Быков Константин Михайлович

Виталий Бердышев
Быков Константин Михайлович (1886-1959).
Известный отечественный физиолог, ученый и последователь И.П. Павлова. Действительный член АН СССР и АМН СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР. Генерал-лейтенант медицинской службы. Депутат Верховного Совета СССР 3-4 созывов. Лауреат Сталинской премии первой степени. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Премия имени И.П. Павлова за работы в области физиологии. Золотая медаль имени И.П. Павлова за развитие наследия И.П. Павлова.

Директор Института физиологии центральной нервной системы АМН СССР. Директор ИФАН. Начальник кафедры нормальной физиологии Военно-морской медицинской академии. Известен трудами по изучению взаимодействия коры головного мозга и внутренних органов, по изучению физиологии пищеварения и экспериментальной бальнеологии. Член ряда физиологических научных обществ. Член Советского Комитета защиты мира.

Нашему, тогда второму курсу ВММА, К.М. Быков прочитал всего одну, вводную лекцию, в 1955 году. Она была пышно обставлена. Стены аудитории были увешаны таблицами. На лекции присутствовали все сотрудники кафедры физиологии, и даже с других кафедр. Генералу (тогда ещё генерал-майору медицинской службы) чётко сделал доклад старшина курса - капитан мед.службы Хохлов Л.К. Все были в торжественном внимании и приподнятом настроении. Мы уже кое-что знали об академике, о его научных исследованиях, о Павловской школе, и даже о коре головного мозга. Дисциплина на лекции была отменной. Младшие командиры внимательно следили за тем, чтобы на задних рядах не было открыто отдыхающих и размеренную речь академика не нарушало порой замечаемое на лекциях тихое посапывание и нечто подобное.

Что уж тогда излагал нам академик — точно не помню. Очевиднее всего, основы своей любимой науки и перспективы ее дальнейшего развития, в первую очередь в области изучения функций коры головного мозга. Было много демонстраций. Два ассистента только и делали, что меняли на доске таблицы с графиками и цифрами... Безусловно, лекция была блестящей! Но мне она почему-то не очень понравилась. Возможно, потому что была мало эмоциональной — академик не обладал особым ораторским искусством. А может, и потому, что на меня произвели впечатление разговоры о роли Быкова в низведении с научных высот другого академика-физиолога - Л.А. Орбели и его научной школы, с его теорией автономной (вегетативной) регуляции функций и гемато-энцефалического барьера. Академик Быков выступил с разгромным докладом на совместной сессии АН СССР и АМН СССР — Павловской сессии (1950 г.), и, в конечном итоге, надолго затормозил развитие Отечественной физиологической науки. Каково же пришлось Л.А. Орбели и его последователям (Г.В. Гершуни, А.Г. Гинецинский, И.С. Бериташвили, Л.А. Штерн — единственная в стране женщина-академик), можно было только догадываться...