Манько и Фидель

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Когда легендарный команданте Фидель Кастро Рус после длительной партизанской борьбы, приведшей к победе Кубинской революции, возглавил остров Свободы, ветеран «Ильичевсквнештранса» Леонид Манько только начинал свою трудовую деятельность в отделе механизации портов ЦПКБ-3 Черноморского морского пароходства и занимался корректировкой конструкторской документации.
Молодой красавец-бородач Фидель, в берете и военном френче, с неизменной сигарой во рту был кумиром Леонида. Да что там Леонид! В Кастро была влюблена вся огромная страна, помогавшая гордому свободолюбивому народу маленькой далекой Кубы.
Как и многие молодые люди, Леонид Манько мечтал побывать на экзотическом острове, познакомиться с кубинцами и пожать руку их легендарному лидеру. Он даже начал курить кубинские сигары, в изобилии появившиеся в одесских магазинах, с красивыми необычными названиями: «Белинда», «Корона», «Гранд-генер», «Ромео и Джульетта», чем вызывал неудовольствие женской половины отдела…
А на работе приходилось заниматься самой натуральной рутиной. Документация на проектируемые изделия была  на испанском языке. Постоянно приходилось делать сверку напечатанных в машбюро инструкций и Манько поступил на курсы испанского языка…
Но недаром говорят, что знания за спиной носить не надо. Леонид к тому времени работал уже старшим технологом на Ильичевской базе «Союзвнештранс», когда ему неожиданно предложили поехать переводчиком испанского языка на Кубу с группой специалистов «ЧерноморНИИпроекта».
Предложение это было для него, как гром среди ясного неба, сбывалась его давнишняя мечта, однако одолевали сомнения – из-за отсутствия разговорной практики Леонид боялся подвести людей.
Но Манько был человеком решительным и дал согласие на поездку.
Поначалу было очень трудно. Ведь приходилось делать переводы по различным специальностям, таким как гидротехника, геология, геофизика, топография, экономика, производство работ и безопасность мореплавания. Однако из подкорков мозга всплывали не только заученные фразы, но и слова, о существовании которых он и не догадывался. Конечно же, очень пригодилось и морское образование Манько и его производственный опыт.  Когда Леонид не мог чего-то объяснить, то рисовал на бумаге, и люди прекрасно понимали его.
За четыре месяца группа объездила весь остров, побывала во всех портах и портопунктах. А для Леонида это было еще и время знакомства с кубинским народом, его языком, обычаями и удивительной природой этого чудо-острова.
Но самым запоминающимся событием во время пребывания на острове Свободы была встреча Леонида Манько с самим Фиделем Кастро…
В 1990 году в Гавану пришло советское судно «Оренбург». Его капитан был человеком незаурядным и задался целью пригласить на борт судна лидера Кубы Фиделя Кастро.
За помощью он обратился к начальнику морагентства Виктору Андреевичу Васьяновичу, чтобы он помог организовать этот визит, для чего надо было найти весомый повод.

И оказалось, что повод пригласить Фиделя был. Во время одного партийно-правительственного визита советского руководства на Кубу Фидель обмолвился, что обязательно посетит то советское судно, которое привезет на остров хотя бы одно бревно, срубленное кубинцами. Речь шла об участке, который был выделен Кубе, чтобы собственными силами вырубала и отправляла к себе лес. А на «Оренбурге» как раз и привезли два «подъема» кругляка.
Эта идея была положительно одобрена советским посольством и торгпредством. Пришлось также договариваться и с ЦК Компартии Кубы и с газетой «Гранма».
В назначенный день визита после обеда стали пустеть портовые причалы, а на стоявших там судах и находящихся  рядом зданиях появились люди в военной форме. К борту «Оренбурга» подъехали посол СССР на Кубе со своим переводчиком и экономическим советником, а также посол Кубы в СССР.
Неожиданно к Манько подошел переводчик посла и попросил временно подменить его, так как тому надо было срочно куда-то позвонить, а телефон находился только на проходной. И только он отъехал, как к борту теплохода подкатили три «мерседеса» и из одного из них вышел сам Фидель Кастро. Он поздоровался, и Леонид вступил в обязанности переводчика.
Фидель и сопровождающая его свита поднялись на борт «Оренбурга», ему показали лес, после чего пошли в рубку, чтобы сделать запись в бортовом журнале. И только по пути на мостик Манько подменил возвратившийся переводчик посла.
Потом все приглашенные лица прошли в кают-компанию, где был накрыт стол. Угощали, конечно же, «Столичной» и первый тост был, естественно, за дружбу и Фидель поблагодарил всех и чокнулся рюмкой со всеми присутствовавшими и, конечно же, с Леонидом Манько, тем самым осуществив его заветную мечту.
Во время пребывания Леонида Манько в Республике Куба, в Гаване побывало много работников Ильичевского порта, это С.С. Михайлюк, М.Ф. Кузьменко, Б.Н. Главацкий, Ю.П. Маринчук, Г.И. Токман, Б.И. Ерошенко, А.А. Незнакомов, Я.И. Фукс, Г.Н. Фокас, А.Ф. Кутишенко, В.Д. Клеменьтев. А.И. Морозов, В.Н. Мазаев, В.А. Колесов и другие, которые приезжали для решения различных вопросов взаимного сотрудничества.
Побывали там и лучшие работники бригад докеров-механизаторов второго грузового района, с целью обмена опытом по применению единой технологии загрузки и выгрузки судов. Встречали наших портовиков их кубинские коллеги очень дружелюбно и гостеприимно. Ведь в те годы в Ильичевском порту особо важной считалась судоходная линия Ильичевск – порты Кубы.