Где начинается авиация

Анатолий Сэт
     «Где  начинается  авиация -  там  заканчивается  порядок...» .
      Эта  крылатая  фраза  была  мне  знакома  с  детства.  Её  я  слышал  не  раз  в  военном  городке одной  из  воинских  частей  войск  ПВО,  где  тогда  служил  мой  отец.  Но  по  малолетству  не  совсем  понимал  смысла  этого  изречения.  Понимание  пришло  значительно  позже…
     Те,  кому  довелось  учиться  в  Ленинградском  гидрометеорологическом  институте  в  70 – 80-е  годы,  должны  помнить  офицеров  военной  кафедры,  среди  которых  особенно   выделялся  своей  колоритной  фигурой  майор  К.,  которому  студенты  очень  быстро  дали  прозвище  «майор  Кузя». 
     В  нашем  институте  он  появился – дай  бог  памяти – в  1975  году.  До  этого  майор  Кузя  многие  годы  нёс  свою  службу  на  Дворцовой  площади  в  Центре  управления  воздушным  движением.
     Был  он  очень  большим,  грузным,  но  при  этом  двигался  легко  и  быстро,  даже  стремительно.  Стригся  коротко,  почти  «под  ноль»  и  очень  был  похож  на  хрестоматийного  сержанта  американской  армии  из  фильма  «Золото  Маккены».  Студентов,  то  есть,   «курсантов»,  он  называл  коллегами:  «Сейчас  нам  коллега  имярек  расскажет  всё,  что  ему  известно  о  влиянии  элементов  погоды  на  точность  бомбометания». 
      Чувства  юмора  ему  было  не  занимать,   опыт  практической  работы  у  него  был  огромный,  и  занятия  проходили  весело  и  весьма  эффективно – примеры  из  жизни  оседали  в  головах  гораздо  охотнее  сухих  строк  наставлений  и  инструкций.  Занятия  он проводил  в  неформальной  обстановке,  общаясь  со  студентами  на  равных.  Однако  все  попытки  панибратства  пресекал  в  зародыше.   Был  он  для  студентов  скорее  авторитетным  старшим  товарищем,  нежели  строгим  преподавателем.  Вопросов  ему  задавали  множество,  а  он  терпеливо   отвечал  даже  на, казалось  бы, самые  глупые,  не  упуская  возможности  каждый  вопрос  разобрать,  что  называется,  по  косточкам,  доводя  знания  до  студенческих  мозгов. 
     Обучение  на  военной  кафедре,  кроме  теоретических  и  практических  занятий  в  институте,  предусматривало  и  аэродромную  практику,  а  после  нашего  выпуска  ввели  ещё  и  практику,  проходившую  в  летних  лагерях.
     Вот  как-то  раз  майор  Кузя  проводил  ознакомительное  занятие  со  студентами  на  одном  из  военных  аэродромов  под  Ленинградом.  Плановых  полётов  в  тот  день  не  было  и  привычной  аэродромной  суеты  не  наблюдалось.
     Студенты  во  главе  с  майором  зашли  в  комнату  метеослужбы.  Кузя  подробно  рассказал  об  оборудовании,  показал  работу  приборов.  Заканчивая  обзорную  экскурсию,  майор  Кузя  сказал:
     - Во  время  полётов  здесь  включена  громкая  связь,  и  дежурный  синоптик  слышит  все  переговоры  руководителя  полетов  с  самолётами.  Но  сейчас  полётов  нет,  поэтому  и  переговоров  нет.   Но  аппаратура  связи  должна  всегда  находиться  в  полной  готовности.
       Сказав  это,  Кузя  повернул  ручку  громкости.   Комната наполнилась  шорохами,  потрескиваниями  и  шипением  эфира.
     Майор  протянул  было  руку,  чтобы  убрать   громкость,  но   тут  неожиданно  раздался  щелчок  и  чей-то  голос,  назвав  позывные,  запросил  посадку.  Брови  майора  Кузи  взметнулись  вверх  от  удивления,  но  удивление  длилось  всего  мгновение,  и  он,   включив  станцию  на  передачу,  спросил: 
     - Эй,  парень,  ты  кто  и  откуда?
     А  далее  состоялся  такой  диалог:
     - Из  Вологды,  самолёт  на  плановый  ремонт  перегоняю.
     - Как  у  тебя  с  горючкой?
     - На  полчаса  хватит.
     - Ты  вот  что,  пройдись  ещё  разок  по  «коробочке»,  а  я  к  тому  времени  тут  всё  выясню.
     - Добро,  пройдусь…
     В  это  время  дверь открылась  и  появился  солдат  с  веником  и  тряпкой  в  руках.
     Кузя сделал  страшные  глаза:
     - Давай  скорее  кто  там  у  вас  есть!  Самолёт  в  воздухе,  посадку  запрашивает!
     Солдат,  бросив  своё  «вооружение»,  исчез,  а  майор  продолжал  разговор  с  пилотом. Причём  разговор  шёл  о  каких-то  пустяках,  никак  не  касаясь  текущего  очень  нештатного  момента.
     Прошло  совсем  немного  времени,  и  аэродром  ожил.   На  связь  с  самолётом  вышел  Руководитель  полётов,  прибежал  расчёт  метео  во  главе  с  дежурным  синоптиком,  и  студенты   вместе  с  майором  вынуждены  были  покинуть  помещение.   Но  майор  не  спешил  уходить,  застыв  в  ожидании.  И  только  когда  самолёт  сел  и  благополучно  зарулил  на  стоянку,  майор  снял  фуражку,  вытер  мокрый  лоб  и,  помолчав  немного,  произнёс:
     - М-да…  Где  начинается  авиация,  там  кончается   порядок.
     Но,  спохватившись,  добавил:
    - Ну,  такое  случается  не  каждый  день…