История дурнушки

Ирина Граузите
 
   Юля помнит себя примерно с трехлетнего возраста . Как  жилось в тяжелые послевоенные годы, она не ощутила  -   детство  было по- настоящему счастливым.  Молодые родители с утра до ночи на работе, первая, самая любимая внучка полностью на руках  бабушки. Та хлопотала по дому, а малышка, стоя в перевернутой табуретке,(  манежей в то время не было) внимательно слушала бабушкину речь.  Ласковые интонации голоса  успокаивали малышку, по природе  нежную  и боязливую.  Если по радио звучала торжественно печальная музыка  Баха,  девочка начинала тихонько жалостливо плакать. Так проявлялся данный ей свыше меланхолический темперамент.
  В трехлетнем возрасте  была отправлена на свой хлеб  -  в детский сад.  Нужно же приобщать дитя к жизни в социуме. Юлька навсегда  с благодарностью запомнила имена  своих воспитательниц .  Эта добрая память соседствовала  и с первыми обидами.  Девочка родилась левшой, как в те времена говорили: "левша – неправильная душа”. Все свои силы праворукие взрослые  бросили на переучивание,  приведение дитяти к общепринятым стандартам.
- Юля, ложку держи в правой руке.
- Юля, карандаш возьми в правую руку.
- Почему у тебя опять ножницы в левой руке, быстро переложи их в правую.
Для яркого подтверждения Юлькиной неправильности всему детскому сообществу демонстрировались рисунки, аппликации и прочие художества левши.  Возможно, зная  природную меланхоличность ребенка,  это дало толчок к  появлению отвратительного чувства  неполноценности. (Вот они истоки – все из детства ). Тяжко ощущать себя хуже других, не соответствовать принятым в то время эталонам.  Сейчас, когда леворукость грехом не считается, Юля с интересом и даже скрытым восторгом любуется, как необычно красиво пишут  одинаковые с ней левши, не испорченные перевоспитанием.
    Первую учительницу возмущали Юлькины каракули   и сделали ее  постоянным объектом   насмешек одноклассников.
Семья переехала в другой район на окраине города.  Другая школа.  Из одноклассников она одна получила детсадовское обучение и воспитание, поэтому стала палочкой – выручалочкой  на школьных праздниках .Умела выразительно читать стихи,  петь,  танцевать,  на время забылся стереотип неполноценности . Да не тут –то было. Для новой учительницы важно  воспитание скромности.  Юльку она  почему – то определила выскочкой ,   да еще кто-то из завистников доложил – ей, принцессе, даже портфель подружки носят.  Вызвали родителей, дома отец провел  воспитательную беседу, какой должна быть советская девочка. Закрепилось в девчачьей головке – не высовываться,  быть как все ,тогда меньше будут тебя замечать и перевоспитывать.   У детей свои проблемы, о которых взрослые часто не задумываются , им  некогда замечать,  вникать, разбираться, особенно, если ребенок кажется внешне вполне благополучным, послушно  пытается соответствовать амбициям близких людей.  Любимой бабушке  неожиданно пришлось уехать  помогать своей другой дочери с новорожденным ребенком.  Как  же горестно было это расставание.  Юлька не могла понять и смириться с превратностями  жизни.  Через год  родился  брат. Вся любовь,  забота  – ему.  Старшей дочке восемь , пусть быстрее взрослеет.  Невдомек,  что   резко перейти к новому своему семейному статусу  ой как трудно.  Из- за ревности или  за то, что отнял у нее внимание родителей,  полюбить капризного, вечно орущего брательника не случилось.  Наследный прынц  быстро рос– натуральный голубоглазый блондин,  в его тени девочка чувствовала себя  серенькой мышкой.  Все родня по матери расхваливала его, а   на Юльку смотрели разочарованно: "Ах, жаль на отца  похожа."  Отец,  высокий, стройный, темно русые волосы -  для мужчины очень даже хорош . Это для мужчины,  у девочек  другие критерии привлекательности.  Подростковая Юлькина неуклюжесть  добавила страданий.  Она не знала, куда деть свои вдруг  удлинившиеся руки, мучительно но ночам болели коленки растущих ног, не могла принять новые пропорции лица. Носик из пуговки превращался в полноценный  нос.  Девочка пыталась найти  утешения у взрослых,  они решили, что капризничает без повода. 
- Вот возьму и умру, поплачете тогда, какая дочечка была хорошая, а мы ее недолюбливали. Конечно, вы  любите только  сына,  а я вам не нужна совсем, я ж такая некрасивая  - думала она, тихонько оплакивая свои детские обиды.
    Родители не заморачивались подростковыми проблемами  -  ласки, поддержи, внимания,  сочувствия и убеждений, что все так растут,  ей  не доставало.  Всем необходимым обеспечили, не обижают, а в строгости держат - так  для ее же пользы.
Девочки-подружки на глазах подрастают, их уже интересуют мальчики, особенно те, что года на два постарше.  Одна из них, хорошенькая  глуповатая  троичница,  доканывала Юльку своими – Ой, как он посмотрел на меня,  мне так нравится этот мальчик -  и все в этом роде. Домашние задания подружка списывала у Юльки. 
- Вот какими мыслишками заполнена эта хорошенькая головка.  А сколько страданий мучают ее, если понравившийся мальчик не обращает внимания  –думала Юлька. Сама  она ни с кем не делилась подобными переживаниями, что толку.  Главное, сейчас хорошо учиться и скромненько себя вести. Родителям не составило труда  воспитать удобного для себя ребенка.
  Какая же девчонка не хотела  бы быть красавицей! Да разве угонишься за  эталонами красоты. То в моде девушки хрупкие, изящные,то пухленькие, то стройняшки, то среднего роста с правильными пропорциями тела, то чтоб ноги от ушей (  разве это пропорционально).  Сколько пустых переживаний приносят эти выдуманные условности.  Да еще в те времена немало важно  стремиться соответствовать Моральному Кодексу Строителя Коммунизма,  только коммунизм   так и не смогли построить.  Попробуй  соответствовать всему и сразу – слабО.  В голове у Юльки неразбериха.  К родителям обращаться за разъяснениями бесполезно, они вечно заняты – строят коммунизм. Что бы обществу не разработать кодекс счастливого человека. Наверное, был бы этот человек, и морален, и красив, и пользы приносил больше своему государству. Но такой кодекс разработать потруднее, чем списать христианские догмы и выдать вековую мудрость за свое изобретение. Мечутся  незрелые души между красотой внешней и настоящей, душевной.  Жаль, что редко встречается  гармоничное сочетание  в одном человеке таких достоинств.
  Себе в утешение Юлька размышляет, а что красавицы всегда счастливы? Их красота, как приманка – мохнатый шмель не душистый хмель и тд. Любят их, как красивую игрушку и желанную добычу.  Такая любовь, а скорей страсть, быстротечна, разве о такой есть смысл  мечтать. Так может безопасней быть серой мышкой. Живи себе спокойно, расти, развивайся, учись. Всему свое время.
Юлькино взросление шло медленней   сверстниц. Она, худенькая, хрупкая, долго ходила в подростках .  Подружки рано выскакивали замуж -  все по понятиям  тогда принятым.  При встречах с знакомыми часто звучал вопрос:
 – Ну как, ты вышла замуж?
– Нет еще. Смотрят  сочувственно.
 Она думает – Что им за дело? Куда спешить? Почему я должна поступать, как все.   Юльке  скорее хотелось быть самостоятельной, получить профессию, работать, а все остальное потом. Конечно, были у нее влюбленности.  Но откуда- то из детского опыта просыпалось чувство неуверенности в себе.  Чем больше ей  кто-то нравился, тем сильнее оно ее сковывало -  переусердствовали предки с критикой и воспитанием скромности Хорошо бы в жизни знать и о своих достоинствах, а не утопать в недостатках. Ей легче было издалека наблюдать за предметом своих симпатий.   А может судьба берегла ее.   Любовь, неразделенная, единственная в ее жизни, вряд ли сделала бы ее счастливой. так и осталась она  в мечтах и памяти.
  Пришло время, расцвела Юлька,  повзрослела.  Но мужских взглядов не ловила и не замечала. Ей говорили об этом, она только удивлялась – так глубоко засело  дурнушкино восприятие себя.
 Когда будущий муж признался ей в любви,  она увидела и почувствовала его восхищение, не смогла не ответить благодарной взаимностью. Те. кто любит, делают нас счастливыми.  Легко  определить  любима ли женщина.  У нее особенно блестят глаза, добрая естественная улыбка, уверенность в движениях.  Она красива, даже если ее внешность далека от совершенства.