От Электричества до Телевидения 1961. ч. 1

Кучин Владимир
1961. ТЕЛЕРЕПОРТАЖ О ВСТРЕЧЕ ЮРИЯ ГАГАРИНА, 1-Я АЭС В ФРГ, ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД НА ЭКРАНЕ ЦТ СССР, СТЕРЕО FM В США, ТВ НА КАМЧАТКЕ, ГАУЯ

В 1961, 14 апреля, в 12 часов дня Центральное телевидение одновременно по 1-й и 2-й программам начало свои передачи с Внуковского аэродрома. Столица встречала первого советского космонавта Юрия Гагарина. Затем телекамеры перенесли зрителей на улицы Москвы, по которому ехал правительственный кортеж, и на Красную площадь, где состоялись митинг и демонстрация трудящихся.

Передачу из Москвы смотрели в городах 21-й области Российской Федерации, в Киеве, Харькове, Таллине, Риге, а также в Берлине, Варшаве, Праге, Будапеште, Лондоне, Хельсинки, Брюсселе, Стокгольме, Копенгагене, Осло, куда сигнал из Москвы поступал по сети «Евровизион».

В 18—00 по 1-й и 2-й программам ЦТ начались передачи праздничного вечера, выступления мастеров искусств транслировались из Москвы, из Ленинграда, из Киева. ТВ показало улицы и площади вечерней столицы, народные гуляния, торжественный салют.

В 1961 начали телевещание:
1 июня начинает работу 2-й немецкий телеканал ARD 2;
11 сентября начинает работу 2-й австрийский телеканал FS-2;
1 октября начинает работу в Канаде CTV;
17 октября начинает работу ТВ в Петропавловске-Камчатском.

В 1961, 17 июня, в небольшом городе Каль-на-Майне на границе Гессена и Баварии после трех лет строительства введена в эксплуатацию 1-я АЭС в ФРГ.

В 1961, 17 октября, проведена 1-я телепередача ЦТ из Кремлевского Дворца съездов, который был только что отстроен, и в нем начался 22-й съезд КПСС. Советский народ увидел на экране ТВ любимых руководителей: 2 доклада на съезде читал Никита Хрущёв, по одному Козлов и Горкин.

Никита Сергеевич в прямом телеэфире обещал, что «нынешнее поколение советских граждан будет жить при коммунизме», но обещание не выполнил, т. к. был отстранен от власти в октябре 1964.

В дальнейшем телепоказы партийных мероприятий из Дворца Съездов основательно утомили советского зрителя, т. к. продолжались еще 30 лет до 1991.

В 1961 в Риге начали серийный выпуск малогабаритного радиоприёмника «Гауя» (см. иллюстрацию). Супергетеродин «Гауя» был построен на 6 транзисторах П401 и П15, и работал в диапазонах ДВ 50…408 кГц и СВ 520..1600 кГц. Питался приемник от батареи «Крона». В комплект входил кожаный футляр, корпус приемника был из довольно хрупкой пластмассы. «Гауя» стоила достаточно дорого — 43 рубля, но для 1961 это был качественный аппарат — от японцев рижане отстали всего на 6 лет.

Реплика от автора.

В этом же 1961 в СССР началась эпидемия самодельного изготовления «карманных радиоприемников», как их тогда называли. Правдой и неправдой радиолюбители доставали транзисторы, в качестве динамика использовали капсюль от телефона, в качестве корпуса - пластмассовый  футляр для мыла - "мыльницу". Т.н. "радиохулиганы" обрывали в телефонах-автоматах трубки для "реализации" капсюлей радиолюбителям. Готовый аппарат в "мыльнице" стоил около 10 рублей - 4 бутылки водки в ценах 1961. Ажиотаж с мыльницами продлился около 2-х лет.