58. Не погуби, от мерзости отврати и исправь

Вячеслав Абрамов
Послание 58.

"Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его."

Внешне этот псалом избыточествует жалобами на злобность врагов, на их коварные и жестокие заговоры, и пророчествами в их адрес; а также молитвами и уверениями в уповании на Бога как на своего Господа. О том, как Саул послал отряд воинов, чтобы ночью стеречь дом Давида, а затем схватить и убить его, можно прочитать в 1 Книге Царств, 19. Незадолго до этого Давиду удалось спастись от копья Саула.

Смертельная опасность побуждает молиться Богу, и Господь сохранил Давида во всех преследованиях. Ранее говорилось о предопределении: предпослать царство Саула царству Давида. Это предвидели пророки, и предрекали помазание «двора Давида», что означает помазание «духовного свойства Давид» до прихода Царя (Мессии).

Ярость Саула в его преследованиях Давида вызвана тем, что Всевышний от него отвернулся, а Давид был призван противопоставить Саулу свои духовные свойства, восстановить дух народа и основать исправленное царство.

"Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,"

Давид отдаёт себя под защиту Всевышнего, ибо только это может избавить от злобы и ярости врагов.
Кровожадные – проливающие кровь. Значение крови для Бога прослеживается из Писаний. Убившему Авеля Каину Господь сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
«Голос крови» в современных знаниях и понятиях – это представление о ней как о важнейшей составляющей энергоинформационной структуры человека, а человек есть важный элемент мироздания. То есть функция крови – это не только поддержание жизни организма, но и обеспечение его связи с управляющим мирозданием Сознанием и Духом.
В высших, духовных свойствах, «духовная кровь» олицетворяет свет, который даёт жизнь и развивает «тело души».

Отсюда понятно, что пролитие крови – это наивысшее проявление зла.

"ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри."

Теперь звучит, что враги подстерегают душу. Это уже прямые посягательства на духовные свойства, воплощённые в Давиде.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мат. 10:28).
И Давид призывает Господа, ибо это – Его «компетенция», ибо усматривается противодействие Божьему замыслу – «программе» Творца по развитию человека и всего творения.

В Новом Завете начнётся переход от плотского и душевного человека, подчиняющегося «голосу крови», к человеку духовному, руководствующемуся гласом Божиим и Духом: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мат. 16: 15-17).

Кровавые жертвы устранятся величайшим таинством нового завета – евхаристией, воспитывающей духом истины очищенную покаянием душу: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть питие.  Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:53-56).

Плотское и кровное родство должно уступить духовному родству детей Божиих, творящих правду: «…истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).

Покаяние – духовное свойство и духовный путь самого Давида, отмеченный благословлением свыше, и он с полным на то правом взывает к Всевышнему. 

"Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:"

Давид указывает на злобные враждебные народы, призывая Бога их устранить. Господь безошибочно разберётся с нечестивыми беззаконниками. Так преподносится простой смысл стиха.

«А Ты, Господь Бог Цваот (Саваоф), Бог Йисраэйля, пробудись, чтобы наказать все народы, не щади всех совершающих беззаконие. Сэла!». Израиль в духовном аспекте – это «идущие к Творцу», а народы – это эгоистические свойства, встающие на пути к Всевышнему.
«Сэла!» – подтверждение истинности, и указание на внутренний духовный смысл слов, на перенос событий и действий, происходящих в нашем мире, на переживание особых внутренних событий и состояний души.
В частности, здесь – на искренне обоснованную просьбу к Творцу о беспощадном исправлении собственных греховных желаний и страстей.
 
"вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»"

Отметим, что в этом образе не явные хищники, а псы, используемые человеком в своих интересах. Как стая псов, осмелевших с наступлением темноты, греховные соблазны и злые намерения воют и рыщут вокруг города (стремления к объединению).
Они «изрыгают хулу», их языки разят остающихся без защиты.

Все вставшие на сторону зла, ставшие «нечестивыми беззаконниками», не ощущают и не признают того, Кто слышит, и не ждут наказания.

"Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы."

То, что смех Бога услышат все те, кто возомнил себя судьёй истины и знания, понял Эйнштейн. Более громкий смех несомненно оглушит творящих зло и не ждущих возмездия свыше.
Господь посрамит, опозорит не самих объявивших себя вне законов мироздания, а свойства и желания, приводящие к самости и гордыне, а в итоге – к неосознанному и значит ничем не ограниченному злу.

"Сила – у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог – заступник мой."

Давид говорит не столько о силе своих внешних врагов, сколько о силе самости и сопутствующего ей греха. И он принимает единственно верное решение – прибежать к  Богу и уповать на Него, как на единственно надёжный щит. Не страх перед силой греха влечёт его к Богу, а надежда на превосходящую разумение силу Творца.

"Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих."

Бог сохранит нас, и увидим поражение наших врагов.
Обращаем внимание на то, что Господь действует по милости. Потому что действие Его всеохватно, комплексно, в ответ на просьбу об исправлении и спасении оно не только поражает злое, но прежде развивает всё хорошее, заложенное Творцом в человека.
Вся милость, присутствующая в Боге, как бы хранится для нас, и в любой момент готова к действию. Но действует она только на «канале» осознанно искренней просьбы об исправлении.

"Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш."

Мгновенное, одномоментное действие, будь оно наказанием или поощрением, не будет осознано вообще, не говоря уже об осознании его значения. Оно не даст никакого воспитующего, исправляющего или развивающего действия. Убийца Каин был не умерщвлён, а приговорён стать изгнанником и скитальцем на земле.

«Народ мой» – это объединяющее людские души устремление к Создателю, которое кропотливо и последовательно Им взращивается. Плод этого устремления – любовь к Творцу, охватывающая и объединяющая всех нас.
 
"Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят."

«За грех языка их, слово уст их, пойманы будут в надменности своей за проклятья и ложь, которые изрекают» – несколько иная трактовка. Клятва есть обещание и утверждение, связанное со стремлением к подобию, присоединению, проникновению. Проклятие – отторжение, отсечение, связанное с угрозами или с призывом к уничтожению. 
Пойманы будут – значит, будут раскрыты их истинные действия и намерения, раскрыты и изобличены.

Всё указанное есть не что иное, как осознание зла, которое несут свойства самости, гордыни через свои «инструменты» разделения и лжи.

Но языком своим они поразят самих себя, выявление и осознание зла – это уже начало исправления, «точка отталкивания», если сравнивать с началом полёта.

"Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли."

«…что Б-г владычествует в Йаакове. Сэла!» – и здесь прямой перевод говорит о вероятном искажении смысла в синодальном переводе.

Даже в простом смысловом значении молитва Давида уникальна. Он просит не умерщвлять врагов, а изобличить их, раскрыть их сущность и приверженность несомненному злу. Расточить их и рассеять, и сделать это публично – значит лишить силы и влияние на сердца людей.
Прежде всего Давид озабочен Израилем («идущими прямо к Творцу») – тем, чтобы это устремление (народ) оставался в духовном свойстве Иакова, которое вышло из связи между свойством милосердия-добра Авраама и свойством жесткости-силы Исаака, и даёт возможность духовного подъёма. Только Иаков, включающий в себя и силу добра и силу суда, уравновешивает и соединяет их между собой, реализуя в себе методику возвышения по ступеням, названной «лестницей Иакова».
Свойство «Иаков» таким образом стало свойством  «Израиль» (Яшар Кель), что означает «прямо к Творцу».

Вероятно, в синодальном переводе решили выделить, что Господь не только владычествует над Израилем, но правит до пределов земли, правит даже теми, кто Его не знает.

"Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи."

«Слоняются они, чтобы найти пищу, и, не насытившись, воют» – такой перевод даётся в Теилим.

Во второй раз перед нами образ псов, оставшихся без хозяина и пищи. Давид использует его, чтобы раскрыть духовную сущность животных эгоистических желаний. Они изгоняют из благодатного стремления к объединению на основе взаимодействий и любви, заставляют искать наслаждения в темноте, насыщаться отбросами и мерзостями. Но это не даёт сытости, наполнения. Мало того, после греховного наслаждения наполнение быстро исчезает, и они ощущают себя вдвойне опустошёнными, – воют.

"А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог – заступник мой, Бог мой, милующий меня."

С раннего утра – это несомненно символизирует обновление, новые силы и возможности. А размышления о милости Бога и о Его силе более всего другого возносят чувства.
Сила и любовь Господа открывают сердце для хвалы, а пение является естественным выражением радости и благодарности.