Александр Пушкин о Борисе Годунове

Ольга Ильинична Горшенкова
Подробнее в книге «Исторический фатализм России. Оковы смуты» 

После окончания лицея Александр Пушкин не желал служить и быть скучным рядовым чиновником. Он постоянно просил у царя отпуск для занятия историей. Он объездил места, где бывал Емельян и написал о Пугачеве. Его интересовали многие вопросы, это и Екатерина Великая, переворот 1762 года и сложная спорная фигура Годунова.
Мы привыкли считать Пушкина гениальным поэтом и писателем, но это был и гениальный историк! Поражает, во-первых, интуиция Пушкина в самых сложных вопросах прошлого времени, во-вторых, точность характеристик, в-третьих, поэт не боится давать свою оценку. Он умеет понять, схватить, внедриться точно в самую суть, в самую глубину, в самое нутро исторической личности, в самую глубину исторического времени и процесса, попадает в самую десятку. Смотрите на примере Годунова, как поэт точно и метко дает характеристику!

Зять палача и сам в душе палач.
Точнее не скажешь. И не просто палач, а «вчерашний раб, татарин, зять Малюты».

Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, в Вяземском уезде был помещиком средней руки. По легенде из летописи начала XVII века, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты.
После смерти отца вяземского помещика Федора Кривого в 1569 году Бориса взял в свою семью его дядя Дмитрий Годунов. Незнатный Дмитрий Годунов с его владениями в Вязьме в опричнину был зачислен в опричный корпус, вскоре и сам он получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа.
В 1570-м Борис Годунов стал опричником, в 1571-м был дружкой на свадьбе царя Ивана Грозного с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. Через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине, царь Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Именно в опричнину незнатные Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице власти.
 Размышляя о судьбе Годунова, нельзя не коснуться вопроса его греховности и каре божьей. За что народ так ненавидел и обвинял Годунова в воровстве власти? Почему народ  считал его виновным во всех своих бедах и невзгодах? Занимался этим вопросом и Александр Пушкин.
Поэт не только продолжает характеристику Годунова, но и дает свою оценку.
Этот «вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач»  своровал венец власти и занял место Мономаха! И здесь поэт не может сдержать своего возмущения и гнева по этому поводу!

Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!

Сколько иронии, негодования и презрения к рабу и палачу! Действительно!
Какая честь для нас, для всей Руси! "Зять палача и сам в душе палач" посмел занять место царя!И это еще не все!

 Всего лишь одной маленькой ремаркой в «Борисе Годунове» гениальный Александр Пушкин первым провел серьезную историческую параллель исторического времени и правителей. И это уже вопрос не описательной, а серьезной аналитической истории.
Посмотрите, как гениально он это сделал в сцене юродивого Николки и царя в «Борисе Годунове», после которой следует смерть Годунова.
 
Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню.

Юродивый
Борис, Борис! Николку дети обижают.

Царь
Подать милостыню. О чем он плачет?

Юродивый
Николку маленькие дети обижают ... вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

Бояре
Поди прочь, дурак! Схватите дурака!

Царь
 Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
(уходит)

Юродивый
Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит.

Всего лишь несколько предложений, но как фантастически много смысла!
Властолюбивый Годунов, как и жаждавший власти Ирод женился на принцессе правящей царской династии. Захватив трон как лиса, он правил как тигр, а умер как собака, которого не любил народ, несмотря на все его ухищрения. И Годунов, и Ирод любили строить. Поскольку Ирод боялся восстания иудеев, он помимо храма, театра, ипподрома, порта и дворцов, строил крепость и гробницу. Годунов также любил заниматься строительством, особенно пограничных укреплений.
 Помимо Годунова Пушкин не мог не коснуться образа Марины Мнишек. «Она волнует меня как страсть», - отмечал поэт. Этот центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии: «Моя Марина славная баба».
Самого «Бориса Годунова» Пушкин посвятил Карамзину. Действительно, все гениальное просто!Заметим, судьба самого поэта явилась важной вехой в судьбе его рода!