Почему Авраам не взял и нитки

Абраамов Александр
      Есть история про Авраама, как будучи победителем, и захватив трофеи, он отказался от добычи. Случай достаточно примечательный, поэтому приведём отрывок целиком . Длинновато, но это ключевой момент – то есть дающий ключ ко многому; «золотой ключик», если угодно.

      «Аврам , услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил всё имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.
      Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.
      Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили».

                * * *
      Аргумент – «чтобы ты сказал», «чтобы ты не сказал», такое ощущение, адресован именно царю Содомскому, на уровне его, так сказать, Содомского понимания. Люди взрослые должны понимать разницу между тем, что говорится, и что за этим стоит на самом деле. Что ребёнку не всегда надо рассказывать кучу непонятных для него вещей, но объяснить надо доходчиво и понятно, на уровне его понятий.

      Царь Содомский был бы счастлив, если бы ему вернули людей, а имущество было бы платой за их освобождение. Это справедливо даже и по сегодняшним понятиями. Так что этот аргумент Аврама хотя и понятен, но вряд ли отражает его реальный мотив.
 
      Почему же Аврам не взял из добычи даже и нитки? В чем была его выгода? А ведь выгода, бесспорно, была.

      Аврам приобретал «Нечто». И для этого Нечто радость от имущества, приобретённого даром, вредна. А найдём мы ключ к этому сюжету в притче об озёрной глади: либо ты в волнении (в том числе, и в радости), либо ты видишь ясное отражение. Отражение это настолько ценное, что никакое имущество и никакая радость с ним не сравнится. Это отражение даёт пользы и выгоды больше, чем даёт любое имущество.
 
      Ибо это проявляется душа, и отражение это в душе, и отражается это душой. А отказ от мелких радостей, в основе которых лежат шкурные, корыстные интересы – это одно из условий нормальной работы души. Как писал Юлиан Семёнов, Штирлиц умел подавлять недостойную радость. То же самое и здесь, один в один – только радость эта недостойная уничтожается ещё в зародыше: не ворую, не присваиваю, поэтому и радости от воровства или присвоения нет.

      Потому его, Авраама, Абрахама, Ибрагима, и помнят, как пример для подражания, как эталон и камертон, в трёх мировых религиях. Потому как душа – это самое ценное, что есть у человека и у человечества.

      Но главенство души не сохраняется (и не приходит) само по себе – ради души надо жертвовать корыстью, выгодой. Шкурными интересами.

      Вот как это понял бы царь Содомский, неясно. Да скорее всего, насмешливо, как глупость и блажь. По его Содомским понятиям, это как бы не очень понятно. А вот гордость, которая якобы звучит в словах Аврама, ему очень даже понятна. Если будет время и повод, расскажу о связи гордости и того течения, имя которому дал город Содом.

                * * *
      Когда найдёшь тихое, спокойное состояние, чтобы дать голос душе – тогда всё сделается само собой, и самым наилучшим образом – душой, через душу. И тогда, когда кажется, что не на что опереться – вдруг получается, что как птица, мы не падаем, мы опираемся на нечто невидимое, и летим. Всё незримо делает душа, мы лишь доверяем ей. Уделяем ей внимание, прислушиваемся к её шёпоту.

     Надо только не мешать ей, не сбивать то спокойное, тихое состояние, в котором только и можно услышать голос души. И пример с «ниткой или ремешком от обуви», которые не взял Авраам, дают нам пример, и дают нам ключ, как это состояние сохранить.
 
     Или как его приобрести.


П

Полный текст книги "О душе и о внутреннем зрении" на сайте www.abraamov.ru