Райские яблочки Владимира Высоцкого

Нина Богдан
     Воспари и два крыла раскинь —
     В густую трепетную синь.
     Скользи по Божьим склонам, —
     В такую высь, куда и впредь
     Возможно будет долететь
     Лишь ангелам и стонам!

     Владимир Высоцкий. Баллада о погибших лебедях.






                На одном из литературных сайтов нашла нелицеприятные отзывы о поэте Владимире Высоцком. И безбожник он был, и наркоман, и пьянь безпробудная, ну и прочее, прочее... А тот кто пишет, вроде как белый и пушистый, и даже не пригубил никогда зелья этого проклятого. Однако тот, кто это написал и который очень злился на Поэта вроде в Храм давно ходит. Православный значит… Ну да, ну да, наверное исповедался уже по поводу осуждения. Ладно, время покажет. Однако как бы "библиографы" Высоцкого не старались, все равно он загадкой остался. А мне вот никогда не были интересны его "земные похождения". Более всего меня интересовало - был ли Поэт верующим человеком. И я начала вспоминать песни Владимира Семёновича Высоцкого, в которых он говорит о Боге.
                Получилась статья, которую и представляю читателю. Конечно лучше всего о духовных исканиях поэта Высоцкого может рассказать его творчество. То, что существует объективно, наглядно показывая душу Поэта, ибо Поэт, конечно, пишет ДУШОЙ. А я попробую из фактов собственной жизни представить доказательства Веры в Бога Поэта Владимира Высоцкого, и его влияние на человека.
                В 1988 году, работая с театральным коллективом старших классов в одной из московских школ, я написала сценарий по книге Марины Влади - "Прерванный полёт."  Во время работы над спектаклем, ребята были потрясены его стихами. Дети  многое не знали о творчестве Высоцкого, и я имея на руках книгу "Нерв"- прочла стихи Поэта. Потом мы слушали его песни. И тогда (а это был  1988 год!) ребята  меня спрашивали: " А кто такие апостолы, о которых говорит  Высоцкий?" "А кто это  Архангелы?" 
                Напомню ключевые слова 80-х:  молодёжная политика, ВЛКСМ, коммунистическое воспитание, закон о молодёжи, Советское государство, пятилетка, партия. И вдруг в маленьком сборничке самиздата "Нерв" совершенно непонятные слова: святая святых, благодать, благословенье, иконы, кресты, лампады, малиновый звон, молитвы, крещение, апостол, дьякон, архангелы, ангелы. Не говоря уже об именах божиих - Дух, Христос,Распятый, Божий Сын. Упоминаются и имена Матери Божией: Богородица, Мадонна.
                Приложа  руку к сердцу - кто тогда знал эти слова, и кто был в церкви, и кто знал про Страшный Суд и апостолов? Имею ввиду нас, людей, неотягощённых духовной жизнью? (Заметьте духовной, а не культурной - это две разные вещи). Нам на работу принесли  Евангелие, так мы его прятали, и по очереди читали, а тут вдруг такие слова открыто! Поэт, однозначно, был знаком со Священным Писанием. Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту( Песня про плотника Иосифа). Извольте: так кто же тогда разрешал относится к религии серьёзно? А насмешки – это пожалуйста! Но что касаемо личности Владимира Высоцкого – он то точно знал о Ком пишет, только не знал – как за это будет  больно после смерти. И на мой взгляд ему была очень интересна эта тема. Как и каждому великому Поэту – Духовная тема – Не может быть Не интересной. И опять приложим руку к сердцу и подумаем – у кого ещё  в то время была поднята тема Бога и Веры в Бога? Не считая Вознесенского( Юнона и Авось). А имя Божие (и совсем не всуе)? А духовно-философские вопросы?  Ведь тогда  всё, связанное с Верой было под запретом. Человека, который говорил о Боге без глумления, могли не только не понять, но и просто посчитать душевнобольным.
                Многие из нас хорошо помнят, как тогда относились к верующим. И, тем не менее, Высоцкий рискует и поднимает в своих песнях, которые он пел перед огромной массой людей, те закрытые, гонимые темы, которые волновали его самого и тревожили его.  И его не забирают в каталажку! Это ли не диво?

Вспомним:

Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что — не то это все, не тот и не та!
Что — лабазники врут про ошибки Христа!

И дальше:

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…

Или  другая  песня: «Купола российские»:

В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, —
Если до крови лоскут истончал, —
Залатаю золотыми я заплатами —
Чтобы чаще ГОСПОДЬ замечал!

Какая силища в этой  песне! Какое знание того, о чём  пишет Поэт!
А ещё:

«Баллада об уходе в рай», «О фатальных датах и цифрах», «Райские яблоки» и другие. Приведу несколько строк:

Один из нас уехал в рай,
он встретит Бога там, ведь есть, наверно, Бог…

В песне о фатальных датах и цифрах  Высоцкий ставит Христа в один ряд с безвременно ушедшими, свою песнь поэт исполняет очень серьезно и трагически, это видно по сохранившейся видеозаписи его выступления.

:::А в 33 Христу, — он был Поэт, Он говорил:
   Да не убий! Убьешь — везде найду, мол.
   Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
   Чтоб не писал и ни о чем не думал.

   В  песне «Я не люблю», Поэт опять вспоминает Христа.
«Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа».

    А "Райские яблочки!" В то время,параллельно закрытым книгам о Вере, все читали Даниила Андреева. Он был мистиком, но верующим человеком. Его описания миров возмездия точно совпадает с данными в стихотворении Высоцкого "Райские яблочки":

Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем,
Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем,-
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап у ворот на ворота глядел.

Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Седовласый старик что-то долго возился с засовом -
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить - и ушел.

И огромный этап не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва,- оглушило малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и Распятый над кругом висел.

И апостол-старик — он над стражей кричал-комиссарил —
Он позвал кой-кого, и затеяли вновь отворять...
Кто-то палкой с винтом, поднатужась, об рельсу ударил —
И как ринулись все в распрекрасную ту благодать!

Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Пётр-старик — он апостол, а я остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженых яблок...
Но сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.


           Почему – то именно этой песней были шокированы мои старшеклассники, и мы взяли её на конкурс (районный, комсомольский). Моего чтеца остановили на полуслове, со словами: "Ну понятно! Следующий!" Ребятки очень расстроились тогда. И к следующему конкурсу мы готовили уже стихи Высоцкого на военную тему. Но и там были слова о Боге, молитве и Архангелах.

Вот:

"Песня о конце войны":

Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста — и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом все идут и идут эшелоны,
Хотя и потери по сводкам не так велики…

А вот моя любимая про истребителей:

Их восемь, нас двое. Расклад перед боем не наш.
Но мы будем играть. Серёга, держись!
Нам не светит с тобою, но козыри надо равнять!

Я это небесный квадрат не покину.
Мне цифры теперь неважны.
Я знаю: мой друг защищает мне спину.
А значит и шансы равны!

Сергей! Ты горишь! Уповай человече
Лишь на надёжность строп… Нет поздно!
И мне вышел мессер навстречу. Прощай!
Я приму его в лоб. Я знаю другие сведут с ними счёты.
Но по облакам скользя взлетят наши души, как два самолета, —
Ведь им друг без друга нельзя.

Архангел нам скажет: В раю будет туго!
Но только ворота — щелк.
Мы Бога попросим: Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!

А вот знаменитая "Надя с шоколадом"

Скоро будет Надя с шоколадом!
В шесть они подавят нас огнем, —
Хорошо, нам этого и надо —
С Богом, потихонечку начнем!

          Когда пели мои ребята, из комиссии подошла женщина, и отведя меня в сторону сказала:" Нина, я никогда ничего подобного не слышала. К Высоцкому относилась как к хулигану. А военные песни – это же... силища какая!" Она заплакала и отошла… На том конкурсе мы не взяли никакого приза.Но  слова этой женщины были большим призом для нас!
          Не знаю что испытывает теперешняя молодёжь, но когда мы с ребятами из десятых классов слушали  песни или сами читали  их наизусть было полное погружение в военное время.. Двое мальчишек  стали курсантами лётного училища…
          Как-то очень умело и тонко умел Владимир Семёнович использовать  тему религии  маленькими вкраплениями  в свои стихи,  и многие ли поэты позволяли себе это в то время?  Приведу несколько этих "вкраплений":
         
         "Вершина"
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И  м о л и м с я, чтобы страховка не подвела.

Или вот:

Открылся Лик – я стал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
«Пророков нет в отечестве своем –
Но и в других отечествах – не густо»…

А "Парус"? Одна из первых песен Поэта:

А у дельфина взрезано брюхо винтом
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
Надо быстрее на вираже.

Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь...

          На мой взгляд желание покаяться  жило в Поэте Высоцком всегда. Он не мог ударить  человека по лицу, он с такой любовью и жалостью писал о конях, лебедях, дельфинах и волках, что  сомнения не остаётся -  Высоцкий  был человеком  с душой  ранимой и светлой. Чувствуя в себе тяжесть за сделанные  ошибки, он каялся, а быть может и читателя  своего призывал к покаянию…
Последние же стихотворения  Владимира Высоцкого просто вопиют к Богу.



 1 июня 1980 года:
 
 Чту Фауста ли, Дориана Грея ли,
 Но чтобы душу дьяволу - ни-ни!
 Зачем цыганки мне гадать затеяли?
 День смерти уточнили мне они...
 Ты эту дату, Боже, сохрани, -
 Не отмечай в своем календаре или
 В последний миг возьми и измени,
 Чтоб я не ждал, чтоб вороны не реяли
 И чтобы агнцы жалобно не блеяли,
 Чтоб люди не хихикали в тени.
 От них от всех, о, Боже, охрани,
 Скорее, ибо душу мне они
 Сомненьями и страхами засеяли!

 11 июня 1980 года:

 Лед надо мною - надломись и тресни!
 Я весь в поту, хоть я не от сохи.
 Вернусь к тебе, как корабли из песни,
 Все помня, даже старые стихи.

 Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
 Я жив, тобой и Господом храним.
 Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
 Мне есть чем оправдаться перед Ним.

 МНЕ ЕСТЬ ЧЕМ ОПРАВДАТЬСЯ ПЕРЕД НИМ....