375 Чудо-юдо Samso Y303 ВМС Дании 31 июля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

375. Чудо-юдо "Samso" Y303 ВМС Дании. 31 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Вторник 31 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 14.0°C, средняя: плюс 17.6°C тепла, макс.: плюс 21.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:10, заход солнца – 20:37 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 75%, Давление 756 мм. рт. ст. Скорость ветра - 9 м/с.

Во вторник 31 июля 1973 года погода в районе якорной стоянки БПК "Свирепый" в целом не изменилась, было всё также тепло, комфортно, но ветер усилился до "свежего" (9 м/с) и на море пролива Каттегат возникли длинные до 30 м волны высотой 1,5-2 м с белыми барашками почти на каждом гребне волны. Порывы ветра и волны ощутимо качали БПК "Свирепый". Качались из стороны в сторону тонкие радиоантенны. Наши флаги на флагштоках и на мачте красиво вытягивались по ветру. Порывы ветра уже начали свистеть в ушах. В воздухе пахло морем и даже некоторые брызги поднимались ветром в воздух и приятно холодили лицо. Море, что называется, было "неспокойным", на 5 баллов и купаться в море нам уже не хотелось...

Все вспоминали тот день, когда мы только-только явились на якорную стоянку у мыса Скаген и бросили наш якорь в зеленоватую глубину вод пролива Каттегат. Это было неделю тому назад утром в воскресенье 22 июля 1973 года и на море в проливе Каттегат тогда был штиль, поверхность моря гладкая, как стекло, безветрие и погода была чудесная, комфортная, курортная. Утром тогда температура воздуха была 13.7°C, а днём в тени плюс 26.5°C тепла. Жарко. Солнце в то воскресенье показалось из за горизонта на востоке в 03:52, а зашло за горизонт на западе в 20:55 (GMT+1). Было влажно (80%), парко, атмосферное давление было 762 мм. рт. ст., а скорость ветра всего 5 м/с, то есть еле-еле уловимо. Это были наши первые общие воспоминания первой БС (боевой службы) БПК "Свирепый". Даже встречи с натовским торпедным катером и тральщиком на переходе морем и Балтийскими проливами на якорную стоянку у мыса Скаген (Дания) не так вспоминались, как "тишь да гладь" воскресенья 22 июля 1973 года. Тогда мы впервые увидели патрульное судёнышко "САМСЁ" ВМС Королевства Дания...

Ради правды следует сказать, что первой ласточкой датчан возле нашего корабля, ставшего на якорь напротив датского города-порта Скаген, была белоснежная небольшая однокорпусная парусная прогулочная яхта-швербот, скорее всего, бермудский шлюп, так как эта яхта имела одну мачту и два основных паруса: парус, стоящий перед мачтой - "стаксель" с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и второй (главный) парус "грот", которым регулируется ход яхты в широком диапазоне направлений ветров. Эта яхта-бермудский шлюп была с «дробным» парусным вооружениям, потому что передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепился к самому верху (топу) мачты. Это был наш первый скромный и застенчивый гость на нашей якорной стоянке у мыса Скаген, яхта робко и медленно приблизилась к БПК "Свирепый" на расстояние 1-2 кбт, постояла немного в дрейфе на месте, а потом, ловя ветер и тихонько маневрируя, удалилась восвояси, так и не показав нам своего экипажа. Зато вместо яхты вскоре явилось чудо-юдо с чудесным названием "САМСЁ"...

HDMS "Samso" Y303 ВМС Дании - это патрульное рейдовое судно типа "Барсё", которое было построено в Свеннборге (Ship Yard) в 1969 году. Это судно было очень характерной формы и облика с закрытым "овальной крышей" баком (носом судна) для защиты от морских волн. Судно было очень небольшого водоизмещения, всего 155 т, небольшой скоростью - 11 уз и размерами: длина - 25,5 м, ширина - 6,0 м и осадкой - 2,8 м, но обладало всем средствами и вооружением для осуществления патрульной и ревизорской службы. Основными задачами патрульных судов типа "Барсё" являются защита побережья Дании, охрана территориальных вод, рыбная инспекция, поиск и спасение, а также борьба с загрязнением окружающей среды. В 1969 году для нужд ВМС Дании было построено 6 таких патрульных судов: Y 300 "Барсё", Y 301 "Дрехё", Y 302 "Ромсё", Y 303 "Самсё", Y 304 "Турё", Y 305 "Вехрё". Каждый день к БПК "Свирепый" с утра (10:00) и иногда после обеда (13:00), как заведённые, то есть точно по часам, приходили: Y 302 "Ромсё", Y 303 "Самсё" и Y 305 "Вехрё".

Фотоиллюстрация: 31 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Первое общее воспоминание о первой БС (боевой службе). Почему-то всем запомнилось первое тихое посещение якорной стоянки БПК "Свирепый" у мыса Скаген (Дания) патрульным судёнышком HDMS "Samso" Y303 ВМС Дании. Ходовая вахта РТС и сигнальщики-наблюдатели приняли его за рыболовецкий сейнер, который тихо "шлёпал" мимо нашего корабля, но в последний момент круто изменил курс и приблизился к БПК "Свирепый" на опасное по меркам ПДСС (противодиверсионной службы) расстояние 10-15 метров... (смотри кильватерный след). Это был скандал, ЧП и настоящая "Боевая тревога!". Я выскочил из ленкаюты по звонку вахтенного офицера на верхнюю палубу и сфотографировал этого нарушителя в тот момент, когда "Samso" Y303 уже прошёл почти вплотную мимо нашего правового борта. Причём мичман Толя Дворский, исполняющий обязанности комсорга корабля, так и не прекратил азартно ловить рыбу в спокойных водах пролива Каттегат.