Шаманка

Надежда Аверьянова
           С перевала открылся как-то сразу прекрасный вид на долину между невысокими сопками. Алексей попросил шофера остановить машину, чтобы полюбоваться открывшимся простором. Мария тоже вышла из машины вслед за мужем и стояла прижавшись к нему, чтобы прикрыться от не сильного ,но достаточно холодного для летнего дня ветра. В лёгкой дымке был виден внизу небольшой посёлок. Здесь им предстояло жить и работать. Глушь? Да, глушь! Бездорожье? Да! Никакой цивилизации? Да! Но не об этом ли они мечтали  пока учились? Скорее всего да, именно так- сбежать на край света. Вдвоем. Жить хоть в шалаше, но вместе. Мечта уже на половину сбылась: они стоят на пороге этого края света.
-Ну что, едем?-голос шофера вернул их в реальность ,и они полезли в кабину "Урала".
           Машина сползла с перевала и остановилась  у конторы золотодобытчиков. Алексей спрыгнул с подножки машины, помог спуститься Марие.Они стояли и осматривали практически пустой центр Золотинки (так назывался небольшой посёлок, куда они с Марией  попали по распределению по окончании. геологического института).Это была мечта многих "рассыпняков", так звали в их институте студентов факультета по поиску месторождений рассыпных и рудных полезных ископаемых, попасть на прииск. Им повезло. Сюда требовались два специалиста -геолога. Один в геологическую партию для  исследования и оконтуривания границ месторождения золота и поиска возможной жилы. Второй специалист был нужен в лабораторию на камеральную обработку образцов.  Девушка на это место в такую глушь одна не поедет, а вот семейная пара оказалась кстати. Долго уговаривать не пришлось, сборы были недолгими и вот они здесь, в Золотинке, стоят перед управлением с парой больших чемоданов и рюкзаками.
-Идите туда, к Петровичу!-шофер махнул рукой в сторону крыльца.-Василий Петрович вас сегодня ждёт, никуда не уехал.
                Машина взревела, обдала клубом дыма и умчалась. Подхватив свои вещи, Алексей и Мария вошли в здание.  Петрович не был похож на начальника. В видавшем виды растянутом толстом свитере, в брюках заправленных в берцы, он встретил пополнение на пороге кабинета .Первая встреча была недолгой. Оперативно решили вопрос с работой, а вот жильем для молодой семьи возникла проблема. Свободной комнаты в общежитии не было, места были только отдельно в разных комнатах. Тут в кабинет заглянула девушка. Василий Петрович махнул рукой чтобы заходила.
-Людмила, ты случайно не знаешь, куда можно временно поселить  молодых специалистов, пока освободится комната в общежитии?
Людмила задумалась.
-Не знаю, жилья-то нет, недавно рабочих приняли и поселили. Вот только пустует тот домик на окраине...-Она взглянула на Петровича.-Только больно уж он стар.
Василий Петрович посмотрел на ребят и Людмилу, вздохнул:
-Выхода нет, ты права...
              Коротко обрисовав ситуацию с жильем, пообещал, что даст парочку рабочих, необходимые материалы и три дня для того чтобы подремонтировать  дом. Вызвав какого-то Валентиновича по связи, он решил сам проводить ребят до жилища. Валентинович, точнее Степан Валентинович, оказался завхозом. Он подхватил Машин чемодан и двинулся к выходу.
              Дорога оказалась не такой уж близкой. За поселком, чуть выше по склону сопки, на берегу быстрого ручья стоял обещанный дом. При виде его молодые не знали то ли смеяться, то ли плакать. Ему было, как говорят, в обед сто лет, он был весь тёмный от времени и больше походил на...баню по своим размерам. На двери висел большой амбарный замок. Степан Валентинович вынул из кармана брюк ключ, замок был открыт и все вошли во внутрь.
               Внутри дома все оказалось не так страшно, как снаружи, и достаточно просторно. Стены были побелены, на полу постелен линолеум- признак хоть какой-то цивилизации. Печка отделяла закуток ,где стояла кровать, был ещё стол, широкая лавка, шкафчики для посуды на стене. Из окошек открывался красивый вид на ручей и склон горы, поросший багульником и лиственницами,из другого - был виден посёлок и вполне утоптанная дорожка к ближайшему, метрах в ста, дому. Мария  осмотрелась.
- Сюда бы шифоньерчик  небольшой  и зеркало.
-Сегодня же подвезут, -Валентинович  принял слова Марии как согласие поселиться в домишке.-Тараканов и клопов здесь не водится- все вымерзли в зиму если и были когда-то, никто здесь не жил  уже год, наверное.
           Мужчины вышли на улицу, обошли дом, посмотрели, постучали, нашли лестницу и заглянули на крышу, посчитали необходимое количество стройматериалов для ремонта и пообещав, что все необходимое к вечеру завезут, удалились. Алексей с женой остались одни. Сидеть сложа руки не было времени и они принялись за работу-мыть и чистить дом. Через час подоспела помощь в лице тети Нюры, которая привезла подушки, матрас, одеяла на низкорослой лошаденке, запряженной в телегу. С её помощью дело пошло быстрее и к вечеру, когда были доставлены доски, краска и другие нужные для ремонта вещи, дом сверкал внутри чистотой и порядком: кровать заправлена, на окнах повешены занавески, на столе постелена новая клеенка, под порог брошен тканый коврик, печь протоплена. Даже чайник был вскипячен и позванивал на плите подпрыгивающей крышкой. В домишке уже можно было жить.
                Постепенно жизнь стала входить в своё русло. Алексей все время проводил в полевых выходах. Со своей партией уходил в тайгу, обследуя долины ручьев и речек в поисках золота. Уходили самое большое на неделю. Закладывали шарфы, делали контрольные смывы добытой породы, брали образцы коренных пород на поиски следов золота  коренной жилы, которую мечтали найти. Образцы несли в лабораторию, где камеральный обработкой образцов занималась  Мария с Валентиной и Людмилой и ещё двумя девушками с которыми она быстро подружилась. По крайней мере скучать было некогда.
                Короткое лето пролетело незаметно. На юг потянулись стаи птиц. С первым снегом вернулись из тайги и геологические партии. За зиму необходимо было обработать все накопившиеся материалы, нанести  новые данные на карту. Этим занимались сами геологи.
         Зима была долгой и студеной. Домишко. за ночь выстывал, топить приходилось дважды в сутки .А тут ещё стало понятно, что в семье летом будет пополнение. Мария и Алексей с радостью ждали малыша. Подготовка к рождению первенца занимала все долгие вечера .Алексей решил сам смастерить кроватку, пилил, строгал, что-то клеил. Маша училась вязать тёплые носочки и кофточки.
              Весна пришла как- то сразу и дружно. Снег со склонов сопок быстро сходил, превращаясь в быстрые ручьи. Речушка рядом с домом превратилась в  мутный бурный поток ,который  готов был снести старый домишко. Но дом был построен со знанием дела и  вода до него не дошла. Правда уплыла часть поленницы дров, Но это были небольшие потери. Вода как пришла быстро так и схлынула быстро. Склоны зазеленели, расцвёл багульник, который своими розово- сиреневыми цветами расписал все окрестности посёлка. До этого Марина даже представить не могла, какая это красота.
               А в июне родилась дочка. Молодые не могли на неё надышаться. А их родители начали звать их к себе, считая что в глуши ребёнку плохо: ни искупать, не промыть как следует нельзя. Но Мария не хотела оставлять мужа, а Алексей своим пообещал, что приедут в отпуск, когда вновь ляжет снег, а Лизонька немного окрепнет и подрастает.
                Алексей с партией отправился в горы, а Маша осталась дома. Подружки с работы навещали почти каждый день, приносили продукты и новости. Так что скучать не приходилось. Однажды утром Мария убиралась в доме и подметая пол обнаружила длинный седой волос. Но не придала этому никакого значения. А через день история повторилась: утром седой волос обнаружила на столе, а через неделю -у детской кроватки. Беспокойство и ужас охватили её, когда однажды ночью услышала скрип половиц и, открыв глаза, увидела, что у кровати дочери стоит ужасная старуха. Одежда на ней была неопрятная, из под юбки были видны видавшие виды стоптанные сапоги, а из-под шапочки выбивались седые длинные космы. Маша пошевелилась, хотела встать, но старуха исчезла, как будто её и не было. "Неужто приснилось"-мелькнула мысль. Но все же встала, подошла к кроватке. Дочка крепко спокойно спала. Поправив одеяльце, Маша снова легла, но сон не шёл. Пролежав до утра, твёрдо решила расспросить подруг о старухе. После завтрака положила Лизу в коляску и отправилась в свою лабораторию. Людмила с Валентиной обрадовались её приходу, можно было отвлечься от работы и поболтать. Но когда узнали о цели её прихода, замолчали и отвели глаза.
-Не молчите, а выкладывайте все что знаете про привидение!- настаивала Мария.-Подруги называетесь, а сами молчите, ведь мне и Лизе может угрожает опасность!

Те, помолчав ещё немного, собрались с мыслями и вот что рассказали, правда предупредив, что сами многого не знают, а только по слухам.
               Когда-то давно в этих местах жила  шаманка. Посёлка этого не было, был только построенный ею домик на берегу ручья. Знала она не только заговоры и камлания, но и лечебные травы. К ней приезжали  лечиться со всей округи. Так что жила безбедно. Был у неё сын, который, когда немного подрос, стал помогать ей в сборе трав и кореньев. С ним она уходила в тайгу летом порой на несколько дней. А когда сын вырос, то стал хорошим охотником. Но однажды сын с охоты не вернулся. Прождав сына несколько дней, шаманка пошла искать его в тайгу. Искала долго, призывая в помощь лесных духов и духов земли и неба, но единственное, что ей удалось найти это его ружьё и охотничий кожаный мешок. Вернувшись домой она долго горевала, а потом бесследно исчезла.
Рассказ подруг потряс Машу.
-Но как же так! Вы думаете, это шаманка ко мне приходит и оставляет седые волосы в доме?
-Не знаю. Может и она. Не ты первая к кому она приходила. Люди живут спокойно, пока в доме не появляется ребёнок.- Людмила смотрела на Машу участливым взглядом.- Она приходит после рождения ребёнка или в семью уже имеющую его. Говорят, что все ищет сына, навещает дом в надежде, что он там появился. После того как она исчезла из дома, её никто не видел. Неупокоенная душа не может найти своего места.
                Рассказ подруг ещё больше встревожил Марию. На ночь она положила дочку рядом с собой в постель. Так ей показалось безопасней. Оставила зажженным ночник. Проснулась среди ночи от того, что скрипнула пословица, и она почувствовала на себе чей-то взгляд. Она боялась открыть глаза и лежала почти не дыша, прижимая к себе Лизу. Превозмогая страх она приоткрыла глаза и готова была закричать, но крик застрял в горле, да и дочку боялась испугать. Над собой она увидела тёмное, морщинистые лицо старухи. Её волосы почти касались Машиной груди. Но старуха смотрела не на нее, а лежащую рядом Лизу. Губы старухи шевелились, она как будто что-то бормотала. Почувствовав Маринин взгляд, она исчезла. А Мария тихо заплакала, впервые дав волю слезам.
              К её великой радости на следующий день к вечеру из маршрута вернулся Алексей. .Он застал жену с заплаканными глазами. На вопрос ,что случилось, Маша разревелась и только твердила "давай уедем отсюда и поскорее".
-Маша, но тебе ведь нравилось здесь. Скоро дом достроят, нам квартиру дадут.
-Нет, уедем сейчас, если мы с дочкой тебе дороги и ты боишься нас потерять.
Она ещё что-то говорила о смерти, какой-то шаманке, но Алексей ничего из её рассказа, вперемешку со слезами, не понял. Единственное, что ему стало ясно, что сейчас жену    ничто не остановит.               
      Утром Алексей сразу отправился в Управление и первым делом зашёл в лабораторию. На месте была Валентина, она и прояснила ситуацию, рассказав о визите Маши и о её "привидении". А так же рассказала историю шаманки. Алексей призадумался. Все оказалось серьезнее, чем он предполагал. Надо было на что-то решаться. Решил зайти к начальнику Василию Петровичу. Тот оказался на месте. Алексей тянуть время не стал и напрямую спросил, были ли подобные случаи в этом домишке. Петрович вздохнул и отвел глаза.
-Да что-то подобное один раз уже было. Но сам понимаешь, с жильем у нас туго, поэтому молодая семья уехала, когда родился ребёнок. Жалко, конечно, специалистов теряем.
-Мы тоже увольняется, -заявил Алексей.- Ждать не можем, когда, наконец, общежитие достроят. Мне моя семья дорога. Я пишу заявление об уходе.
-Может доработаешь до окончания сезона? Уже немного осталось.
-Нет. Я уйду в маршрут, а что Маша  будет делать? Она же с ума сойдет!
На этом разговор был окончен. Василию Петровичу возразить было нечего. Не в конторе же селить молодых.
Написав заявление, Алексей вернулся домой. Объявил жене, что можно собираться в дорогу. Оставалось оповестить родителей Алексея, что едут домой.
Сборы были недолгими. Василий Петрович дал машину, чтобы довезти их до города и помочь сесть в поезд.

                После маленького домишки родительская трёхкомнатная квартира казалась царскими палатами. В городе начал строиться большой завод, поэтому геологи требовались. Конечно не специалисты по золотым россыпям и рудным полезным ископаемым, но геологическое управление существовало, и Алексей без труда устроился на работу. Работа была рутинной –в основном исследование грунтов, поэтому Алексей скучал по горам и таежным маршрутам. Но глядя на повеселевшую жену и дочку настроение сразу поднималось. Город быстро рос вместе с заводом. Не прошло и полгода, как им дали двухкомнатную квартиру. Когда Лизе было  2 года, родилась Анютка и вся семья переехала в четырехкомнатную квартиру. Жизнь полностью наладилась. Нет-нет да возникала у Алексея мысль, что шаманка тогда появилась не случайно. Она дала понять, что надо круто поменять жизнь пока не поздно, что у них все получиться. А в тайгу можно ездить в отпуск. Да, все получилось, пострадала только мечта…