Буфет

Елена Вьюга
.   Липкие капли первого весеннего дождя смешались с прохладным ветерком, спутали и без того растрепанные волосы, окатили прозрачной свежестью обнаженные руки, слились в один бурлящий поток и проникли  в самую глубь, наполняя меня живительной влагой. Зимняя спячка закончилась. Осталось лишь кольцо воспоминаний о пяти долгих месяцах стужи, вьюг и снега.
.   С теплых берегов вернулись мои друзья. Они шебечут, перебивают друг друга, спешат рассказать мне о местах, где им довелось побывать. Они наслаждаются своими яркими воспоминаниями. Оказывается, очень далеко есть плодородные земли. Там тепло круглый год, идут тропические дожди и райские птицы поют туманящие рассудок, страстные песни. И растут там совсем не шишки, а тающие во рту, сладкие бананы. Напели мне друзья и про цветущие деревья. Магнолии. Огромные розовые цветы украшают раскидистые кроны этих южных красавиц. В глянцевой зелени их листьев отражаются облака. И пьянящий аромат привлекает влюбленных.
.   А на островах в океане цветущие деревья каждый год собирают под своей сенью огромное количество гостей. Это праздник весны, праздник цветения сакуры. Гости собираются семьями, что бы увидеть розовое чудо цветущих деревьев, ощутить красоту и бесконечность этого мира, почувствовать единение их сердец.
.   У нас же зима холодная, долгая, а деревья цветут и плодоносят шишками. После зимы первой всегда приходит талая вода. Она пахнет прошлогодней листвой, землёй, крещенскими морозами и солнцем, растопившим льды и сугробы. Я согреваюсь под первыми лучами ласкового весеннего солнца, упиваюсь потоками талой воды, пьянею от заполнивших воздух запахов. Я снова живу. И так происходит каждый год после холодной зимы.
.   Эта весна кажется мне особенной, в деревню вернулись люди. Мужчины берутся за топоры, плуги, налаживают быт. Женщины выгоняют в луга скот, варят сыр, пекут хлеб. Ребятня радостно галдит за околицей. Война закончилась...
    А меня к себе в дом забрала семья. Пока их четверо, но хозяйка дома Александра на сносях и вот вот родит еще одного неугомонного. Федор, муж Александры, подобрал мне синий строгий кафтан. Он добротный, ладный и пришелся мне в самую пору. Конечно же, я, как и многие молодые мечтал о шелковой сорочке, строгих лацканах пиджака и золотых запонках, но моя семья небогатая. Да и откуда в послевоенной России взяться богатству. Самое большое богатство - жизнь. У многих за четыре года кровопролития это богатство забрали. Так что будем жить, веселиться, хранить скудные запасы, выдавать рафинад и заваривать чай из коробочки со слоном.
   Семья Александры большая и дружная, часто они собираются шумными компаниями. В такие дни, мои дверцы и ящички не успевают закрываться и кажется еще немного и они слетят  с петель. Тарелки, блюда, чашки заполняют праздничный стол всевозможными вкусностями. Ложки, вилки, ножи помогают гостям оценить мастерство и щедрость Александры. А бокалы, наполненные рябиновой настойкой раскрывают всю широту души хозяина дома. Вечером посуду хорошенько помоют, насухо протрут льняными полотенцами и вернут мне на сбережение.
    Как много лет прошло. Кажется совсем недавно была весна, пахло талым снегом, крещенскими морозами, а друзья весело щебетали мне по магнолию. Сегодня другие времена. Белая фарфоровая кастрюля, раньше полная глыбами рафинада, сегодня до краев наполнена песком. Так Александра называет сахар - песок. И некогда фиолетовая крышка местами бесстыдно оголила свой возраст. В моем хозяйстве тоже многое изменилось за многие годы. Добавилась новая посуда. Есть тут и моя любимая - это бокалы на тонкой ножке. Они шестигранные. Их хрустальные грани заманивают солнечный лучик поиграть и отразиться в моих глазах. Лучик яркий и молодой, он рожден весенним солнцем. Он льется от грани к грани и все внутри озаряется алмазный светом, голубым и прозрачным одновременно. Вокруг происходит течение жизни, меняются люди, мое наполнение, моя одежда. Мне выдали новый кафтан, теперь он зеленый, как весенний лист на кроне могучего дерева. Снова пришла весна. С сапогами в дом принести дурманящий запах талой воды.
    Время течет. Теперь буфеты производят на больших фабриках. Они красивые, полированные, модные. А я стар и одежда моя за долгие годы поизносилась, дверцы покосились, а ящички предательски скрепят, как суставы у старика. Неплохую службу я прослужил, многое повидал, многое слышал. Ребята выросли и свили свои гнезда. Федор с Александрой давно покинули свой дом, а меня забрала к себе неугомонная. Теперь я стою у неё в подсобке, и ничего не осталось от моего былого величия, только воспоминания.
    Запах талой воды! Солнце! Птицы! Зеленые листья деревьев, трава! Вспоминаю... Что-то происходит со мной, я чувствую обновление.
.   - Дорогой, объясни мне - почему каждый раз когда я начинаю шкурить буфет, солнце палит так нещадно? - Вероника, внучка Александры, получив в наследство буфет, погрузилась в дебри реставраторства. Ее супруг с любопытством наблюдал, как жена осваивает новое ремесло.
.   - Потому что, родная моя, эти работы проводятся, как правило, в сухую, жаркую погоду. Так что ты сама выбираешь это время. Как успехи у новоиспеченного реставратора?
.   - Ты издеваешься? С таким строительным феном как мой утюг, я снимаю краску черепашьим галопом. Знаешь, я интересное  заметила. Снимая каждый новый слой краски, я слышу запахи и вижу события тех времен. Такое ощущение, что буфет жил все эти годы вместе со всеми домочадцами, а теперь рассказывает мне историю моего рода. В какой то момент я почувствовала печаль за бедность моих предков. Ведь и в те времена были резные буфеты из красного дерева. А мне в наследство достался весьма скромный и обшарпанный... Но, проживая с букетом каждый слой краски, я наполнялась радостью и любовью к моим близким. Они смогли выжить в то непростое время, пережил революцию, раскулачивание, нищету, войну, голод и разруху. Я хорошо помню белую фарфоровую кастрюлю, полную глыбами рафинада. Я любила тайком от бабушки таскать этот рафинад. Любила отыскать клад в ящиках и поймать солнечного зайчика в его стеклянных дверцах. Как думаешь, в какой цвет будем его красить?
.   - Думаю, в красный.
.   - А может слоновой кости?
.   - Звучит респектно! Давай снаружи слоновой кости, а внутри красным. Он может себе это позволить.

.   - Да... Результат превзошел мои ожидания. Он великолепен! Андрей , помнишь, я искала бокалы, те, шестигранные? Я поняла, это я для буфета искала.

.  Он знал, наступят времена и его душа снова отразится в хрустальных гранях бокалов, и переливаясь голубым светом , заиграет солнечными зайчиками...