Подкова на счастье Гл. 30 Портрет Федора

Валерий Олейник
Глава тридцатая
                Портрет Фёдора


         Убрав со станка натюрморт, художник поставил новый холст.
    - На этот раз я напишу портрет Фёдора,-  решил Антонов.
Приступив к портрету, художник уже внутренне был готов к этой работе.
Образ своего друга он видел былинным героем.

 - На таких людях русская деревня держится, да и вся Россия в целом, - размышлял художник.
В этом немногословном человеке сконцентрировалась  сила и память народная, вот кто способен в трудную и лихую годину стать на
защиту Отчизны,  с кем можно смело идти в разведку.

   Денис углём сделал набросок  головы Фёдора прямо на холсте, взяв сразу общую массу, затем наметил череп , получился высокий лоб с выраженными надбровными дугами, нижняя челюсть широкая, выступающие скулы, глубокие глазные впадины,  художник наметил лицевые мышцы и перешёл к характерным чертам, ему понадобилась натура.

  Денис достал фотоаппарат , начав просматривать фотографии, найдя несколько с Фёдором , живописец выбрал две, наиболее характерные.
 - Так  Федя, а теперь разберу тебя более подробно, и так глаза ?

 - Глаза у тебя серовато- голубые, лучистые, чаще задумчивые, но бывают добрые со смешинкой.

 Брови густые, широкие, лоб высокий, взгляд внимательный, нос прямой, короткий, волосы всколоченные, с пробивающейся сединой, виски седые,
фигура у тебя крепкого телосложения, по всему видно, что ты способен на тяжелую работу, а вот походка вразвалку, как у моряка, но это скорее результат травмы ноги.
 А вот глаза широко поставленные , губы слегка припухлые, нижняя губа тоньше верхней , и конечно косой шрам, через всю нижнюю часть лица.
 Денис снова задумался.

 - Моя главная задача , показать его внутреннюю, душевную красоту, но как это сделать ? - Денис ещё раз просмотрел внимательно все фотографии и тут он увидел необычный ракурс, фотография была сделана на речке, Бурков внимательно смотрел на мостик , пытаясь понять - чем так восторгается художник.

 - Вот именно этот взгляд Фёдора я должен написать, - радостно подумал Антонов, - этот взгляд пройдёт красной нитью в картине, в нем проявилась доброта человеческая, словно сама душа Фёдора смотрит на мир.

 Художник остался доволен найденным решением, потом заметил некоторую монументальность образа.
 - Я кажется перехвалил друга, следует писать его проще, иначе будет слишком прослеживаться мое, исключительно  хорошее расположение.

 - Пожалуй не буду вводить много цветов, постараюсь писать тоном.
 Денис проработал до вечера.
Да мне ещё пахать и пахать, надо дать краскам просохнуть и потом продолжить дальше работу, - художник вынес холст во двор и положил на крышу пристройки сарая.
Теперь следует вымыть кисти и самому приготовиться к приходу Веры.

 Вернувшись в дом Денис расставил в горнице свои работы.
Набралось двадцать два холста и десять картонов.
 - Что ж , не плохой урожай, работа шла плодотворно, во всяком случае половина из этюдов смело может служить основанием для картины, в каждой работе чувствуется восторг перед красотой природы, а это главное, - отметил для себя художник.

 Денис опять вспомнил своих педагогов, харьковской школы.
 - Живопись - это просто, главное цвет и отношения, - говорили они и конечно были правы, но писать цветом  не просто, для этого одного
таланта мало, нужно постоянно и много работать, именно для того, что- бы
видеть цвет .

  Сегодня  в России для меня примером является Константин Войнов из Красноярска, этот мастер уже себя показал , но его потенциал настолько огромен, что  он раскрывается с каждой новой работой, дай Бог ему здоровья !
  Денис вспомнил как он оказался на выставке Константина Войнова и как был поражён мастерством автора.

 Разговаривая с мэтром живописи Денис задал вопрос о творческом методе и предпочтениях в изобразительном искусстве.
 - Художник языком цвета рассказывает о вечных ценностях бытия и мироздания, о материнстве, детстве, о духе, душе, о человеке и его стремлении к Богу, о своём царстве цвета, теней, оттенков и полутонов.

Живопись - замечательная возможность выразить языческий восторг перед
непостижимостью мироздания. Это таинство превращения мыслей и чувств
в зримый художественный образ, таинство преобразования энергии художника в энергию картин, - сказал Константин, приветливо улыбаясь.

 - Как глубоко и верно сказано, - подумал тогда Антонов, - в этой фразе вся жизнь художника, его творческие искания и философские раздумья .
 Тогда Войнов пригласил Дениса посетить его мастерскую, Антонов согласился.

  Просторная мастерская на шестом этаже дома относилась к творческим мастерским союза художников, а сам владелец Заслуженный художник России , познакомил Антонова со своей женой.

  - Люда, милая и открытая женщина, тоже оказалась замечательным художником, разглядывая ее работы Денис отмечал удивительный лиризм и тонкое понимание характера сибирской природы.

 Тогда весь вечер прошёл в беседе о живописи и обсуждении работ художников, находившихся в мастерской.
 - Интересно, как - бы Войнов решил этот портрет, впрочем зная почерк автора заранее знаю, что мастер увековечит  Фёдора своей кистью.

 - Но я иду своей дорогой, поэтому попытаюсь по своему решить образ моего друга, - продолжал размышлять Антонов.
  - Если я действительно сделаю выставку в клубе, следует заказать рамы, как-  то Степан говорил, что работал  в столярке, менял проводку, возможно в деревне найдётся столяр, способный изготовить рамы.

  Денис набрал номер сотового Степана.
Оказалось , что действительно есть столярка и деревообрабатывающий цех
 - Я понял Денис, что тебе надо, поговорю с Михалычем, он тебе поможет.

Через два часа должна прийти Вера, Денис в ожидании разволновался,
Художнику неудобно было передвигаться по дому на костылях,  Антонов растопил печь,  решив  поставить на плиту чайник и сковороду.

  - Пожалуй приготовлю яичницу, чувствую себя голодным, пирожки уже были давно съедены, а работа над портретом поглотила меня целиком, я  даже забыл о еде.
 Перекусив Денис сел к столу и стал ждать Веру, его взгляд упал на книжную полку, где стояла книга Джека Лондона « Мартин Иден»

Когда- то эта книга изменила жизнь художника, благодаря Мартину Идену Антонов поверил в себя, решив добиваться поставленной цели , как персонаж Джека Лондона.
 Денис наугад открыл книгу и начал читать.

....Неужто любовь так примитивна и вульгарна, что должна питаться внешним успехом и признанием толпы? ... ( Мартин Иден)
 - Здесь я не соглашусь с Джеком Лондоном, хотя он и говорит устами своего героя, любовь не может быть примитивна, она как и правда бескомпромиссна и живет с обнаженным нервом, а вот толпа, это другое дело, толпа словно студень перетекает из одного состояния в другое, меняя свою форму и мнение, - Денис раскрыл книгу на  другом месте продолжая читать наугад.

... Ницше был прав. Не стану тратить время и разъяснять, кто такой Ницше. Но он был прав. Мир принадлежит сильному, сильному, который при этом благороден и не валяется в свином корыте торгашества и спекуляции. Мир принадлежит людям истинного благородства, великолепным белокурым бестиям, умеющим утвердить себя и свою волю.

 И они поглотят вас-социалистов, которые боятся социализма и мнят себя индивидуалистами. Ваша рабская мораль сговорчивых и почтительных нипочем вас не спасет. Да, конечно, вы в этом ничего не смыслите, я больше не стану вам этим докучать. Но одно запомните. В Окленде индивидуалистов раз-два-и обчелся, и один из них-Мартин Иден... ( Мартин Иден)

  Денис прочитал и задумался
Мне нравится Ницше , думаю он последователь Диогена Лаэртского и был большим индивидуалистом, отличаясь здоровым цинизмом, но Мартин Иден, как персонаж, бросил вызов всему миру , он был уверен в своём здравом смысле, исключительном индивидуализме и не рассчитал свои силы.

 Художник закрыл книгу,  положив на стол.
 -  Я  тоже индивидуалист, впрочем как каждый художник в силу своей профессии, а по большому счёту все мы кустари - одиночки, но каждое произведение  собираемся создавать  исключительно с большой буквы.

 Мир живет по своим критериям, отправные точки задают индивидуалисты,
они как люди - маяки показывают направление, куда двигаться человеческому ковчегу.

 Открылась дверь и на пороге стояла улыбающаяся Вера.
Художник вскочил, поднявшись со стула, опираясь на здоровую ногу.
Иди ко мне дорогая, я обниму тебя, как никогда ещё не обнимал.

Вера, держа в руке пакет с продуктами подошла, раскрыв объятия, подставив щеку для поцелуя , закрыв глаза.
Денис нежно, двумя руками повернул к себе лицо женщины , начал покрывать поцелуями, шепча слова любви и нежности.

 - Верочка, как я тебя ждал, сегодня нас ждёт волшебная ночь любви...




Продолжение
http://www.proza.ru/2018/11/07/1159