вояк  доводит. Но не привыкли казаки ветру и стуже кланяться. Закрутили усы покруче, замотали шею в кашне поплотнее, пришпорили лошадей посильнее.

Едут, едут, а Индия все показывается. Подступает атаман Орлов к Платову с расспроссами:
- Где ж эта земля диковинная, уж не заблудился ли полковник Платов?
- Никак не могу заблудиться, - отвечает Платов, а сам усмехается, - меня ж сам государь- император спрашивал, знаю ли я дорогу в страну дальнюю. А что мне ее знать, нужно прямо идти, не сворачивать никуда, вот и попадем  в Индию на их  Гангу.

Задумался атаман, кто его знает, когда придет отряд, да и придет ли. Весна ранняя началась, снег тает, лошади идти не могут то в насте проваливаются, то в грязи непролазной застревают.

Только дошли они до города Уральска, чтобы передохнуть там у казаков уральских, как приходит им депеша. Домой возвращайтесь. Скончался император Павел, теперь у власти Александр. Отменяется поход в Индию. Пусть спокойно англичане живут, пусть не боятся клинков и сабель казачьих. Пусть себе и шелка и камни оставят.

Казаки назад на Дон торопятся к семьям своим.

Не перенес Орлов похода сложного, умер от напряжения нервного, а казаки предложили атаманом Максима Платова назначить.

Так вот получилось. Отправился Платов в Индию за камнями самоцветными, а из похода без камней, зато атаманом вернулся.
Дома он потом рассказывал, что если б не смерть императора, то точно б до Индии дошли. Ведь река их, эта самая Ганга, уже рядом была.
                6.11.18