Зверям на Севере издревле поклонялись как священным животным.
Одними из главных животных в северных мифах и фольклоре считались: медведь - бурый и белый, волк, олень, лось и лиса.
Первопредком саамов, согласно их легенде, был олень. Древний миф повествует о происхождении Кольских саамов от чудесного оленя-оборотня Мяндаша.
В Пермском крае почитали лося, считая его первопредком.
У русских на Севере, а также у Коми и Удмуртов, известна легенда о чудесном олене, который на Ильин день сам выходил к церкви из леса, чтобы быть принесённым в жертву. Но однажды олень запоздал, и старики вместо него принесли в жертву корову. С тех пор лесной зверь перестал появляться. В этой легенде скрыт подтекст о смене охотничьего культа к скотоводческому.
На Севере ласки, куницы воспринимались как хранители дома.
Слово олень на карельском языке звучит как педру–айне, лось – хирви.
В северных говорах очень широкий набор слов обозначающих животных, особенно оленей и белок.
Названий белок в говорах насчитывается более десятка, это: векша – общее название белки, печёрка – водящаяся в лесах по реке Печора, Вашка – бусая, Дурлянка – краснохвостая белка.
Также очень много названий оленя - самца, самки и в зависимости от возраста: это и важенка, ванделваженка – по третьему году, ванделка – по второму году, лопанка – молодая олениха до года, контус, кундус - зрелый олень- самец, , гирвас, ирвас, шардун – олени - самцы по второму году, келок – молодой олень до одного года.
Много легенд связано с животными. На Севере сохраняются игры и танцы, во время которых человек в движениях показывает особенности животных, их повадки, он таким образом как бы перевоплощается в него. Это своеобразный обряд соединения со своим первопредком.
Картинка из интернета