Собака и вороны. Рефлексы? Или умение развлекаться

Валерий Слюньков
 
  Стучат синицы клювами в пустую кормушку, заглядывают в окно, прицепившись за край откоса. Надо пополнить плошку семечками, мороз давит, птице голодной крах. Смотрю на их возню, пируэты, которые закладывают перед посадкой. Ловкачи. И вижу, как внизу, на снегу под окном, куда бросают сердобольные мои соседи корм для котов-бомжей, разворачивается целая операция по отъёму продовольствия у кошачьих целым подразделением ворон. Одни, рисковые и ловкие, клюют увлечённого едой кота в кончик хвоста и отскакивают, готовые взлететь. Другие норовят быстро выхватить у растяпы из под носа кусок побольше. Дальше начинается драка между всеми крылатыми участниками операции. А коты, озираясь, стараются побыстрее похватать остатки.
 
 Вспомнилось похожее, что видел уже давно на былом моём рабочем месте.
  На самолёте, что стоит на нашей газовочной площадке ЛИС* готовимся к очередному этапу проверки, доводки двигателей. Предстоит так называемое списание расхода топлива. Дело по времени не короткое, надо на определённых режимах, а их немало, записать показания расходомеров, согласованные со счётчиками импульсов времени. Это используют все спецы, кому надо проверить оборудование, приборы. А радистам, наконец-то, погонять вволю, настроить локатор, потому что в другое время, когда вокруг люди, нельзя - СВЧ излучение. Сейчас нигде никого, выставлены предупреждающие плакаты.
 
И с первыми звуками запускающихся движков, недалеко перед самолётом, появляется аэродромный "комендант" - здоровенный пёс Бельчик, несёт в пасти замороженный кусок хлеба. Укладывается на снег, начинает валятся, сторожко поглядывает по сторонам. И вот продолжение банкета. Откуда-то, тут как тут, появляются вороны. Осторожно, с разных сторон, подскоками, боком-боком и всё ближе к заветному призу. Бельчик не дремлет. Вскакивает, бросаясь на ближних ворюг. Но те терпеливы и настойчивы. И вот, когда обнаглевшая ворона клюёт его в кончик хвоста, не в силах стерпеть наглость, бросается за ней в погоню. Но тут же, спохватившись, разворачивается назад... поздно. Не в силах взлететь со здоровенным куском, ворона, касаясь снега, уже далеко. За ней вся стая ворья, норовят ухватить каждый своё. Бельчик сидит, расстроенно глядя вслед стае экспроприаторов, потом уходит.

Ненадолого. С новым куском хлеба Бельчик начинает валятся на снегу, делая вид, что не следит за своей добычей. И всё повторяется снова. Представление забавляет, смеёмся. И кто свободен начинают сквозь шум и грохот рассуждения о том, что всё это ерунда, рефлексы и пр. Они, и звери и птицы, знают и умеют своё, в том числе и развлекаться. Те же вороны, наверняка, знают, где баки отходов у столовой, кормятся там, но не прочь поучавствовать в представлении с соседом и "братом по разуму".
Меж тем у нас дело к концу, остался режим 100%. Самолёт трясёт, норовит рвнуть вперёд, но его держат толстые троса швартовки.
Бельчик неодобрительно смотрит в сторону "ревущего зверя" и трусцой уходит подальше. Разлетаются и привычные ко всему местные вороны,но это и им слишком.

Давно это было. Потом настали годы, когда от столовой не стало отходов, и Бельчик, победовав, наловчился мышковать, и делал это ловко и умело, тем более что такого "зверья" на непаханном поле вокруг ВПП хватало. Но это, как говориться, совсем другая история.
 
                ЛИС* - Лётно-испытательные станции авиазаводов.