Монголо-татарское наследие среднего Дона

Вздрогнет деревце в ночи
Ветер листья покачнет
Тише,  тише не шуми
Кони переходят  брод...

Мы поскачем на конях
На пылающий  рассвет
Что найдем, то заберем
И никто не скажет - нет.

О, прекрасный наш Битюг
Керу - Савала, Тойда, Курлак
Где Чамлык там югары улэн
К небу тянется эрем  вот так...

Определение татар. Тюркские племена, преимущественно  кипчакской языковой общности, кочевавшие на протяженности степи Дэшт-и-кипчак, от Монголии до Венгрии, получили название татары. Это экзоним, некогда произошедший от названия одного из монгольских племён, распространившийся на большинство кочевых тюрков в период монгольского нашествия. Монголы завоевывали и рассеивали на своём пути всех тюрков, включая их в свои орды, и впоследствии включаясь в качестве верхушки (Чингизиды).  Кочевые племена монгольского происхождения постоянно контактировали с тюркскими племенами такого же типа хозяйства и образа жизни, постоянно, так или иначе интегрируя себя в тюрков. В прежние времена все восточные и северокавказские народы именовали татарами. Татары – собирательное название, это неоднородные тюркские племена, изначально со схожей культурой кочевого  быта.

Этногенез. Множество тюркских племен в разные века кочевало в ареале степей Дешт-и-Кипчак, в частности в  рассматриваемой области междуречья Дона и Волги. Это были и гунны, авары, оногуры, кутригуры, утигуры,  каракалпаки - черные клобуки  (торки, берендеи, ковуи, турпеи, каепичи), бродники, донцы, булгары (черные болгары), печенеги, хазары, половцы, куманы, куны, кимаки,  и многие не идентифицированные, впоследствии  ассимилированные тюркские племена, кипчакской, булгарской, огузской южной ветвей.  И некоторые монгольского по большей части происхождения и языка.  Многие ушли на запад, растворившись в восточно-европейских народах, став из кочевых Болгар-тюрков Болгарами славянами,  в Буджакские степи, образов этнос Буджакских татар, Дунайских татар, некоторые разлились по территории современной Венгрии,  многие обрусели или оказачились в полиэтнических поселениях,  многие перешли в другие виды тюркских народностей, существенно различавшихся даже по юртовым родам. Отдельные группы осели в Польше и Литве – литовские татары, в несвойственных кочевой культуре регионах, также на территории современной Белоруссии. Многие ушли вверх по Волге в Волжскую Булгарию, основывая казанский этнос, Башкирские роды, и на юг – в Крым став Крымскими Нугай, на Кавказ, став разрозненными ногайцами, кумыками, карачаево-балкарцами. На левый берез Волги, в бывшую Ногайскую орду – современный Казахстан, влившись в казахские роды - Кипчаклар. Оставшись как татары лишь астраханскими, кундровскими, юртовскими, ногайцами и мишари на территории северного Кавказа и в междуречье нижнего Дона и по всей протяженности Волги.  Много татар поздней эпохи распада Золотой орды перешли в русскую аристократию, казачество, дворянство, крестьянство.
 
Межэтнические взаимодействия. Различный образ жизни и тип хозяйства ограничивал ассимилятивные процессы  кочевников с оседлым населением. Но при постоянных междоусобицах кочевников между собой,  разорением и вынужденным бегством в оседлые районы, постоянно прибывали различные потоки тюрков. Как по Волге вверх, в Булгарию, так и на окраины лесостепной части верхнего и среднего Дона. Особенно это было выраженно при распаде Золотой орды и при   продвижении в Дикое поле. Волны миграций с северо-востока, юга, наряду со славянскими переселенцами с севера и западных областей собирали воедино людей различных культур и этносов в диком поле.  После прекращения набегов, развитии государства и активном заселении центрального Черноземья. Началось это при строительстве Усманского участка Белгородской засечной черты.

Ареалы кочевий. Тип хозяйства и быт, вид, этнопсихология. Степь, кони, отгонное скотоводство. Набеги, похищение и захват людей и скота, для мелких родов кочевников. И обложение данью от лица ханов золотой орды. Сам образ жизни диктовал такое поведение в типаже хозяйства. Странники, дикие охотники и хищники из степей. Степняки-кочевники жили в юртах и кибитках, пища состояла преимущественно из мяса, кумыса, катали в окатыши творог и что-то типа сыра  корот, похожего на монгольские ааруул и хурууд. Мясо ели часто сырым. Вяленое и сушеное, балык, бастурма. Часто жарили на костре – шашлык.  Мясо было не только баранина и конина, но и добыча на охоте. Вялили мясо на конском поте, развешивая его конях, реже на солончаках. Такое мясо отлично хранилось, удобно запасалось. Татары были всегда по культуре кочевники-скотоводы и охотники, и поэтому были хорошие охотники. Реже в пище присутствовали каши из злаков степных растений, проса, сушеные фрукты.  Инвентарь всегда состоял в основном из холодного оружия кочевников - ножей, шашек, луков со стрелами, копьев. Также с множеством всяких арканов, веревок, поводов для коней. Одежда  - шерстяные халаты и тюбетейки, жилеты. Тулупы, сапоги и шапки - из шкур и войлока. Железа в одежде и экипировке практически не было. В теплые времена года часто головы брили наголо, так как было солнце жара и пыльные ветры. В степи в жару на коне, в пути, в пыли, на перегонах, бритая голова это было практичнее, чище и комфортнее. Многие тюркские народы Дона брились наголо, это вошло в традиции степняков. Тракты, шлях, сакма – степные пути, маршруты и дороги, с бродами у рек и местами стойбищ. Знали тракты, и кочевали по ним, останавливаясь на стойбища в знакомых местах у рек и других водоёмов, около полос леса или зарослей. Наиболее известные: Кальмиусская сакма, Муравский шлях, сакма Батыя, Изюмская сакма, Бакаев шлях, Кончаковский шлях, Черный шлях, Кучманский шлях.  После распада Золотой орды территория среднего Дона являлась частью Большой орды. По левому берегу проходили тракты ногайских татар и калмыков, с правого берега Дона  крымских татар и примыкавших к ним татар азовского побережья, нугаев не проникнувших в Крым. Местные же татары этого междуречья мигрировали и ассимилировались в основной своей части, это некогда были  и битюгские татары, и юртовские татары Большой орды. Крымское ханство было по всей территории южной Украины и Краснодарского края, части Ростовской области. Набеги были постоянной и неотъемлемой частью хозяйства татар. И длительной невозможностью из-за этого заселения среднего Дона как Дикого поля для славянско-финно-угорского населения. Города и села  постоянно разорялись, люди и скот захватывались. Это побудило в итоге создать Белгородскую засечную черту, в Липецкой области это Усманский татарский вал, большой протяженностью. С привлечением населения из других северных и западных регионов. Служивых людей, казаков, детей боярских, однодворцев. После этого вплоть до 19 века на среднем Дону наблюдались небольшие кочевья предположительно ногайских татар и калмыков, не идентифицированных юртовских татар бывшей большой орды. В основном они ограничивались в это время кочевьями в районе бассейна рек Битюга и Хопра, по прежним местам битюгских татар. Битюгские татары к тому времени давно оказачились, ассимилировались в хоперских казаков, и разъехались после нашествия Тамерлана. Хоперские же казаки в свою очередь разбрелись по соседним регионам. С усилением администрации и продвижением в дикое поле набеги стали редки, мелки по масштабам, это был скорее просто разбой, и ограничивались угоном скота и грабежами.

Антропологический облик. Антропологический облик кочевников был вида уральского, южно-сибирских смешанных типов. Городские оседлые татары Крыма, и тюрки Волжской Булгарии более европеоидны. В побережном  Крыму это греческое, европейское и итальянское наследие, на верхней Волге это финно-угорское. Степняки близкие к европеоидному облику, вероятно, унаследовали его от ирано-язычных скифов и сарматов, аланов.  В степях же народы  тюркские ближе к  монголам, в связи более азиатского вида. Низкорослые, коренастые, с широкими скулами, раскосыми глазами, уплощенным лицом, чуть смуглые.  Заселение среднего Дона превратило потомков тюрков, казаков, славян и финно-угров в единую общность, в единый великорусский этнос. В одной деревне или её части потомки цуканов, в другой – тагалаев. И вот какая-то местная сельская красавица восточной внешности улыбнётся украдкой. И вот другая, твоя знакомая, по мнению городских парней, какая-то узбечка. А она родом из воронежских степей, из захолустья.  На среднем Дону, до новых потоков миграций, в некоторых местах среди местного населения часто заметны антропологические азиатские признаки. Они порой контрастны, пестры и очень различны - среди светлых голов и синих глаз, темные карие и по степному раскосые. Как упоминал Иван Бунин в рассказе – Антоновские яблоки, сам же воронежский дворянин, с татарскими корнями. 

Раскопки. В наше время на курганах раскапывают татарские монеты, то ли золотоордынские с южной стороны, или не идентифицированные в точности. Изображены на этой медной чешуе – барашек, а на других птица, возможно эпоха Мамая. Так говорят нумизматы.  Могильники, склепы монгольских (Олень-колодезь) и татарских (Мечеть, Мечетка) знатных захоронений, идентифицированы в Липецкой и Воронежской областях.  Множество определяемых курганов, для черных копателей и знатоков.  Часть склепов и захоронений сопряжена с бывшими крупными татарскими селениями (село Мечеть Воронежская область). На среднем Дону было крупное казачье-татарское государство Червленый яр, со смешанным населением и религиями. В междуречье Дона и Хопра множество захоронений мусульманского обряда. Множество  хазарских и половецких захоронений: район древнего города Саркел (Белая Вежа), Семикаракорская крепость,  Крымское городище (Ростовская область), Золотые горки, Маяцкое городище (Воронежская область), половцам принадлежали захоронения у села Старая Калитва, курганный могильник у села Третьяки Борисоглебского района и другие, изваяния у села Старая Криуша Петропавловского района.

Религия. Ислам пришёл сначала в города Золотой орды,  но не в степи. Выступив политическим фактором среди знати. Древние, исконные религии тюрков и монголов всегда были исконно языческого толка - тенгрианство, шаманизм, камлание и разновидности индивидуальных видов тотемного язычества. При переходе к оседлости, верхушка и знать, как правило, часто меняло религию, например в Хазарском каганате с традиционным тенгрианством и язычеством, соседствовали иудаизм, христианство и ислам. В Золотой орде, в крупных городах Чингизиды  начали принимать ислам. Это связанно и разнородностью населения и культурным обменом в городских, оседлых условиях. При переходе татар в казачество, язычники и тенгрианцы становились христианами, были казаки-мусульмане, причём не только на Дону, но и за Волгой повсюду (тептяри), конечно это были в основном тюрки татары. Казаки-татары христианского вероисповедания  это так же тептяри,   крящены и новокрящены, нагайбаки, казаки-башкиры, уральские казаки-ногайцы. Это этносословные и субэтносы казаков-татар, башкир. Так же на Дону были среди казаков и буддисты, это казаки калмыкского происхождения.  В более позднее время при заселении края, из татар-мусульман делали новокрещен, освобождая при принятии православия от налогов и наделяя землей четвертного землевладения как служилых людей. Степные же татары не отличались консервативностью, и при переходе к непривычному оседлому образу жизни сразу же принимали окружающую религию. Мусульманскими общинами держались в основном оседлые татары-мишари тамбовской губернии, средне-волжские. Которые в более ранний период мигрировали в финно-угорские леса мещеры, смешавшись с ними и поглотив их. Приняв как быт земледелие и ремесло. Их мусульманские древние кладбища присутствуют на территории современной Тамбовской области, датированные ещё эпохой Золотой орды.

Тюркская Топонимика Воронежского и Липецкого  края. Тюркский пласт. Названия рек – гидронимы, и местности – топонимы,  самые древние названия с обилием слов тюркского происхождения говорят об изначальном населении этих мест: Тойда, Курлак, Курлыковка, Эртиль, Кизляй, Матыра, Матренка - (Матур, Матурлык), Байгора, Ямань, Куймань, Аргамач, Асламово,  Улусарка, Еманка, Еманча, Чамлык, Тамлык, Тагайка, Танцырей, Хава, Битюг, Коротояк, Аксай,  Айдарово, Алабухи, Кардайл, Савала, Токай, Чигла, Карасу, Ярлуково, Карачан, Карачун, Чиганак, Чигорак, Бурнак, Чулок, Буерак, Богучар, Богучарка,  Тахтарка, Ясырки, Маза, Теллермановский лес, урочище Казар, Избердей, Толучеевка,  Шехмань, Осередь, Мечетка, Становое, Татарин Липяг, Кальмиу;сская сакма, Ногайская сторона Дона ... Среди казаков и однодворцев в речи присутствовало много татарской ономастики. (А.М. Кучеев 1970 . Следы тюркского элемента у однодворцев  (по данным языка и личной ономастики населения Усманского района Липецкой области). Что говорило вместе с антропологическим фенотипом о соответствующем происхождении.

Червленый яр,  этнология. Казачье государство на среднем Дону находилось в междуречье Дона и Хопра. Известен с 11 века. Из известных Атаманов – Сары Азман, инициалы дословно в переводе с татарского – желтый смешанный, вероятно из-за того что был рыжим метисом. Населяли червленоярцы -  казаки неизвестного происхождения,  люди славянского происхождения, мордва или другой финно-угорский этнос, возможно остатки половцев и алан, и полукочевые  Битюгские татары, названные по ареалу реки Битюг. Как ни странно население Червлёного яра часто нападало и грабило проезжавших по трактам ногайских татар.  Наиболее полно описал червленый яр – ученый-исследователь среднего Дона А.А. Шенников. Из потомков Червленоярцев, оставшихся на ближней территории – Хоперские казаки, которые являются оказаченными битюгскими татарами, а так же потомки однодворцев и служивых людей Усманского уезда  и Воронежа. Ассимилированные новыми волнами переселенцев.   

Лихие люди – разбойники. Кочевники не сумевшие перейти на земледелие и осесть в казачьих общинах и станицах, стать служилыми людьми или однодворцами, вольные казаки по зову степного ветра, ведущие бродячий образ жизни, беглые крестьяне из северных провинций, разный сброд из лихих людей, объединялись в разбойничьи шайки.  Грабили на трактах у лесов купцов и дворян.  Легенда о разбойнике Кудеяре, то ли бывшем хановом баскаке,  то ли казаке и разбойничьем  атамане, ставшим разбойником и поселившимся в воронежских лесах. Атамане Бае и его жене Домне (Лебедянь). Разбойничьих атаманах –  Кунаме (Лебедянь), Тяпке (несколько персонажей в разное время в разных местах) (Лебедянь), Русе, Наяне (около Доброго), Волдыре, Тарасе (около Доброго), атаманше Анне и многих других. Кунам - выкравший жен из гарема у самого хана Ахмата. Рус - владевший гипнозом и (мог привезти в свой стан богатый караван в сопровождении сотни татарских воинов). Как говорят предания, многие из них впоследствии крестились в православие, то есть до этого крещенными не были.  Много имеется мест, где по преданиям они спрятали свои клады из награбленного, так же как и предания о татарских кладах.

 Оседлые татары, полукочевые и кочевые, Волго-донского междуречья. Крупные татарские поселения присутствовали при заселении тамбовской губернии. Проводилась политика христианизации путем освобождения крестившихся татар – Новокрещенов от налогов. Выделялась земля, и  к оседлым  средне волжским мишарским татарам тамбовской губернии, которым не было чуждо крестьянство и земледелие  примыкали бывшие полукочевые и кочевые степняки со всего юга.  Остальные вольные степняки распределялись по другим местам и в основном оказачивались. (хутор Татарский, Ростовская область).  Некоторая статистика в заниженных цифрах на конец 19 века.  По выписке, сделанной Тамбовской Духовной Консисторией из опубликованных сведений Тамбовскаго Губернскаго Статистическаго Комитета за 1893 год, в Тамбовской губернии всех татар оказалось 24000 души, из которых: 21000 – мухаммедан.3000 – христиан. Из всего этого числа (24000) приходится на 12 уездов Тамбовской губернии: 1) Темниковский уезд: муж. пола 3400 жен. – 3344 | 6744 2) Елатомский уезд: муж. пола 3220 жен. – 3203 | 6423 3) Спасский уезд: муж. пола 1282 жен. – 1299 | 2581 4) Тамбовский уезд: муж. пола 575 жен. – 540 | 1115 5) Борисоглебский уезд муж. пола 215 жен. – 214 | 429 6) Остальные 7 уездов: обоего пола 6708 душ. Надо думать, что в числе 3000 татар-христиан некоторая доля приходится и на татар, отпавших от православия и снова принявших мухаммеданство.

Татарский вал. Белгородская засечная черта. Усманский вал. Татарский вал. Оборонительная  засечная черта против набегов крымских татар на правобережье дона и ногайских татар и калмыков  левобережного дона. Была активно застроена в 16 веке при усиливающемся продвижении российского государства в степи. 
(Географическое положение. Белгородская засечная черта проходила по территории современных Сумской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей, от реки Ворскла (район современного села Томаровка Белгородской области), где в 1654 году находилась граница Русского царства и Речи Посполитой, до реки Челновая (Тамбовская область).
Белгородская засечная черта может быть представлена в виде двух прямых линий, образующих угол при соединении у впадения в Дон Тихой Сосны. Протяжённость линии 600 километров, с учётом изгибов — 800 км.
Строить земляной вал было решено в марте 1636 года. В январе 1637 года Боярская дума приняла решение о строительстве таких же линий поперёк других основных путей нападения татар:
• Муравский шлях
• Изюмский шлях
• Бакаев шлях
• Ногайский шлях
• Пахнуцкий шлях
• Кальмиусский шлях
Участки Белгородской черты
• 1. Олешнинский участок
• 2. Вольновский участок
• 3. Хотмыжский участок
• 4. Карповский участок
• 5. Болховецкий участок
• 6. Белгородский участок
• 7. Нежегольский участок
• 8. Короченский участок
• 9. Яблоновский участок
• 10. Новооскольский участок
• 11. Верхососенский участок
• 12. Усердский участок
• 13. Ольшанский участок
• 14. Острогожский участок
• 15. Коротоякский участок
• 16. участок Борщева монастыря.
• 17. Костенский участок
• 18. Воронежский участок
• 19. Орловский участок
• 20. Усманский участок
• 21. Белоколодский участок
• 22. Укрепления вотчинного города Романова
• 23. Сокольский участок
• 24. Добровский участок
• 25. Козловский участок
Крепости черты
Непосредственно на самой Белгородской черте находились следующие крепости и остроги (в скобках указаны годы основания):
• Козлов (1635)
• Добрый (1647)
• Сокольск (1647)
• Романов (1614)
• Белоколодск (1663)
• Усмань (1646)
• Орлов (1645)
• Воронеж (1586)
• Костенск (1644)
• Борщев монастырь (1615)
• Урыв (1646)
• Коротояк (1648)
• Острогожск (1652)
• Ольшанск (1645)
• Усерд (1637)
• Верхососенск (1637)
• Царёв-Алексеев (1637)
• Яблонов (1637)
• Короча (1638)
• Нежегольск (1654)
• Белгород (1593) — главный город-крепость
• Болховец (1646)
• Карпов (1646)
• Хотмыжск (1640)
• Вольный курган (1640)
• Ахтырка (1654)
• Тамбов (1636)
Несмотря на то, что укрепления Троицкого, Романова и Борщева монастыря входили в состав Белгородской черты, воеводе Белгородского разряда они не подчинялись.
Романов был вотчинным городом бояр, а после — царской династии Романовых.Троицкий монастырь основанный недалеко от Козлова основан в 1622 году и являлся казачьим.
Борщев монастырь был основан донскими казаками для атаманов и казаков, «которые из них постригаются и, которые из них же раненые и увечные в том монастыре будут» и с самого своего возникновения был зависим от Войска Донского. Казаки в 1621 г. выхлопотали монастырю богатый Богацкой ухожей на Дону и впоследствии помогали монастырскому начальству в его тяжбах с коротоякскими детьми боярскими и костенскими драгунами. Без разрешения донского войскового круга, игумен даже боялся выполнять распоряжения епархиальной власти. Выселенные из Костенска полковые казаки заняли землю Борщевского монастыря — вотчину донских казаков, что вызвало тяжбу с Войском Донским, тянувшуюся до конца XVII века.
Кроме того, для «усиления» Белгородской черты были реконструированы существующие и дополнительно построены следующие крепости и остроги:
Между Белгородской и Тульской засечными чертами:
• Михайлов (1551)
• Ряжск (1572)
• Пронск (1536)
• Белёв (1572)
• Епифань (1571)
• Дедилов (1554)
• Мценск (1147)
• Новосиль (1157)
• Орёл (1564)
• Карачев (1146)
• Кромы (1596)
• Новгород-Северск (1125)
• Путивль (1126)
• Рыльск (1142)
• Курск (1586)
• Ливны (1586)
• Елец (1592)
• Донков (1570)
• Старый Оскол (1593)
• Ефремов (1638)
• Чернавск (1638)
• Землянск (1657)
• Демшинск (1683)
• Белополье (1672)
• Суджа (1664)
• Сумы (1652)
• Недригайлов (1668)
• Гадяч (1634)
Южнее Белгородской черты были построены следующие крепости и остроги:
По реке Ворскла — Рублёвка (1675)
По реке Оскол и её притокам:
• Валуйки (1693)
• Двуречная (1661)
• Купянка (1655)
• Сенков (1674)
• Горохватка (1680)
• Царев-Борисов (1600)
По реке Северский Донец и её притокам:
• Золочев (1680)
• Чугуев (1657)
• Змиёв (1656)
• Перекоп (1696)
• Балаклея (1654)
• Изюм (1680)
• Тор (1645)
• Маяцкий городок (1663)
• Старый Бельск (1655)
По реке Дон — Кагальник (1668)
История строительства
С целью защиты южных рубежей Московской Руси, помимо строительства городов-крепостей, в 1571 году реорганизуется сторожевая служба. В начале XVII века начинается сооружение Белгородской засечной черты, а с 1635 года, после обострения отношений с Крымским ханством часть черты была восстановлена — за рекой Окой. Помимо этого в конце 1630 года началось, а к концу 1640-х годов закончилось строительство новой части черты. Среди новых объектов — 18 городов-крепостей и 2 укреплённых района с системой острожков, валов, рвов и засек в Комарицкой волости под Севском и в Лебедянском уезде. В пределах Липецкой области в состав Белгородской засечной черты входили небольшие крепости: Сокольск (в северной части Липецка), Добрый (Доброе), Усмань, Демшинск, а также многие сёла.
В годы создания Засечной черты, расположенные на ней города и остроги (крепости) населялись, в основном, казаками. Это были так называемые «городовые казаки» — служилые люди, нанятые государством, в отличие от казаков вольных, которые были в то время практически разбойниками («беглые воры»). С построением городов и острогов вокруг одновременно возникали пригородные слободы, села и деревни. Они заселялись служилыми людьми из различных районов Московского государства. Служилыми людьми из г. Хотмыжска, в котором были поселены в 1650 г. казаки, стрельцы, пушкари были основаны слободы на Ворскле — Стрелецкая, Казацкая, Пушкарная, сохранившие свои названия до наших дней. В г. Новый Оскол в 1649 г. были переведены 200 семей казаков из Ельца. Болховец заселен в 1648 г. переселенцами из Карачаева. В 1651 г. количество казаков в городах и уездах на Белгородской черте составляло: Хотмыжск — 291; Карпов — 208; Белгород — 179; Короча — 140; Яблонов — 281; Царев-Алексеев — 481 и т. д.
Во второй половине XVII века, после создания Слободских казацких полков — Острогожского, Ахтырского, Харьковского, Изюмского, Сумского, Балаклейского и Змиевского, многие крепости Белгородской черты (Острогожск, Землянск, Новый Оскол, Урыв, Усерд, Ливны, Коротояк, Ахтырка, Изюм, Сумы, Валуйки и т. д.,) оказались под их управлением. Однако, гарнизоны крепостей в состав новосозданных полков не вошли, а продолжали подчиняться царским воеводам. Попытки слободских полковников записывать к себе в казаки московских служилых людей (стрельцов, пушкарей, городовых казаков, «детей боярских») немедленно пресекались.)

Казаки, оказачивание татар. Казак, есаул, ата-ман, курень, юрт, стан, все тюркские слова. Изначально казаки формировались из древнего тюркского населения нижнего Дона, впитывая в свои сообщества разно племенные потоки переселенцев. Татары, оказавшиеся после эпохи Золотой орды при усиливающемся влиянии России в степях в изменившихся условиях, стали мигрировать, ассимилироваться  или оказачиваться по всей территории бывшего дикого поля,  Кыпчакской степи.

PS

Дикое поле. Казаки. Заселение.  С колонизацией дикого поля, стали образовываться новые казачьи поселения вдоль Усманской засечной черты. Это были служивые люди, стрельцы, казаки. По ногайским трактам перемещались купцы. С возрастанием активности и численности населения, появлялись новые, свойственные эпохе заселения общности, этно-сословные.  Они были различны, так как были разнородны, различались по быту, обустройству жилищ, местам расселений. Казаки и служилые люди становились однодворцами,  служилым татарам выделялась земля четвертного землевладения, передаваемая по наследству, новокрещен освобождали от податей. В щацком уезде крещеные татары (Бахтиаровы, Маматкозины, Тюменевы, Ембулатовы, Тенишевы, Бигловы, Садаевы, Девятовы, Худяковы, Михалевы) – все они числились русскими, но на самом деле являлись потомками «новокрещен». (Байдакова Н.Н.)   


Рецензии
Очень хорошо,обоснованно раскрыта татарская и история казачества. Ярко выражены образованность, талант, правдивость и патриотизм автора. Понравилось.
C уважением,

Ильхам Ягудин   28.05.2019 11:04     Заявить о нарушении
Здравствуйте, как говорится - изнутри темы )
Спасибо, Рахмэт

Слава Чаво-Зайцев   28.05.2019 17:22   Заявить о нарушении