Из осени - в зиму, из зимы - в осень

Ирина Прищепова
     В последних числах октября мне посчастливилось за два часа поездки перенестись сначала из осени в зиму, а затем вновь из зимы возвратиться в осень. Это запоминающееся путешествие совершила я на обычной рейсовой маршрутке, следующей из Иркутска в прибайкальский городок Слюдянку.
      Выехала я в девять часов утра. Начиналось прохладное солнечное утро. Накануне в Иркутске шёл снег, но утром на обочинах улиц от него остались лишь намёки, а шоссе уже было совсем сухим.
      Первые сорок минут дороги большого впечатления не оставили. Всё как обычно, ничего примечательного: ровная дорога, спешащие куда-то машины, кое-где остатки снега. А потом дорога стала петлять по горам,  стремительно набирая высоту. Временами закладывало уши. И вдруг в одну минуту мы, пассажиры, попали в настоящую зиму. Навстречу с двух сторон плыл заснеженный лес, в основном еловый, величавый.  (Большинство елей здесь могучие, высоченные. И только ближе к шоссе встречаются еловые подросточки и малые ребятишки.) Деревья стояли в глубоком снегу. Снег почти полностью закрыл длинные тёмно-зелёные ветви, своей тяжестью пригнул их к земле. С некоторых ветвей он срывался и падал, на лету рассыпаясь в мелкую блестящую пыль. Утреннее солнце освещало лес, пробиваясь сквозь его хвойно-снеговую густоту. И снежные платья елей, взрослых и детей, были нарядны и чисты, а те, которые попали под ласку солнечных лучей, ещё и сияли. Чудесная картина эта постоянно обновлялась, менялась. Казалось, машина стоит на месте, а лес течёт, плывёт, летит, стремясь показать взору свою волшебную красоту. Больше часа настоящей зимы, белейшего, солнечно-праздничного, ничем не запятнанного снега!
     Вдруг среди обнажённых ветвей берёз далеко внизу мелькнули воды Байкала. Потом ещё раз. И вскоре показались снежные гольцы Хамар-Дабана, бессменные, надёжные часовые древнейшего озера-моря. Серебристо-белые вершины гор, среди которых были и острые, и пологие,  поражали великолепием. Божественную белизну вершин оттеняли более низкие части гор, тёмно-синие, тусклые. Несмотря на то, что вершины возвышались над противоположной стороной озера, они казались совсем близкими, ведь мы подъезжали к южной оконечности Байкала. А она узка и относительно мелка. Цепь гранитных гор является незыблемой границей, завершающей прекрасные байкальские владения.
     Мы выезжали из зимы. За окном маршрутки становилось всё меньше и меньше снега. Вот дорога пошла под горку, и его не стало совсем. Тепло и ласково встретила нас солнечная осень. Расступились, остались позади деревья, и горы, несказанно красивые, подпирающие глубокие небеса, открылись полностью. Далеко внизу живым позолоченным полотном раскинулись синие байкальские воды. Байкал возлежал  по-царски, могуче и вольно. В синюю глубину озера-моря до самой солнечной золотой дорожки врезался бурый Шаманский мыс, похожий на гигантского изогнувшегося доисторического ящера. И нельзя было оторвать глаз от Байкала, от мыса, от гор, от всей величественной, восхитительной, нерукотворной картины.
     Машина наша спускалась по опасному серпантину. Она ехала медленно, осторожно, виляя по крутому открытому склону, поворачивая пассажиров то одним боком к байкальскому морю, то другим. Моя голова сама поворачивалась в сторону Байкала, который  быстро приближался. Вот он уже плещется, играя, совсем рядом, на одной высоте с нами.  Опасный путь остался позади. Маршрутка весело побежала вдоль берега по длинной улице посёлка Култука, первого русского поселения на юге Байкала. Слюдянка,  которая делит с Култуком славный юг озера, уже была хорошо видна. Дорога отходила то дальше от синего, плещущего солнцем озера, то вновь приближалась к нему. Но Байкал приковал взор, и было радостно, что он отовсюду хорошо виден. И было жаль, что дорога подходит к концу…
     Есть моменты, которые запоминаются нам навсегда. Думаю, что это короткое время, связанное с любимым Байкалом, с высокогорной красотой, с красавицей-зимой, ворвавшейся на часок в тепло осени, останется в моей памяти на всю оставшуюся жизнь. И вновь и вновь будут представать перед моими глазами эти незабываемые картины родной суровой и чудесной природы.

                (фото из интернета)