Воспоминание и забывание

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди)

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19). «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7). Моя проповедь называется «Воспоминание и забывание». К тексту «сие творите в Мое воспоминание» я возвращусь чуть позже, а сначала хочу немного разъяснить текст из книги Судей.
В книге Судей Бог называет злом две вещи: когда 1) человек отворачивается от Бога (или «забывает» Бога) и 2) начинает служить мини-господам (слово «Ваал» означает «господин»). Второе вытекает из первого.
Что означают слова «вспомнить» и «забыть» в Библии? Явно не то же самое, что в нашей современной жизни, когда мы говорим, например, об ученике, выучившем стихотворение или правило, отвечающего это на уроке и пытающегося вспомнить забытую строчку. Речь ведь не идет о том, что верующий человек забывает о существовании Бога или о жертве Иисуса Христа, потом напрягается и не может этого вспомнить. О чем тогда речь?
Тим Келлер пишет в комментарии на книгу Судей, что в Библии слова «забыть» и «вспомнить» имеют духовное значение. Когда люди просили Бога «вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои» (Пс.24:6) или «не вечно помни беззаконие» (Ис.64:9), они не считали, что Бог может буквально забыть, каков Он есть или что кто-то сделал. Просьба «вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои» означает «действуй согласно Твоему характеру». Просьба «не вечно помни беззаконие» означает «не действуй согласно тому, что Ты знаешь».
Поэтому фраза о том, что евреи «забыли Господа Бога своего» означает, что ими больше не управляло то, что они знали. Или другими словами: хотя они и знали, каков Бог и что Он хочет, эти вещи больше не были реальными, реалистичными для них.
Когда я учился в школе, нам надо было прочитать какой-нибудь рассказ Василия Шукшина, и я прочитал рассказ под названием «Чудик». Он небольшой по размеру, и я запомнил его до сих пор. Один мужчина, с которым постоянно случаются нелепые истории (его поэтому называют Чудик), собирается на Урал, к брату, с которым не виделся около двенадцати лет. В магазине, купив племянникам гостинцев, он замечает пятидесятирублевую бумажку (половина зарплаты) на полу. Когда он нашел ее, он обрадовался тому, что он такой внимательный и наблюдательный, и специально придумал, как бы красиво об этом сказать. И он произносит громко и весело: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются». Все заволновались, зашевелились, купюру подняли, положили у кассы, думая, что сейчас за ней кто-то вернется. Выйдя на улицу, Чудик осознает, что это именно он потерял свои деньги. Вернуться за ними он не смеет, думая, что люди примут его за человека, решившего прикарманить чужой полтинник.
Пятидесятирублевая купюра была изначально реальной в кармане Чудика, но не была реальной в его сознании. Он забыл о ней на время – и поэтому потерял. А когда нашел, не сразу вспомнил, что это его банкнота. А поэтому лишился ее окончательно. Когда Бог уже не так реален для нас, мы рискуем забыть Его. А забыв, рискуем потерять.
Духовная проблема, описанная в книге Судей, остается актуальной и сегодня: то, что мы знаем в своем разуме, может не быть реалистичным в наших сердцах. Или по-другому: это может быть знанием, которое не захватывает всего нашего существа, не начинает управлять нашими действиями.
Несколько недель назад на церковном разборе по второй главе послания Иакова я рассказывал про два вида знания и веры. Веровать можно по-разному. Вера может быть чисто умозрительной. Так, например, я верю, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и, если надо, я могу доказать это, но в моей жизни от этого ничего не меняется, я принимаю это, но это не оказывает никакого влияния на мою жизнь и на мои поступки. Но есть и другая вера: я верю, что 5+5=10 и не заплачу более десяти рублей за две плитки шоколада стоимостью пять рублей каждая - я не просто понимаю и помню этот факт, а поступаю соответственно. Иаков возражает против веры первого типа, против того, чтобы приняв факт, не позволять ему оказывать влияние на свою жизнь. Бесы убеждены в существовании Бога; они даже приходят в дрожь от мысли о Нем, но их вера ничего не меняет в них. Павел же имел в виду веру второго типа. Для него вера в Иисуса значила переводить эту веру во все сферы жизни и жить соответственно.
В этом заключается причина, по которой евреям – как и нам сегодня – снова и снова требовалось пробуждение: истины о Боге, которые когда-то приводили их в трепет, заставляли их голоса дрожать, а сердца биться учащенно, стали для них блеклыми, выцветшими, как старая рубашка, которую уже много раз стирали. Обыденными. Забылись. А после этого вера перестала управлять их жизнью.
Тим Келлер сравнивает сердце с ведром воды в холодный день, в котором постоянно образуется сверху ледяная корочка, если мы прекращаем регулярно ее разбивать.
Есть вещи, которые мы «знаем», но не «вкушаем» их: «вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс.33:9), «вы вкусили, что благ Господь» (1Пет.2:3).
Здесь впору вспомнить историю про дедушку Верзеллия, который помогал Давиду во время изгнания. Когда Давид и его войска возвращались после победы над Авессаломом, Давид пригласил Верзелия жить к себе, сказал ему, что будет его кормить царскими угощениями. А дедушка этот сказал Давиду: «Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить?» (2Цар.19:35). Хотя знал, что царские яства вкусные. И Верзеллий попросил, чтобы Давид взял с собой его сына Кимгама и наградил его.
Верзеллий знал, что когда он будет кушать у Давида что-то вкусное, он не будет чувствовать этого вкуса. Представьте себе двух людей, сидящих рядом и читающих Библию. У одного улыбка на лице, у другого на лице скука. Я называю это «синдром Верзеллия» – человек не ощущает вкуса истины, сладости Писания, не наслаждается Господа.
В воспоминаниях Чуковской об Анне Ахматовой описан эпизод, когда к А.А. пришел то ли писатель, то ли журналист, и ему дали по его просьбе почитать последние ее стихи. Гость сел у окна, просматривал стихи и попутно о чем-то постороннем говорил, что-то спрашивал. Наконец, подруга Ахматовой не выдержала и сказала: «Как вы можете разговаривать: вы же читаете стихи!» Этот человек читал стихи, но не вкушал их.
Когда мы не вкушаем реальность Бога, более реальными, желанными и сладостными для нас становятся идолы, эта схема описана в книге Судей: «забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7). За забыванием Бога следует служение идолам.
Решение проблемы – в «разворачивании» забывания наоборот, т.е. в воспоминании. Во 2Пет.1:5-7 Петр побуждает христиан возрастать в вере, добродетели, рассудительности, воздержании и т.д. А что, если у нас не будет получаться? Петр не говорит: «Проблема в том, что вы плохо стараетесь». Он говорит, что проблема может случиться от забывания – стих 9. Поэтому Петр занимается напоминанием – стих 12.
Фактически он говорит, что если прощение и спасение будут для нас яркими, реальными вещами, это будет влиять на нашу практическую жизнь (добродетель, рассудительность, воздержание и т.п.). Вот библейская истина о нашем сердце: мы все нуждаемся в том, чтобы нам напоминали о том, что мы уже знаем.
Как это работает в нашей сегодняшней жизни? Вот четыре идеи:
• Читая Библию каждый день много лет подряд, мы достаточно редко находим в ней что-то принципиально новое. Основной смысл чтения Писания – напоминание себе библейских истин. Оживление их в своей памяти. Когда мы читаем Библию, хорошо не только изучать ее смысловое содержание, но размышлять над ней так, чтобы это не только было с нашей стороны интеллектуальным признанием истины, но и «воспоминанием» истины, которое трогает сердце, приводит нас в трепет. У меня есть несколько любимых хокку (это японские стихи-трехстишия), одно из них я больше двенадцати лет боялся прочитать своей жене, и вот вчера прочитал: «Холод до сердца проник: / На гребень жены покойной / В спальне я наступил». О чем эти три строчки? Поэт уже похоронил жену, он уже отплакал, чуть-чуть чувства улеглись. И однажды, проходя по комнате, он нечаянно наступил на гребень жены, на ее расческу. Гребень хрустнул под ногой, а когда поэт наклонился и разглядел, что именно он разломал – он не поднял эту вещь равнодушно на полку, нет, «холод проник до его сердца». Я представляю, как он внутренно содрогнулся, когда увидел, на что наступил. Я иногда вспоминаю, как однажды сильно прищемил Иосифу пальцы, когда он был маленький. Когда я это вспоминаю, меня всегда передергивает. Этот поэт, конечно, знал интеллектуально, что жена умерла, но когда он вспоминал об этом, это его затрагивало эмоционально. Перед чтением Библии хорошо помолиться о том, чтобы Слово Божье пробуждало нас, было дорогим, ценным, волнующим. Чтобы читая Библию, нам не только вспоминать факты, идеи, но вспоминать великого Бога.
• В школах на стенах висят разные визуальные пособия – плакаты с правилами, таблица умножения, карты, портреты знаменитых и достойных людей и т.д. Дети смотрят на них, когда приходят в школу, когда идут на перемену, когда им скучно на уроке и их взгляд блуждает по классу – и вспоминают что-то важное. Иисус дал нам тоже такую визуальную помощь и даже нечто большее, чем плакат на стене. Вечеря Господня для того и предназначена, чтобы мы творили сие в Его воспоминание. Чтобы мы вспоминали Его. Чтобы то, что Он сделал, стояло перед нашими глазами. Вечеря – это один из способов напоминать себе и друг другу Евангелие.
• Еще одно средство напоминания: молитва. Причем я имею в виду особый ее вид. Павел напоминал Евангелие целым церквам (коринфянам), отдельным людям (Тимофею). Я не вспомнил прямо сейчас текстов о том, напоминал ли он Евангелие сам себе, но я вспомнил такие тексты в книге Псалтирь. Меня раньше удивляли места в псалмах, где автор посреди молитвы или песни начинает разговаривать с собой. Например: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс.41:6). Или вот еще: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:2). Сейчас я понял, что Давид как раз этим и занят: напоминает сам себе о Евангелии и благодати Божьей (посмотрите следующие стихи в 102-м псалме). В последние полгода я научился или, точнее, учусь у одного служителя (нет, здесь для меня примером служат даже сразу два брата) напоминать себе Евангелие каждый день. Обычно, когда я нахожусь в дороге, я занимаю некоторое время определенной повторяющейся молитвой. И в одном из пунктов я молюсь примерно так: «Боже, помоги мне понимать и помнить, как Ты меня спасаешь и что такое Евангелие. Помоги мне правильно рассказывать об этом другим людям. Помоги, чтобы знание Евангелия накладывало отпечаток на мою жизнь». А дальше я сразу перечисляю сам для себя по пунктам, как я понимаю, в чем заключается Евангелие. (Мне нужен Спаситель. Я не могу без Него попасть на небо или измениться к лучшему. Этот Спаситель – Иисус Христос. Он умер за меня. Спасая меня, Он поместил меня в церковь. Это тоже очень важно для меня – мне нужны мои братья и сестры. И т.д.). Фактически я проповедую сам себе. Или повторяю личный символ веры, кредо (так каждый день делал Николай Михайлович Крынец, только у него кредо занимало минут 40-50, если я правильно помню). Я считаю это важной частью моей духовной жизни. Это как регулярная подстройка музыкального инструмента, без которой он расстраивается и начинает фальшивить.
• Еще раз о вечере: мы совершаем ее не в одиночку, не по домам за закрытой дверью, но собираясь вместе. Мы нуждаемся в том, чтобы нам напоминали библейские истины, когда мы собираемся в группах. Когда несколько человек говорят о какой-то истине, кто-то может сказать про нее: «Вот это да!» И те из нас, у кого на этот момент времени образовалась корочка льда, тоже оживятся и пробудятся. Я о том, чтобы когда мы собираемся вместе, два-три человека или больше, мы говорили о Писании. О том, во что мы верим.
Сейчас мы будем совершать хлебопреломление. Давайте помолимся, чтобы при этом мы вспоминали Иисуса Христа, чтобы Он, как пишет Павел галатам, был как бы предначертан перед нашими глазами. «Чтоб не забыл Твоей мольбы, чтоб не забыл Твоей борьбы, чтоб не забыл Твоей любви – Голгофу мне яви». Аминь.

04.11.2018